ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > СНВ-3 требует скорейшего пересмотра
СНВ-3 требует скорейшего пересмотра9-11-2015, 18:03. Разместил: Лукрентий |
Ядерное оружие — самое мощное из придуманных человечеством средств для уничтожения себе подобных. Запасов Минобороны хватит, чтобы гарантировано уничтожить все живое несколько раз. И еще на серию контрольных взрывов останется. Впрочем, и США от нас не отстают.
Считается, что только благодаря гарантированной невозможности выиграть полномасштабную ядерную войну Советский Союз и Соединенные Штаты не скатились до вооруженного противостояния, ограничившись гонкой вооружений, которую, если верить американцам, они выиграли.
Можно бесконечно обсуждать, так ли это, поэтому лучше даже не начинать. А вот на инициативы по сокращению ядерных арсеналов обратить внимание стоит.
Во-первых, потому что идеалом, пусть и недостижимым в ближайшей исторической перспективе, было бы напрочь избавленное от каких-либо арсеналов человечество;
Во-вторых, потому что процессы эти ощутимо поскрипывают. Баланс сил на планете меняется, и назревает необходимость следующего шага;
В-третьих, потому что Министерство обороны на днях сделало еще один шаг к сокращению ядерных вооружений.
Впрочем, давайте разбираться по порядку
В деле сокращения ядерных арсеналов не обойтись без официальных двусторонних обязательств, закрепленных в соответствующих документах. Таких накопилось уже несколько. Первые взаимные договоренности были достигнуты еще при Брежневе. Тогда с Советским Союзом приходилось считаться, поэтому договоры ОСВ-1 и ОСВ-2 были довольно справедливыми.
О договорах РСМД и СНВ-1 даже вспоминать не хочется. Подписывали их люди явно незаинтересованные в безопасности собственной страны, а результатом стало серьезное проседание возможностей наших вооруженных сил при гораздо меньшем ограничении американского потенциала.
Взять хотя бы уничтожение в рамках договора РСМД самого совершенного на тот момент оперативно-тактического комплекса «Ока».
Его включили в договор по настоянию Горбачева и Шеварнадзе ради того, чтобы продемонстрировать Соединенным Штатам готовность к сотрудничеству. В результате в рамках исполнения договора о ликвидации ракет средней и малой дальности США сократили 846 комплексов, а СССР — 1846. Справедливость условий, как говорится, налицо.
Сравнимым по степени вредительства был и подписанный летом 1991 года договор СНВ-1. Горбачев старательно шел на уступки Вашингтону. В рамках договора на стороне Соединенных Штатов оказался перевес в 2 000 ядерных зарядов. В обмен Советский Союз лишился возможности развернуть баллистические ракеты воздушного базирования и прекратил работы по орбитальным ракетам. В качестве бонуса американским военным достались координаты районов базирования наших передвижных грунтовых ракетных комплексов.
Не обошлось и без нарушений. В то время как Советский Союз, а позднее Российская Федерация старательно уничтожали свои ядерные арсеналы, наши партнеры по договору попросту снимали с ракет ядерные боеголовки и отправляли их на хранение. Таким образом возникло понятие «возвратный потенциал». Что поделать, стандартная политика США: заключи договор и делай вид, что соблюдаешь.
А вот с СНВ-2 у Штатов не получилось. Нам каким-то чудом удалось затянуть ратификацию до прихода Путина к власти. А дальше Соединенные Штаты в 2002 году вышли из заключенного в начале семидесятых договора об ограничении систем противоракетной обороны, а Россия в ответ окончательно отказалась ратифицировать СНВ-2.
СНВ-III
Пять с небольшим лет назад президент РФ Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама подписали третий по счету договор о сокращении наступательных вооружений. В этот раз с нашей стороны выступала более сильная делегация, а вот у американцев былых титанов дипломатии уже не было в наличии. Договор все равно не получил единодушного одобрения в Госдуме, хотя все же был заметно лучше предыдущих вариантов.
