Так как все мы живем в настоящем, очень сложно полностью оценить будущие последствия решений, которые поддерживают или принимают политики и бизнесмены. Сегодня мы наблюдаем за поразительной геостратегической игрой, в рамках которой страны стремятся заключить долгосрочные соглашения, особенно в области энергетики. На глобальном уровне транзитные маршруты будущих нефте- и газопроводов становятся объектом силового противоборства, в котором участвуют не только поставщики и потребители, но и транзитные государства. Там, где любовный треугольник или какая-нибудь другая фигура кажутся наилучшим выходом из положения, призванным предотвратить господство какой-либо одной страны, способной управлять регионом и оказывать политическое или экономическое давление, происходит интенсивное ухаживание.
Давайте возьмем пример из жизни и взглянем на динамику проекта трубопровода «Набукко» и интересы, стоящие за этим проектом.
«Набукко» и конкурирующие проекты
«Набукко» - это газопровод длиной 3300 километров, идущий с Востока на Запад. Его пропускная способность в 31 миллиард кубометров газа в год призвана уменьшить зависимость Европы от газа, поставляемого из России. Газопровод пройдет из Турции в Австрию, через Болгарию, Румынию и Венгрию. Этот проект является прямым конкурентом продвигаемого Россией трубопровода «Южный поток», чья пропускная способность оценивается в 63 миллиарда кубометров газа в год. Этот газопровод возьмет свое начало в России, а закончится в Австрии, но у него будет две ветви: одна через Болгарию, Грецию и Италию, а другая – через Сербию, Венгрию и Словению. Предположительная стоимость «Набукко» составит 8 миллиардов евро, а срок окончания строительства назначен на 2014 году. Предположительная стоимость «Южного потока» составит от 9 до 24 миллиардов евро, а окончание строительства назначено на 2015 год. Старт проекту «Южный поток» был дан в 2007 году, когда президент России Дмитрий Медведев был председателем совета директоров «Газпрома» - крупнейшей компании России и крупнейшего мирового производителя газа.
«Набукко» и страны-поставщики
Сторонники «Набукко» и «Южного потока» ведут между собой внушительные битвы за подписание соглашений о поставках. Эти соглашения призваны не только гарантировать, что столь необходимый для трубопроводов газ будет доступен – так как экономически невыгодно строить трубопроводы, которые не будут загружены на полную мощность – но и обеспечить проектам политическую и финансовую поддержку. «Газпром» ввязался в битву, призванную предотвратить поставки газа из стран, которые он считает естественными угодьями России – таких как Азербайджан и Туркменистан – хотя обе страны уже пообещали поставлять газ для «Набукко», так как понимают свою уязвимость в случае наличия единственного экспортного маршрута.
Ухаживания продолжаются, и в октябре 2009 года глава правления «Газпрома» Алексей Миллер лично отправился в Баку, чтобы подписать долгосрочный контракт на покупку и продажу газа с государственной нефтяной компанией Азербайджана SOCAR. После подписания Миллер сделал заявление, которое показывает, что стоит на кону: «Россия и Азербайджан имеют общую границу и уже связаны единой инфраструктурой. Это позволило «Газпрому» предложить Государственной нефтяной компании Азербайджанской Республики наилучшие коммерческие условия закупки газа. Наше партнерство является логичным и полностью отвечает взаимным интересам. Уверен, что в ближайшие годы объем поставок азербайджанского газа в Россию будет увеличиваться».
Это заявление и контракты интересны потому, что соглашение предусматривает поставку 500 миллионов кубометров газа, начиная с января 2010 года, и возможное увеличение объемов, зависящее от экспортного потенциала Азербайджана. Это соглашение подписано в то время, как «Газпром» с апреля 2009 года отказывается от поставок из Туркменистана, ссылаясь на снижение спроса в Европе. Спустя несколько дней после визита в Азербайджан, Миллер провел встречу с президентом Туркменистана, но никакого решения по поводу возобновления поставок из Туркменистана не было принято.
Кто кого держит за хвост?
Если внимательно присмотреться к «Набукко», то можно обнаружить паутину привлекательных сделок, соответствующих сложной действительности переплетенных нужд.
Россия уже давно и очень агрессивно стремится к заключению зафиксированных соглашений о поставках. Изначальная идея состоит в том, что если заключить такую сделку первым, это удержит в стороне других игроков. Этот подход не смог создать эксклюзивные отношения, так как, похоже, у таких стран как Азербайджан и Туркменистан достаточно запасов, чтобы удовлетворить запросы нескольких заказчиков. Ценовые соглашения также были зафиксированы на определенные периоды времени, но падение мировых цен на энергоресурсы поставило «Газпром» в катастрофическое положение: по сообщениям, российский газовый монополист платил 375,5 долларов за тысячу кубометров туркменского газа, в то время как казахский и узбекский газ стоил ему 217 и 210 долларов за тысячу кубометров соответственно. «Злополучный» взрыв, в котором туркмены обвиняют Россию, произошел в апреле 2009 года на газопроводе, соединяющим две страны, и поставки были прекращены. «Газпром» заявил, что не собирается возобновлять покупки туркменского газа в 2009 году. По сообщениям, Туркменистан теряет из-за этого 1 миллиард долларов в месяц. «Газпром» подписал 25-летнее соглашение о поставках туркменского газа с государственной компанией «Туркменнефтегаз» в 2003 году. Цены были зафиксированы ниже мировых рыночных цен и составляли меньше половины от цены, которую Европа на тот момент платила за свой газ. Были проведены переговоры о последующем повышении цены в обмен на обещание увеличить объем поставок до 60 миллиардов кубометров в 2007 году, 60-70 миллиардов в 2008 году и последующий экспорт до 80 миллиардов кубометров ежегодно до 2028 года.
