ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Новая индустриализация Казахстана. Часть 3. Транспортное машиностроение
Новая индустриализация Казахстана. Часть 3. Транспортное машиностроение17-03-2014, 20:24. Разместил: Moroz50 |
Колумнист
Одной из задач стратегии «Казахстан-2050» является увеличение к середине столетия доли несырьевого экспорта из республики до 70%. Задача сложная, но вполне реализуемая, тем более что у Казахстана уже есть первые успехи в развитии машиностроения. И, судя по тенденциям открытия новых производств, сконцентрируется республика на производстве транспортных средств, что даст ей возможность стать полноценным хабом в центре Евразийского материка. Авиа- и вертолётостроениеДанные отрасли являются абсолютно новыми для экономики Казахстана. Во времена СССР республика была включена в производственную кооперацию и поставляла оборудование для авиастроения, но теперь речь идёт уже о начале сборки самолётов и вертолётов на территории Казахстана.
Так, ещё в конце 2010 года была достигнута договорённость Национальной компании «Казахстан Инжиниринг» с корпорацией Eurocopter о начале сборки на территории республики гражданско-военных вертолётов EC145. Сам договор был подписан в мае 2011 года, а уже в декабре с конвейера ТОО «Еврокоптер Казахстан инжиниринг» сошли первые машины. Французы инвестировали в производство порядка 5,7 миллионов евро. Теперь же на заводе Казинжиниринга собирают порядка 10 машин в год, всего будет собрано как минимум 45 EC145.
Учитывая успех с гражданскими машинами, было принято решение начать производство ударных вертолётов ЕС645Т2 . Первый вертолёт был презентован в середине июля прошлого года, а в этом году должна начаться его полноценная сборка. Поставка готовых машин начнётся в следующем году, причём как силовым ведомствам Республики Казахстан, так и стран ТС и Центральной Азии.
Параллельно на базе алма-атинского АО «Авиаремонтный завод № 405» совместно с ОАО «Вертолёты России» создаётся производство лёгких вертолётов Ка-226Т. В планах выход на темпы производства порядка 20 единиц в год с последующей продажей машин не только на внутреннем рынке, но и в страны региона.
Попытка же наладить сборку самолётов самостоятельно окончилась бесславно: на карагандинском заводе по выпуску сельскохозяйственных самолётов компании «КазАвиаСпектр» за два года работы был собран только один самолёт, да и тот не взлетел. Предприятие было названо Назарбаевым «показухой».
Учитывая провал с карагандинским «Фермером», было принято решение об окончании самостоятельного экспериментирования и о поиске инвестора, готового наладить сборку продукции на территории страны. Попытка перевести производство европейских самолётов Fokker на территорию Казахстана успехом не увенчалась. Потому было решено создать совместное производство самолётов Ан-140 и Ан-158 с украинским АНТК им. Антонова. Запуск совместного серийного производства должен состояться в этом году. Потребность рынка —свыше 100 машин. Однако в республике было налажено производство не только авиационной техники. Казахстанская железная дорога: тепловозы и электровозыДля ликвидации последствий устаревания подвижного состава Казахстанских железных дорог ещё в 2006 году был дан старт проектированию тепловозов. И в декабре 2009 года состоялась презентация первого грузового магистрального односекционного тепловоза пятого поколения серии Evolution — ТЭ33А, собранного в Казахстане.
Всего было произведено свыше 250 тепловозов со средним темпом сборки свыше сотни машин в год. Теперь же 50% акций локомотивосборочного завода Астаны принадлежат российскому Трансмашхолдингу. Благодаря альянсу с Трансмашхолдингом в Астане создано совместное казахско-франко-российское предприятие по производству электровозов с мощностью порядка 50 двухсекционных электровозов в год. Текущий портфель заказов для КТЖ составляет свыше 1,3 миллиарда евро.
В городе Шу Жамбыльской области после реконструкции производственных мощностей совместно с китайцами запущено производство маневровых тепловозов. А на «ВостокМашЗаводе» дан старт производству вагонного литья с мощностью в 4000 вагонокомплектов в год. Создание автопромаВ 2002 году было создано АО «Азия Авто». Теперь автомобили в республике собирают на двух заводах: в Усть-Каменогорске и в Костанае. Изначально собирали только российские «Нивы», но теперь в линейку входят автомобили марки Skoda, Lada, KIA, SsangYong, ZAZ, IVECO и Peugeot. В этом году запланировано освоение выпуска внедорожника Toyota Fortuner.
И если в 2012 году в республике было выпущено порядка 14 тысяч автомобилей, то в 2013-м — уже свыше 38 тысяч. План производства на этот год — 60 тысяч автомобилей. К 2017 году планируют выйти на отметку в 300 тысяч автомобилей в год.
По словам президента Ассоциации автомобильного бизнеса РК Андрея Лаврентьева, в Малайзии и России такой объём производства был достигнут спустя 7 лет, а в Южной Корее — спустя 12 лет. «Мы преодолеваем барьер в 60 тысяч автомобилей. Общая средняя локализация по этим проектам достигнет уже более 26 процентов — это хороший показатель. И в этом году каждый третий автомобиль, приобретённый в нашей республике, будет являться произведённым в Казахстане», — сказал Лаврентьев.
Кроме того, в позапрошлом году на совместном казахско-белорусском предприятии был собран первый 45-тонный БелАЗ и организовано сервисное обслуживание карьерной техники.
А ещё с 2005 года в республике собирают тракторы МТЗ. От сборки к самостоятельному производствуПока же ключевой проблемой и главным поводом для критики казахстанского машиностроения является низкий процент локализации производства. Впрочем из года в год этот показатель растёт.
Если в автопроме и тепловозостроении всё начиналось с нуля, то теперь по автопрому показатель локализации производства составляет 26%, а по тепловозам в этом году достигнет 70%. Показатель казахстанского содержания в маневровых тепловозах составит 51%.
Аналогичные тенденции со временем проявятся и в производстве авиационной техники, ведь ключевым требованием к украинскому АНТК им. Антонова является создание локального производства самолётов в Казахстане. Кроме того, параллельно с насыщением внутреннего рынка Казахстан экспортирует продукцию в соседние страны, технологически привязывая их к себе.
А привлечение производителей машиностроительной продукции на территорию республики позволит не только насытить внутренний рынок страны, но и подготовить производственные и интеллектуальные кадры. Ведь, как правило, путь к производству абсолютно новой продукции начинается с созерцания, заимствования идей, а зачастую — полного копирования разработанных кем-то машин. Поэтому создание в республике своего собственного машиностроения — всего лишь дело времени.
Вернуться назад |