ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Писатель и философ Александр Дугин: Праздник 4 ноября - это кость в горле врагов России

Писатель и философ Александр Дугин: Праздник 4 ноября - это кость в горле врагов России


3-11-2009, 09:34. Разместил: VP
Этот праздник, появившийся в 2005 году, практически на наших глазах становится привычным
Этот праздник, появившийся в 2005 году, практически на наших глазах становится привычным

Что мы празднуем 4 ноября? [обсудим?]

Дмитрий СТЕШИН — 03.11.2009

Этот праздник, появившийся в 2005 году, практически на наших глазах становится привычным, вытесняя из коллективного бессознательного «день седьмого ноября». В масштабах нашей многовековой истории этот процесс можно назвать стремительным. Значит, День народного единства оказался настоящим, а не искусственным праздником? Корреспондент КП спросил об этом известного российского  политика и философа Александра ДУГИНА. Именно он 4 года назад подал в мэрию Москвы заявку на первый «Русский марш» 4 ноября. Ожидалась тысяча участников, а пришло в десять раз больше...

 

ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ АДЕ


- Александр Гельевич, а как, собственно, родилась идея этого праздника?


- Во-первых, это было правительственное решение - придание дню 4 ноября статуса общегосударственного праздника, Дня единения.

 

- Но почему именно эта дата? Были же, наверное, и другие варианты?


- Праздник имеет фундаментальное значение для нашей истории. А кроме того - он уникален тем, что это еще и  праздник иконы Казанской Божией Матери. Праздники икон Божией Матери как отдельные праздничные дни - специфика именно русского православия. В других христианских конфессиях, такого нет - обычая почитать чудесное появление чудотворных икон.

 

- А историческая подоплека?


- Это дата окончания Смутного времени и освобождения Московской Руси от польско-литовских оккупантов, которые сидели в Кремле. Это была переломная точка в нашей истории. Уже чувствовалось скорое провозглашение новой монархии, жесткой централизованной власти, собирания русских земель после тяжелейших смут. Ведь были подлость и предательство политических элит - боярства и дворянства, которые метались между Кремлем и Лжедмитриями (вначале первым, затем вторым). Приглашение шведов Василием Шуйским, приглашение поляков остальной российской знатью. То есть это был период настоящего кошмара, ада русской истории.

 

Но в 1612 году проявились силы, которые действительно стали символами русской государственности. Кто это был? Это в первую очередь был народ.

 

О РУССКОЙ ДЕМОКРАТИИ


- Я помню еще по школьному учебнику истории, что в этот день странным образом объединились самые разные политические силы...


- Народ тогда воплотил себя в русском ополчении, освободившем Русь. Поэтому, если угодно, это праздник русской демократии! Ведь это редкий случай, когда простые люди сказали свое решающее историческое слово в судьбе нашего государства. Подвиг народного ополчения, если угодно, пассионарность народных масс изменили ход истории. На фоне предательства боярства и политической элиты того времени это было что-то удивительное.

 

 

Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.
Рис. Валентина ДРУЖИНИНА.

 

 

Второе. Это праздник участия церкви в делах. То есть Русская православная церковь не устранилась от политической истории, не пошла на поводу у временщиков, но твердо сказала свое слово, продемонстрировала свою духовно-державную позицию. Тогда от лица русских патриархов мы услышали: только независимость, только свобода, только восстание против иноземной оккупации. И без этого голоса трудно сказать, решились бы или нет народные массы на свой героический подвиг. Конечно, важно, что к этой патриотической освободительной борьбе подключилась сама элита. Князь Пожарский был как раз символом и образом того, что не все боярство, не вся знать являются продажной, исторически безответственной. Что есть и в этом высшем сословии силы, которые понимают истинные цели России.

 

Вот объединение народа, церкви и патриотической части элиты - это то, что мы празднуем  4 ноября.

 

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ЗАКОМПЛЕКСОВАННОСТИ


- Мы вообще представляем собой свободное суверенное государство лишь благодаря событиям 1612 года. Не будь его, трудно сказать, по какой линии развернулась бы русская история. В те годы мы фактически были расколоты, разрознены, большинство наших территорий было оккупировано - и с запада, и с юга. В стране было введено внешнее управление. Это очень напоминает 90-е годы и другие смуты. В русской истории часто были такие, увы, печальные ситуации, когда мы стояли на грани пропасти. Потому, я думаю, этот день абсолютно по достоинству был сделан национальным праздником. Он бесспорен.

 

- Но четыре года назад объявление этого праздника далось, мягко говоря, с трудом. Почему?


Писатель и философ Александр Дугин
Писатель и философ Александр Дугин

- В те годы патриотическое начало в нашем народе мы как-то стыдливо прятали. Мы стыдились называть себя русскими, прятали глаза, когда речь шла о наших великих победах. Единственное, что мы любим выставлять напоказ, - это наши ошибки, негативные стороны. Вот с этим мы носимся как с писаной торбой. Вот такая закомплексованность в отношении нашей национальной идентичности, страх перед словом «русский», перед сочетанием «русская культура», «русская история», «русская традиция», и повлияли на то, что этот праздник пытались приватизировать силы нездорового экстремистского толка...

