ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Новый миропорядок и общий европейский дом

Новый миропорядок и общий европейский дом


9-11-2009, 17:45. Разместил: VP

Сергей Лавров, министр иностранных дел России; Франко ФратТини, министр иностранных дел Италии

 

9 ноября Германия отмечает 20-ю годовщину падения Берлинской стены. На торжества в столицу ФРГ приехали более двадцати глав государств и правительств. Среди них - президенты России и Франции Дмитрий Медведев и Николя Саркози, госсекретарь США Хиллари Клинтон, премьер Великобритании Гордон Браун. О том, какое значение для Европы и всего мира имело это историческое событие, в совместной статье рассуждают министры иностранных дел Российской Федерации Сергей Лавров и Итальянской Республики Франко Фраттини.

 

Двадцать лет назад, после падения Берлинской стены, в центре евроатлантической и международной повесток дня оказались две новые задачи: создание "единого европейского дома" и "нового мирового порядка". Эти два понятия, пока еще не воплощенные в жизнь, были и остаются взаимодополняющими. Новый миропорядок, основывающийся на взаимозависимости и сотрудничестве с целью решения общих проблем, не может обойтись без "Большой Европы", простирающейся от Атлантики до Владивостока. Только такая Европа - с глобальным подходом и разделяемыми всеми задачами - могла бы гарантировать стабильность на нашем континенте. Как далеко продвинулись мы на сегодня в реализации данного проекта, выдвинутого Шарлем де Голлем еще в самый разгар "холодной войны"?

 

За два последних десятилетия в Европе наметилась - пусть пока еще хрупкая - тенденция к осознанию того, что сохранение разделительных линий на европейском континенте наносит ущерб безопасности всех. Отодвинута опасность развязывания в Европе не только ядерной, но и любой "большой" войны. Закрыта печальная глава балканских войн и в основном преодолено, несмотря на некоторые сохраняющиеся разногласия, негативное воздействие на европейскую ситуацию кавказского кризиса лета прошлого года. Немало сделано для укрепления стратегического характера отношений России с Евросоюзом, включая их институциональный аспект. В 1996 году Россия заключила соглашение о партнерстве и сотрудничестве с ЕС, а в 2004-м Россия и Европейский союз достигли договоренности о создании четырех общих пространств. ЕС является ведущим экономическим партнером России. Это в равной степени относится к стратегической сфере энергетики, причем важной задачей остается создание современной системы энергетической безопасности, обеспечивающей баланс интересов стран-производителей, транзитных государств и стран - потребителей энергоресурсов, как об этом договорились лидеры "восьмерки" на саммите в Санкт-Петербурге. Было также выстроено сотрудничество между Россией и Североатлантическим альянсом через механизм Совета Россия-НАТО, который был создан в Пратика-ди-Маре в 2002 году.

 

Много это или мало? Это немало, но этого и недостаточно. И вот почему. Падение Берлинской стены запустило процесс эмансипации международных отношений от прежних схем идеологической конфронтации. И надо признать, это пока не нашло адекватного ответа на политическом уровне. Общеевропейское сотрудничество в политической сфере еще не обрело качества, которое соответствовало бы новым вызовам и угрозам. И все же сегодня, когда сменилась система координат в европейской и глобальной политике, перед лицом этих новых угроз столетия - от терроризма, ядерного распространения, международной преступности, экологической деградации до проблем энергетической безопасности и финансово-экономической стабильности - все более необходимо прочное и сплоченное партнерство на общеевропейском пространстве. Иными словами, "новый миропорядок" нуждается в "общем европейском доме".

 

Полагаем, что для создания этого "общего дома" следует руководствоваться следующими приоритетами.

 

Во-первых, придать новый политический импульс отношениям России и НАТО на основе реального партнерства и учета интересов безопасности друг друга. Во-вторых, разработать в рамках общего переговорного процесса новое соглашение между Евросоюзом и Россией с тем, чтобы стратегическое партнерство было бы не только экономическим, но и политическим.

 

Наконец - создание новой архитектуры европейской безопасности, по которой мы уже ведем обсуждение в рамках различных форумов в Европе. Такая архитектура могла бы быть создана на основе сочетания и взаимосвязи компетенций различных институтов и организаций, уже существующих на общеевропейском пространстве, включая ОБСЕ, НАТО, ЕС, СНГ, ОДКБ, и при опоре на общность интересов и необходимость все более тесного сотрудничества между Россией, Евросоюзом и США. Иными словами, необходимо укрепление и претворение в жизнь тех принципов, которые содержатся в документах ОБСЕ, прежде всего в Хельсинкском Заключительном акте и в Римской декларации о создании Совета Россия-НАТО. Это позволило бы сформировать единое поле безопасности на всем евроатлантическом пространстве на основе общего понимания современных реалий, которого не было поначалу.

 

Мы приветствуем уже внесенные и потенциальные вклады участников общеевропейского процесса в достижение этой цели. Сегодня все мы несем общую ответственность за обеспечение мировой безопасности в ее современном прочтении.

 

Вступление в силу в ближайшее время Лиссабонского договора наряду с обретением нового качества российско-американских отношений создает новые возможности для развития взаимодействия в Евро-Атлантике, которые не должны быть упущены. На кону - будущее всего нашего региона и его роль во все более сложной и плюралистической международной системе XXI века, в которой, как нам хотелось бы, разнообразие стало бы добавленной стоимостью, фактором стабильности и развития, а не противостояния.

 

Одновременно публикуется в итальянской газете "Стампа" (La Stampa).


Вернуться назад