ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > СНГ после кризиса: ориентир на интеграцию

СНГ после кризиса: ориентир на интеграцию


17-05-2010, 10:09. Разместил: VP

В столице Австрии прошел IV Венский экономический форум стран СНГ и Восточной Европы «Инновации и инвестиции: роль финансовых институтов в развитии экономик стран Содружества». // Юлия Уханова, Bankir.Ru

 

Главной особенностью этого форума, организованного Финансово-банковским Советом СНГ при поддержке Исполнительного комитета СНГ, Министерства экономического развития РФ, Международного банка Азербайджана и Внешэкономбанка, стало то, что он стал, пожалуй, первым мероприятием такого уровня, на котором не обсуждался мировой финансовый кризис. Напротив, организаторы встречи предложили для разговора и обсуждения темы перспективного развития. В их числе - финансово-экономические модели инновационного развития экономик государств СНГ, возможности сотрудничества СНГ и Евросоюза, перспективы Таможенное союза и т.п.

 

В работе форума участвовали более 80 представителей государственных, общественных, финансовых и бизнес-структур из 10 стран СНГ и Европы. Выступили посол России в Австрии Сергей Нечаев, председатель Международного банковского совета, вице-президент РСПП и председатель совета Ассоциации региональных банков России Александр Мурычев, директор департамента экономического сотрудничества со странами СНГ Министерства экономического развития России Сергей Чернышев, глава департамента транспорта, телекоммуникаций и корпоративного направления в России, Восточной Европе, на Южном Кавказе, в странах-партнерах Европейского Инвестиционного банка Филипп Шимчак, председатель Координационного совета Финансово-банковского совета СНГ Анатолий Казаков и другие.

 

sobitie140510-500.jpg

 

Говорилось о том, что необходимо предотвратить увеличение разрыва между Таможенным союзом России, Казахстана и Беларуси и СНГ в целом и обеспечения баланса интересов государств-участников СНГ. Участники отметили, что опыт последних лет по решению проблем инновационного развития выявил нерешенные системные вопросы, типичные для большинства стран СНГ, в том числе отсутствие эффективной законодательной и регулятивной базы, стимулирующей всех участников рынка; отсутствие внутреннего спроса на товары и услуги инновационного сектора экономики; слабая связь инновационных разработок с реальными потребностями рынка; отсутствие эффективного механизма привлечения инвестиционного капитала и дальнейшего финансового сопровождения инноваций; низкий уровень финансирования научных исследований и разработок, осуществляемых преимущественно за счет бюджетных средств, и отсутствие интереса со стороны частного бизнеса в финансовой поддержке НИОКР. 


Как сообщается в официальном релизе форума, его участники пришли к следующим выводам:

 

«Инновационное развитие государств – участников СНГ сдерживает сложная ситуация в денежно-кредитной сфере, а также структурные диспропорции в экономике, недостаток собственного капитала как предприятий, так и банков, высокие ставки рефинансирования и кредита, дисбаланс между сроками привлечения кредитных ресурсов и их размещением. Кроме этого, не определены структурные приоритеты развития инновационной экономики и отсутствуют механизмы государственного стимулирования вложения инвестиционных ресурсов в наукоемкие производства. Для решения задач межгосударственного инновационного развития в рамках программы «Партнерство для модернизации» и укрепления научно-технического сотрудничества государств Содружества и Евросоюза необходимо использовать преимущества экономик государств – участников СНГ: богатые природные ресурсы, высококвалифицированные научные кадры, развитая система высшего образования. Но при этом нельзя не учитывать факторы, негативно влияющие на развитие межгосударственной инновационной деятельности:

  • технологическая отсталость отдельных отраслей промышленности и, как следствие, низкая конкурентоспособность продукции;
  • неразвитость сферы малых инновационных предприятий, обладающих необходимой гибкостью для быстро меняющихся условий рынка;
  • отсутствие разветвленной инновационной инфраструктуры;
  • несовершенство нормативно-правовой базы инновационной деятельности;
  • недостаточный уровень защиты прав интеллектуальной собственности».

По результатам работы форума выработаны рекомендации, в частности, предложено доработать и подписать многосторонний договор о свободной торговле в СНГ, построенный на нормах и правилах ВТО, а также соглашение между ЕС и странами СНГ о свободной торговле. Необходимо также сформировать общее научно-исследовательское и инновационное пространство, обеспечить равные «стартовые» возможности хозяйствующим субъектам стран СНГ в мировой структуре разделения труда. Предложено также создать единый орган, координирующий сотрудничество государств–участников СНГ и Евросоюза по всему циклу «наука-техника-инновации», и определить его формат и область юрисдикции. Участники Форума рекомендовали Финансово-банковскому Совету СНГ: использовать потенциал Финансово-банковского совета СНГ и уже существующие механизмы сотрудничества в целях поиска источников финансирования проектов на пространстве СНГ; принять участие в подготовке проекта Межгосударственной программы инновационного сотрудничества на период до 2020 года в части структуризации финансовых источников реализации; оказать необходимое содействие во всесторонней проработке правовых, институциональных и организационно-структурных основ создания мирового финансового центра СНГ в Москве; содействовать работе Внешэкономбанка в вопросах реализации инновационных проектов на принципах государственно-частного партнерства на пространстве СНГ; подготовить предложения по взаимодействию и сотрудничеству с институтами развития Евросоюза в области реализации инновационных программ и проектов на пространстве Евразийской экономической зоны; принять участие в разработке правил и регламента работы Межгосбанка СНГ как расчетного центра обслуживания таможенных платежей в рамках созданного Таможенного союза (Россия, Белоруссия, Казахстан).

 

 

sobitie140510-500-2.jpg


Вернуться назад