Понятно, что в этом контексте заявление Туркменистана, сделанное в июле 2009 года, о его готовности поставлять газ в систему «Набукко» не стало ни для кого сюрпризом. Схожим образом, завершение в октябре 2009 года строительства 188-километрового отрезка газопровода (общей длиной в 7000 километров), идущего в Китай, стало еще одним важным шагом в сторону диверсификации. Туркменское правительство заявило: «Поставки газа в Китай станут еще одной важной вехой в успешном внедрении стратегии диверсификации экспортных маршрутов на мировые рынки».
За Туркменистаном старательно ухаживают из-за его огромных запасов газа. В 2008 году консалтинговая фирма Gaffney Cline & Associates (GCA) провела исследование месторождения Южный Иолотан-Осман, в ходе которого было обнаружено, что само месторождение является пятым крупнейшим в мире и содержит от 4 до 14 триллионов кубометров газа. Эти хорошие новости были несколько подпорчены в октябре 2009 года, когда появились сообщения о том, что компанию GCA, возможно, ввели в заблуждение. В любом случае, нельзя недооценивать потенциал Туркменистана.
«Набукко» и транзитные государства
Несколько восточноевропейских стран отвернулись от России и присоединились к Европейскому Союзу, поддержав цель энергетической безопасности, призванной снизить зависимость ЕС от российского газа. Столкновение между Россией и Украиной, произошедшее в январе 2009 года и приведшее к отключению поставок газа в страны Европы в середине зимы, стало тревожным звонком, убедившим ЕС в необходимости диверсифицировать маршруты поставок. Болгария, стремящаяся стать международным газовым узлом и участвующая в обоих проектах, извлечет пользу из этой ситуации, в частности усилив позиции Софии в торговле с Россией по поводу энергетических соглашений. Помимо всего прочего, она может пригрозить увеличить транзитные тарифы. Украина использует эту угрозу против России, и в сентябре 2009 года «Газпром» заявил, что ожидает повышения украинских транзитных тарифов на 58 процентов в 2010 году. На кону стоит многое, так как транзитные тарифы являются настоящим золотым дном. Будучи в 2007 году в Болгарии, Владимир Путин заметил, что София могла бы зарабатывать до 2,5 миллиардов долларов в год в виде платы за транзит.
Россия: еще один проницательный игрок?
Можно было бы предположить, что Россия кладет себе в карман разницу между рыночными ценами и тем, что она платит своим поставщикам, но действительность такова, что Москва использует купленный по дешевке газ для своих внутренних нужд. Она также использовала его, чтобы поддерживать на очень благоприятных условиях Украину, и Украина очень громко выступает против попыток России поднять цены. Следует заметить, что Украина импортирует большую часть своего газа из Туркменистана через Россию. Такие страны, как Россия и Украина, до последнего отказываются сваливать рост цен на газ на конечных потребителей, опасаясь общественных беспорядков, и пытаются удержать на плаву неконкурентоспособные отрасли. Одним из способов является удержание цен на энергоресурсы на заниженном уровне. Неблагоприятным последствием этой стратегии является тот факт, что Украина – одна из самых неэффективных с энергетической точки зрения стран в Европе.
Следует также заметить, что не следует рассматривать Россию как забияку и хулигана – скорее, это раненый медведь. Как и любая другая страна, Россия заботится о своих собственных интересах, и не всегда делает это утонченно, особенно потому, что ей кажется – справедливо или нет – что все объединяются против нее. Россия также вынуждена противостоять своей собственной экономической действительности, особенно в том, что касается чрезмерной зависимости ее экономики и государственного бюджета от нефтегазовых доходов. Попытки диверсифицировать экономику до сих пор не принесли никаких видимых результатов. Таким образом, для России жизненно важно обеспечивать гарантированный приток доходов от продажи своих собственных нефти и газа, а также нефти и газа своих соседей, которые она покупает для дальнейшей перепродажи или которые она транспортирует дальше на Запад за определенное вознаграждение. Но времена меняются: покупка нефти и газа или их отправка только через Россию – больше не единственный вариант действий.
Появление нового способа транспортировки
В то время как между странами продолжаются трубопроводные битвы, в мире набирает силу производство сжиженного природного газа (СПГ). Этот способ транспортировки природного газа с помощью морских танкеров откроет новые рынки, ослабит зависимость некоторых стран от существующих трубопроводных маршрутов и снизит число игроков, способных влиять на доставку и ценовую политику.