В этот раз завышенные, а временами и просто абсурдные требования американской стороны были отметены сразу. Ни усиления контроля над производством грунтовых мобильных комплексов, ни сворачивания производства ядерных зарядов в Сарове, ни других предложений схожей степени наглости принято не было.
А вот выгодные нам условия прошли
Удалось запретить базирование стратегических вооружений за пределами национальных территорий. Да и в плане сокращения вооружений квоты позволяли нам, наоборот, немного нарастить ядерный потенциал. Что, собственно, и произошло.
Кроме того, удалось прописать условия выхода России из договора. Это развертывание американской системы ПРО, ставящее под угрозу интересы Российской Федерации и развертывание стратегических наступательных неядерных вооружений без двустороннего обсуждения. И если по второму пункту пока все спокойно, то по первому можно заявить претензию в любой момент.
Собственно, именно поэтому Пентагон с завидным упорством повторяет, что ПРО в ЕС стоит на случай обстрела Европы иранскими ракетами.
Но и минусы тоже есть
Например, тактические ядерные боеприпасы, которыми планируется вооружать истребители F-16 и «Торнадо». Формально они не попадают под действие договора, хотя представляют вполне реальную опасность.
Но самым важным минусом договора можно считать его двусторонний характер, хотя на момент подписания участников могло быть намного больше.
Что касается фактического ограничения ядерного потенциала, то на эту тему четко и ясно выразился замначальника Главного оперативного управления Генштаба генерал-майор Сергей Орлов:
«Количественные параметры, зафиксированные в данном договоре, по нашим расчетам, позволяют Вооруженным силам России обеспечить в полноём объеме стратегическое сдерживание в мирное время и поражение ядерных объектов противника с гарантированной вероятностью – в военное».
В соответствии с договором
Несмотря на американскую систему ПРО в Европе, договор продолжает соблюдаться. Идет ежегодный обмен данными телеметрии по пяти пускам, инспекционные проверки с обеих сторон проходят в соответствии с планом. В течение года допускается не более 18 проверок с каждой стороны. Десять для подтверждения заявленного количества развернутых систем и восемь - для неразвернутых.
В частности, нам предстоит проверка размещения 17 пусковых установок «Тополь», отправленных на утилизацию.
Министерство обороны в соответствии с условиями договора планирует в 2016 году утилизировать 17 установок «Тополь». До окончания утилизации их необходимо хранить в заранее обозначенном месте, а американцы в обязательном порядке явятся проверить, все ли установки на месте.
Но не стоит думать, будто ядерный щит России становится слабее. Еще во время международного форума «Армия-2015» Владимир Путин заявил, что в этом году наши арсеналы пополнят 40 новеньких МБР. По всей видимости, речь идет об РС-24 «Ярс», принятых на вооружение в 2009. В то время как ракеты РТ-2ПМ «Тополь» в строю с 1988 года. Они уже порядком устарели и теперь планомерно заменяются на более современные.
В заключение
Естественно, договор СНВ-3 не станет последним в ряду подобных документов. Назрела необходимость в новом соглашении, которое будет учитывать и систему ПРО, и размещение тактических ядерных боеприпасов на территории третьих стран. Самое главное — следующий договор просто не может не быть многосторонним. Игнорировать наличие существенных ядерных арсеналов у других стран просто невозможно.
Но пока этого не произошло, Россия будет придерживаться текущего соглашения. Выход из договора СНВ-3 — сильный ход, который стоит приберечь на всякий случай. Но главным нашим козырем, судя по последним событиям, является правда. Внешняя политика России строится на неукоснительном соблюдении достигнутых договоренностей. Поэтому мы будем продолжать обмениваться данными, соблюдать график инспекций и приводить имеющиеся арсеналы в соответствие оговоренным параметрам. За нами правда, и это делает нас сильнее.
Илья Новицкий Вернуться назад |