Мы живем в ситуации глобального кризиса и переходного этапа, поскольку: а) кризис неолиберальной идеологии, в то время, когда критическое мышление все еще восстанавливается после двух десятилетий политической и идеологической борьбы; б) кризис гегемонии Америки при том, что новый гегемон пока не появился, что стимулирует формирование региональных блоков и переменчивых временных союзов; в) кризис нынешней динамики накопления капитала, без какой-либо видимой системной альтернативы; г) кризис консервативной и неолиберальной модели развития в странах Латинской Америки и Бразилии, которая находится в процессе перехода к постнеолиберализму, черты которого становятся более определенными по мере его развития.
Возникла ситуация, в которой модели, доминировавшие до этого, оказались в кризисном состоянии, но замены им еще нет. Это предполагает более или менее продолжительный период международной нестабильности.
Вот в каких условиях развивается внешняя политика правительства Лулы, которое ставит на первое место соблюдение Конституции, принятой в 1988 году. Ее статья № 4 гласит, что "Федеративная Республика Бразилия руководствуется в своих международных отношениях следующими принципами: национальная независимость; верховенство прав человека, самоопределение народов, невмешательство, равенство государств, защита мира, мирное урегулирование конфликтов, отказ от терроризма и расизма, сотрудничество между народами во имя прогресса человечества, предоставление политического убежища".
На основании этих параметров, правительство Лулы сделало внешнюю политику инструментом для достижения, в частности, следующих целей: а) национальное развитие, региональная интеграция и снижение уязвимости от внешних врагов, б) усиление роли государства, в том числе в деле защиты морских и сухопутных границ; с) расширение международной роли страны, консолидируя связи с другими большими периферийными государствами, избегание соглашений подчинительного характера и значительные инвестиции в региональную интеграцию.
Правительство подчеркивает роль региональной интеграции, диалога с другими большими периферийными государствами, расширение присутствия и связей Бразилии в мире, реформы многоцелевых учреждений, притязание на постоянное место в Совете безопасности Организации Объединенных Наций (ООН), защита национальных интересов в организациях и при многосторонних переговорах.
Бразилия интенсивно развивает политическое сотрудничество с основными периферийными государствами посредством дипломатии с так называемой "изменяемой геометрией", особенно с Китаем, Россией, Индией и Южной Африкой, стремясь к созданию экономических, социальных, политических, военных и идеологических отношений, которые позволят сосуществование без какого-либо подчинения или зависимости, параллельно с (в среднесрочной перспективе) упадком гегемонии Соединенных Штатов и Европейского союза.
Правительство Лулы увеличило количество разного рода контактов: политических, торговых, а также объем инвестиций в страны Латинской Америки, в Азию, Ближний Восток и Африку. Эти многосторонние усилия привели к укреплению возможностей по расширению и диверсификации международной торговли Бразилии, не пренебрегая традиционными принципами бразильской дипломатии, - такими, как многосторонность и миролюбие, - которые становятся все более сдержанными из-за явного желания сохранить и расширить сферу действий Бразилии.
Важно выделить, оппозицию Бразилии войне США в Ираке, мнение Бразилии в Комиссии, а теперь и в Совете ООН по правам человека, отстаивание права разрабатывать технологии для мирного использования ядерной энергии, отношение к нападению Израиля на палестинские территории, ее вклад в мирное урегулирование споров, связанных с Ираном и Северной Кореей.
С учетом этих процессов происходят дебаты о визите президента Ирана в Бразилию. Некоторые утверждают, что встреча с Махмудом Ахмадинежадом послужит знаком, что Бразилия одобряет проводимую им внутреннюю политику. Но мы также принимали Буша и Шимона Переса, и это не означало нашу поддержку их внутренней или внешней политики, в том числе по поводу фундаментализма, терроризма и ядерного оружия, а в этом оба лидера, прямо скажем, далеко не голуби мира. Не говоря уже о фальсификации выборов, благодаря чему победил Буш.
Некоторые критики утверждают также, что вместо того чтобы принять Ахмадинежада, мы должны отвергнуть его. Однако это бы подразумевало, что мы считаем правдивой всю критику США по отношению к Ирану. И тогда бы также пришлось забыть ложь об оружии массового уничтожения в Ираке. Это означало бы радикализацию противостояния. И, наконец, подразумевало бы, что у Соединенных Штатах есть право быть единственным переговорщиком с Ираном.
Вот это и есть спор между теми, кто поставил на растущую роль Бразилии в качестве международного партнера и тех, кто со слепым лицемерием считают, что американское правительство отстаивает интересы демократии и мира.