ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Мы вернулись на Родину после долгой разлуки

Мы вернулись на Родину после долгой разлуки


10-02-2014, 09:51. Разместил: Moroz50

Павел Святенков

 

Болельщики на церемонии открытия Игр в Сочи © РИА Новости, Илья Питалев

 Почему открытие сочинской Олимпиады вызвало бурю восторгов и минимум отрицательных отзывов

Открытие сочинской Олимпиады поразило комментаторов. Все с ужасом ожидали, что оно станет гимном так называемой «многонациональности». Но нет, организаторы показали русскую историю России такой, какая она и должна быть. Конечно, были технические огрехи. Но зрителям на мгновение почудилось, что они вернулись на Родину после долгой разлуки.
Что же «зацепило» людей? Я почти не видел бранных откликов – на фоне открытия Олимпиады хулители стихли. Неужели столь важными являются музыкальные цитаты из Свиридова или Петр Первый, как видение промелькнувший на экране?
Как мне представляется, дело в том, что народ – это тело истории. Поколения приходят, поколения уходят, но народ существует в истории бесконечно долго. В отличие от обычного человека, который смертен, и, как было сказано в великом романе, «внезапно смертен». 
Обычно думают, что «народ» - это что-то внешнее по отношению к обычному человеку. Дескать, народ существует «где-то там». Но народ – это все мы. Больше того, каждый отдельно взятый человек парадоксальным образом тоже народ, причём весь целиком. Русский народ не существует вне меня, я не являюсь «одной стосорокамиллионной» его частью. Я и есть русский народ. 
Но индивидуальный человек смертен. Народ – это способ, которым индивидуальный человек сохраняется в истории. Пётр Первый – это я. Свиридов – это я. Пушкин, Достоевский, Толстой – все великие гении и великие злодеи прошлого сохраняются в истории потому, что здесь и сейчас существую я. До той поры, пока я помню о них – они живы в историческом времени. 
Народ – это храм истории. Храм, в котором осуществляется единение живых и мёртвых, связь между предками и потомками. Когда люди чувствуют эту связь, философы начинают писать о народном духе, который присутствует в каждом. 
Этот народный дух – просто расширение смертного индивидуального и потому неисторического «я» до способного неограниченное время пребывать в истории «мы». Но «мы» здесь тоже не верное слово. Просто индивидуальный человек оглядывается в прошлое и видит позади себя бесконечные столетия. В которых он уже существовал, потому что существовали и действовали его предки. 
Говорят, что когда человек умирает, он видит «записанную на пленку» череду его поступков в течение всей жизни. Буддисты уверяют, что особо продвинутые святые могут увидеть предыдущие жизни – на миллиарды лет назад. 
Так вот, история народа похожа на такую плёнку. 
Глядя на историю народа, человек видит свою личную историю через призму истории предков. 
Но, конечно, важно, что он видит. В последние два десятилетия нашу историю мазали только черной краской. Да что там, два десятилетия. Пожалуй, уже с 1917 года вся дореволюционная история России подверглась тотальному поруганию. 
Высмеивалось и обгаживалось абсолютно всё. Цари – дураки, бояре – идиоты, писатели – помещики, чиновники – воры, военные – садисты и т.п. и т.д. После 90-го года к этому списку добавили всё советское: генсеки – маразматики, партийцы – преступники, космонавты – зря едят народный хлеб и народное масло и т.д. и т.п. В России после 90-х осталось два святых – Борис Ельцин да Егор Гайдар. Потом к ним добавился Ходорковский. Естественно, это не история, а кошкины слезы. 
Так вот, в ходе открытия Олимпиады Россия показана страной белой, европейской культуры. Страной, которая на протяжении веков одним мощным усилием стремилась «пробить окно в Европу». И пробила, став неотъемлемой частью современной цивилизации. 
На протяжении столетия русским показывали искаженную картину нашей собственной истории. Неудивительно, что люди не узнавали в ней себя. Я уже сказал выше, что народ («народный дух») - просто расширение смертного индивидуального и потому неисторического «я» до способного неограниченное время пребывать в истории «мы».
Так вот, если все предки были дураками и преступниками, то подобная операция невозможна. Кем будет выглядеть человек, ассоциирующий себя с подобной историей? Наследником дураков и преступников. То есть тоже дураком и преступником.
Та история, которая была показана в ходе открытия Олимпиады, интересна тремя вещами: 
1) восстановлением непрерывности российской истории. Иначе говоря, советский период и период царский не противопоставляются. Никто не объявляет царей дебилами, генсеков – мразматиками. Они – просто были и они часть нашей истории;
2) показано огромное усилие по созданию русской сверхкультуры, в котором равное участие принимали решительно все – и цари и стиляги;
3) наконец, показана и сама сверхкультура как результат русского гения. 
Открытие Олимпиады вышло удачным. Показанная ретроспектива русской истории превзошла все ожидания. В этом зеркале русские узнали себя, свою культуру и свой народ. Отсюда вал восторга, прокатившийся по блогосфере и выплеснувшийся в СМИ. Да, по ощущению это похоже на возвращение домой после долгой разлуки. Фрустрированное и униженное русское национальное сознание узнало себя. Аналогичные эмоции люди испытывали, кстати, на недавней выставке в Манеже, посвященной русской истории.
Мы не знаем, случайная ли это удача или спланированная подготовка новой государственной идеологии. Если второе, то нужно признать, что она вышла органичной и удачной. Важно только, чтобы эта идеология опоры на великую русскую культуру не осталась фантомом и миражом в булькающих речах депутатов, а воплотилась в жизнь в реальных институтах, обеспечивающих возрождение русского народа.  

Вернуться назад