ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Европа? Да ну её в *опу! Или всё-таки стоит помириться?
Европа? Да ну её в *опу! Или всё-таки стоит помириться?20-05-2016, 19:32. Разместил: Лукрентий |
Дискуссионный клуб «Валдай» опубликовал новый доклад, в котором эксперты предложили новые принципы, на которых должны базироваться и развиваться отношения между Россией и Европейским Союзом.
Где мы сейчас?Очевидно, что военно-дипломатический кризис в отношении Украины завел отношения России и ЕС в тупик, хотя первые признаки этого кризиса можно обнаружить еще в прошлом десятилетии. Концепция «стратегического партнерства» себя не оправдала. ЕС пора бы уже понять, что Россию не «переделать», хотя России также стоит понимать, что структура и природа Европейского Союза также не изменяется по мановению волшебной палочки.
С момента подписания Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 1994 году политическая структура ЕС заметно изменилась.
Превращение экономического союза Европы в политический союз, дополненный военным альянсом НАТО, привело к тому, что общее решение блока меньше всего устраивало каждую страну в отдельности. Эта централизация в Брюсселе аукнулась тем, что интересы соседних стран, например, России, перестали учитываться должным образом.
Отсюда вытекает тот институциональный, политический, экономический и миграционный кризис, с которым столкнулась Европа. В это же время в России сформировалась новая политическая и экономическая структура государства. Нарастающие трудности сократили возможности обоюдовыгодного сотрудничества, а санкции в отношении Крыма усугубили эту ситуацию. Обозначенный Россией «поворот на Восток» нацелен на диверсификацию политических и экономических связей.
Брюссель всю дорогу ожидал, что Россия начнет соответствовать их требованиям, примет их установки и ценности без всякой коррекции и изменений. Москва долго пыталась отделить страны ЕС от НАТО, но украинский кризис показал, что это невозможно.
Отсюда ясно, что продолжение той политики в одни ворота больше невозможно. Пора учитывать интересы всех стран и альянсов в равной степени. Европа нуждается в стратегических поставках российских энергоресурсов, без них Европу ждет экономическая катастрофа, а за ней и политическая. Сегодня Брюсселю уже приходится считаться с созданием Евразийского союза, признавать евразийский интеграционный проект. Это реальный шанс перейти к равноправным отношениям с Европой, а «разворот на Восток» вынуждает Европу идти на новый диалог. Что мы хотим от Европы?С давних времен Европа рассматривалась как ценностный ориентир, как позитивная цивилизационная модель. Хотя Россию всегда интересовали самые простые, стандартные «вещи» в отношении ЕС.
Это справедливые цены на энергоносители, открытый рынок, невмешательство ЕС в постсоветское пространство, свободное передвижение граждан и комфортное проживание жителей Калининградской области, оказавшихся в кольце Евросоюза.
Опора на общие эфемерные ценности не сработала, поэтому опираться надо на прагматичные интересы каждой из сторон. России нужна предсказуемая Европа, Европа хочет стать дееспособным игроком на мировой арене, и без России это сделать невозможно. Важно также отметить, что нормы и ценности, прописанные в официальных документах ЕС, не исчерпывают европейских норм и ценностей вообще.
Очевидно и то, что Россия не вместе с Европой, но всегда идет рядом. ЕС является источником инвестиций и технологий для всего Евразийского союза, при этом ни один член Евразийской интеграции не в силах стать членом ЕС. Не стоит этого опасаться.
Защиту национального рынка также необходимо совершенствовать на всех уровнях: техническом, законодательном, политическом. Опыт ЕС может очень пригодиться в работе Евразийского союза. При этом Евразийский союз не принципиально зависит от отношений с Европейским Союзом. В скором времени представителям Евразийского союза надо заключить 67 соглашений между собой. И диалог с ЕС в качестве мощного регионального союза будет намного продуктивнее, нежели это происходит сейчас, особенно после урегулирования всех вопросов с китайской стороной. Как двигаться дальше?Первыми шагами на пути выстраивания новой системы отношений с ЕС должны стать консенсус внутри России и пересмотр всего опыта взаимодействия с Европейским Союзом. Это позволит выстроить ясную государственную линию поведения и определить, от чего можно отказаться. Москва должна сотрудничать с отдельными странами ЕС и с самим политическим центром — Брюсселем.
В сложившейся ситуации Европа погрязла в бюрократии. Любой мало-мальски серьезный вопрос решается на самом верху, тогда как самые острые общие проблемы Брюссель решить не в силах.
Обязательное условия сотрудничества — безоговорочная отмена визовых ограничений, введенных Евросоюзом против жителей Крыма, и обеспечение безвизового режима вокруг Калининградской области. Удивительно, но принятые санкции против жителей Крыма противоречат тем самым правам человека, за которые ЕС в петлю лезет.
Россия должна продвигать инфраструктурные и инвестиционные проекты с отдельными странами ЕС. России интересен либеральный газовый рынок Европы, но Брюссель все жестче регулирует его. Отдельный вопрос — транзит через территорию Украины.
Существующее Соглашение о партнерстве и сотрудничестве от 1994 года было полезно, но исчерпало себя. Россия уже 10 лет предлагает заключить рамочный политический документ с возможностью работать по секторальным соглашениям. Но совсем недавно ЕС разработал «шесть принципов» отношений России и ЕС. Это открытость всем партнерам, инклюзивность отношений, решение вопросов на оптимальном уровне, диверсификация связей, пропорциональность действий и отмена санкций против жителей Крыма. А в марте 2016 года Европейская комиссия опубликовала «пять принципов» отношений с Россией. В любом случае, прописанные принципы лучше их полного отсутствия.
Вернуться назад |