ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > "Газпром" меняет условия контрактов с Европой

"Газпром" меняет условия контрактов с Европой


24-02-2010, 16:50. Разместил: VP
     Вице-премьер России Игорь Сечин после визита в Анкару сообщил, что "Газпром" может смягчить условия поставок газа в Турцию. В частности, передает "Коммерсант", монополия ослабит условие take or pay, устанавливающее минимальный объем газа, который должен отбирать потребитель.
     
      От Стамбула "Газпрому" нужно разрешение на прокладку газопровода South Stream по турецкой территории дна Черного моря. Москва идет на уступки "в ожидании тендера по приватизации газораспределительных сетей Турции".
     
      В "Газпроме" неофициально подтверждают, что все крупнейшие контрагенты в Европе прошлой осенью обратились с просьбой о снижении минимального уровня отбора газа и привязке цен к спотовому рынку. После падения спроса на газ в Европе на фоне избытка катарского СПГ импортеры газа начали сомневаться в целесообразности привязки цен на газ к корзине нефтепродуктов, а промышленные потребители резко нарастили закупки на спотовом рынке.
     
      Продажи "Газпрома" в Европе упали в 2009 году на 11,7%, а экспортная выручка монополии впервые оказалась ниже доходов с внутреннего рынка и составила, по прогнозам, всего 40 млрд против 64 млрд долларов в 2008 году
     
      Прошлый год стал настоящим вызовом для экспортной деятельности "Газпрома", считают "Ведомости". США резко увеличили добычу газа, потоки сжиженного топлива из Африки и Азии перенаправились в Европу, предложение на рынке превысило спрос.
     
      И в декабре 2009 года спотовая цена на газ в Германии больше чем в 1,5 раза отличалась от цены "Газпрома" (174 долларов за тысячу куб. м против почти 270 долларов у концерна). Из поставщиков трубопроводного газа только Норвегия увеличила продажи,но ее продавцы фактически давали скидки.
     
      Норвежский поставщик Statoil еще в начале 2009 года привязал 7% своих экспортных контрактов к спотовому рынку. "Газпром" же, до конца 2009 года утверждавший, что спрос вот-вот восстановится, только в январе 2010 года одобрил новую маркетинговую политику в условиях мирового кризиса и провел переговоры о применении нового ценового коктейля.
     
      Крупнейшие потребители, такие как Германия, Италия, Турция, на долю которых приходится ровно половина экспортных продаж "Газпрома" в Европу, попросили снизить минимальный уровень отбора газа на три-шесть лет.
     
      К каждому из контрагентов был применен индивидуальный подход. Глава ENI Паоло Скарони еще неделю назад объявил о подписании договора с "Газпромом" по более гибким ценам. В ближайшие два-три года минимальный уровень отбора будет понижен с 85% примерно на 15%.
     
      Немецкая газета Handelsblatt со ссылкой на главу немецкого E.On Ruhrgas Бернхарда Ройтерсберга также сообщила о договоренностях концерна с "Газпромом" о новом ценовом коктейле. По словам немецкого топ-менеджера, речь идет о привязке 15% всех объемов к спотовым сделкам.
     
      Валерий Нестеров из "Тройки Диалог" считает, что существенно на доходах "Газпрома" изменение контрактов с европейскими потребителями не отразится. Глава East European Gas Analysis Михаил Корчемкин полагает, что прибыль монополии в результате в ближайшие годы снизится, но задачу укрепления на европейских рынках "Газпром" решить сможет.

Вернуться назад