 

- Сейчас постоянно напоминают о многонациональности России. Это основная претензия к слову «русский»...


- По некоторым историческим реконструкциям, не очень, может быть, обоснованным... Есть такая историческая легенда, что основатель второго народного ополчения был татарином. И это вполне могло быть. Я разбирал исторические источники. Это не очень подтверждается, твердых доказательств этому нет. Но это вполне могло быть, это вполне правдоподобно. Потому что в Нижнем Новгороде очень много было тюркского, татарского населения. И он вполне мог быть и татарином. Среди татар традиционно было много русских патриотов.

 

К сожалению, поскольку у нас понятие «русского» до сих пор в загоне, этим пользуются, из этого извлекают свою выгоду экстремистские маргинальные группировки, которые пытаются спекулировать на нерешенности и даже на непоставленности проблемы нашей национальной идентичности. 

 

 

О ПРОДАЖНЫХ ЭЛИТАХ

 


- Каждый год перед Днем народного единства обостряются политические баталии. Не в Думе, а на площадном политическом поле. И ни о каком единстве там нет и речи...


- Это очень печально, потому что изначально была идея собрать здоровых обычных людей, молодежь и пройти маршем в честь этого праздника. Но провокации начались сразу же.

 

Экстремисты фотографировались с поднятой правой рукой... Этим немедленно воспользовались люди, которые агрессивно относятся к русской истории. У меня даже складывается впечатление, что русофобские круги общества - либеральные и радикально-националистические - тут координируют свои действия. Мне кажется, они подыгрывают друг другу, пытаясь исказить, изгадить по возможности прекрасное, благое всенародное празднество. Конечно, доказать это сложно, но явная близость русофобов и неонацистов видна. 

 

У России до сих пор много врагов. Как было когда-то - и оккупанты были, и предатели, и продажные элиты, - так и сегодня. И особенно этот праздник - кость в горле тех, кто мыслит себя современными Лжедмитриями, которые хотят остановить возрождение России.  И одновременно, я думаю, это кость в горле у тех, кто очень боится русской демократии. Потому что русская демократия в отличие от абстрактных конструкций - это очень патриотическое явление. Думаю, для нашего олигархата и коррумпированной части российской элиты это страшный праздник.

 


Рис. Николая ВОРОНЦОВА.
Рис. Николая ВОРОНЦОВА.

ВОПРОС ДНЯ


А вам какого праздника не хватает?

 

4 ноября, в России самый молодой официальный праздник - День народного единства

 

Виктория МОРОЗОВА (Макарская), певица и продюсер:

 

- Дня отказа от вредных привычек. Я вот не пью, не курю и чувствую себя просто прекрасно. С грустью жду 4 ноября, когда все будут отмечать.

 

Николай КОЛОМЕЙЦЕВ, депутат Госдумы:

 

- Искусственные праздники только раздражают. Чем не нравилось 7 ноября? Ведь если архивы поднять, выясняется, что Кремль от поляков освободили именно в этот день. Праздник души должен быть!

 

Александр ОЛЕШКО, актер, участник программы «Большая разница»:

 

- Нам нужен День доброты и уважения. И отмечать его 365 дней в году. Мы постоянно ругаем американцев, что у них улыбки наигранные. А вы попробуйте улыбнуться через силу раз 10, и на 11-й у вас получится искренне! Улыбка - это производная доброты.

 

Михаил ВЕЛЛЕР, писатель:

 

- Не хватает такого праздника, чтобы все слои населения сливались в этот день в экстазе, искренне любя друг друга и к тому имея основание.

 

Виктор ХАНЫКОВ, врач высшей категории Московского НИИ психиатрии:

 

- У нас все праздники какие-то абстрактные. Они подразумевают только пьянку-гулянку. Что значит «примирение и согласие» или «народное единство»? Не понятно. Поэтому я предлагаю ввести более конкретные праздники: День размышления о жизни, День любви к братьям нашим меньшим...

 

Леонид ЯРМОЛЬНИК, актер и продюсер:

 

- Я 55 лет прожил в стране, где каждый день праздник. То есть повод выпить. Так что праздников достаточно, хватит их уже.

 

Анастасия ДОМСКАЯ, «Мисс Тула-2009»:

 

- Дня красоты. Чтобы в этот день все были мегакрасивыми.

 

Татьяна ЯКОВЛЕВА, депутат Госдумы:

 

- А чем вам не нравится День народного единства? Это же дата, когда против поляков и литовцев поднялось народное ополчение. НАРОДНОЕ, а не чиновничье. Как бы про русский народ ни говорили, но, когда гром грянул и петух жареный клюнул, он смог объединиться и дать отпор оккупантам. 

 

Алексей МИШИН, заслуженный тренер России по фигурному катанию:

 

- Мне хотелось бы, чтобы жизнь в нашей стране наладилась настолько, что каждый день воспринимался бы как праздник.

 

Андрей КОЛУГИН, строитель, Калининград:

 

- Предлагаю учредить День отдыха после выходных. А то иной раз так расслабишься, что и на работу выходить сложно.

 

А. ДОРОЖКО, читатель сайта KP.RU:

 

- Дня всеобщей победы над кризисом.

 

А что вы празднуете 4 ноября? Высказывайтесь!


Вернуться назад