ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Геополитические последствия процесса евразийской интеграции для Ближнего Востока
Геополитические последствия процесса евразийской интеграции для Ближнего Востока3-01-2014, 20:49. Разместил: Moroz50 |
|
От редакции "РН": Приводим выступление"Геополитические последствия процесса евразийской интеграции для региона Большого Ближнего Востока" политолога из Минска Юрия Шевцова на конференции в Ереване "Безопасность и сотрудничество на Южном Кавказе" 18 декабря 2013 г. *** Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии возник недавно, однако есть прецедент такого союза, на примере которого мы можем примерно видеть основные тенденции развития стран-участниц Таможенного союза трех стран, если не произойдет политического форс-мажора. Это — Союзное Государство России и Белоруссии, созданное в 1999 году. Белоруссия и Россия имеют в рамках СГ таможенный союз. Таможенный союз трех — это во многом повторение для трех стран того пути, которым давно идут Россия и Белоруссия. На примере СГ мы можем видеть основные проблемы, которые предстоит решить трем странам в рамках Таможенного союза и основные ожидаемые результаты евразийской экономической интеграции. Также надо отметить, что заключение Таможенного союза трех позволило убрать некоторые важные для Белоруссии изъятия из Таможенного союза, который существует у Белоруссии с Россией в рамках СГ. Это — прежде всего, введения для Белоруссии цен на газ на уровне одного из северных регионов России и ликвидацию таможенных пошлин на российские нефть и нефтепродукты, поставляемые в Белоруссию. В результате существования обоих таможенных союзов между Россией и Белоруссией последняя смогла сохранить свою перерабатывающую экспортно-ориентированную крупную промышленность, а также — перейти к широкомасштабной модернизации этой промышленности. Белорусские производители на равных ныне конкурируют с российскими производителями на одном большом рынке, по сути, на рынке России. Белорусские производители также получили преимущества в конкурентной борьбе за присутствие на рынках соседних стран, которые входят в Таможенный союз. Это позволило Белоруссии резко нарастить экспорт ряда товаров за пределы Таможенного союза. Прежде всего, нефтепродуктов на Украину и в страны-члены ЕС. За три последних года нефтепереработка в Украине почти исчезла, не выдержав конкуренции на своем же рынке с продукцией белорусских и российских НПЗ. Белоруссия получает высокий профицит в торговле с Европейским Союзом за счет экспорта в страны ЕС прежде всего продукции нефтехимической промышленности. Этим профицитом покрывается отчасти дефицит в торговле с РФ, обеспечивается программа тотальной технологической модернизации промышленности. Нефтеевро перекачиваются в иные сектора экономики. Развитие Таможенного союза трех стран и его перерастание в Евразийский Экономический союз, а также
С другой стороны, очевидно низкие цены на российские энергоносители по сравнению с ценами на энергоносители на рынках некоторых соседних государств создают перспективы к повышению конкурентоспособности промышленных товаров стран-участниц ТС на рынках ряда соседних государств. Для Армении такими рынками являются Грузия, Турция, отчасти — Иран. Для Киргизии и Таджикистана — теоретически — рынки Синьцзяна (КНР), Афганистана, Узбекистана. Ни одно иное интеграционное объединение, кроме ТС, не дает перспектив этим странам сохранить или возобновить индустриальный характер своих экономик. Например, курс на ассоциацию с ЕС, как демонстрирует пример Украины, влечет за собою резкое падение конкурентоспособности национальной промышленности и разрушение целых ее отраслей. Страны-участницы ТС становятся привлекательными для крупных инвестиционных проектов, ориентированных на рынки соседних стран. Пример Белоруссии показывает, что членство в едином ТС с Россией резко повышает привлекательность ее территории для крупных инвестиционных проектов при опоре на внешние инвестиции. В ряде случаев это влечет за собою перспективу кардинального изменения всей региональной геополитики в регионе, где расположена Белоруссия. Такие же позитивные последствия неизбежны и для других стран-участниц ТС. Макет будущей Белорусской АЭС, возводимой "Росатомом" Наиболее крупными проектами, которые стали возможны после заключения ТС в Белоруссии стало строительство атомной электростанции и возникновение, начало реализации китайско-белорусского индустриального парка. Белорусская АЭС не только дает заметные экономические плюсы белорусской экономике. АЭС также, не исключено, будет расширяться. Уже прозвучали заявления руководства "Росатома" и президента Белоруссии о возможности превращения ее в экспортно-ориентированную станцию, о строительстве на ней более чем двух энергоблоков.
Аналогичным проектом в Киргизии является строительство ряда ГЭС на высокогорных реках. В Таджикистане — проект достройки Рогунской ГЭС и строительство ряда иных ГЭС. В Армении таковым скорее всего может стать проект расширения АЭС. Во всех трех случаях речь идет о превращении стран-участниц в региональных энергетических доноров, что дополнит позитивный импульс к их индустриальному развитию за счет уравнения цен на энергоносители с российскими предприятиями. ТС резко повысил превращение Белоруссии в транспортный хаб всей восточной Европы. Под эту функцию в Белоруссии в последние годы создана программа и ведется ее реализация по строительству более чем 50 логистических центров, а также ведется широкомасштабная модернизация железных дорог.
После заключения ТС трех стал возможен самый крупный из объявленных инвестиционных проектов в восточной Европе — китайско-белорусский индустриальный парк возле Минска. Под эту своеобразную СЭЗ отведено 90 кв. км территории возле Минска. Ожидается, что этот парк примет за 15 лет $30-35 млрд инвестиций в перерабатывающие высокотехнологические производства. И это несмотря на кризис рядом в ЕС. Проект китайско-белорусского индустриального парка под Минском Армения, Таджикистан, Киргизия также станут объектом интересов самых разных групп международного капитала. Сейчас сложно сказать, каким может быть аналогичный проект для Армении. Но на первый взгляд им должно быть что понятно, что необходимо использовать потенциально дешевую энергию АЭС и доступ к рынку Ирана. Как Белоруссия в рамках ТС имеет шансы превратиться в индустриальное, экономическое ядро своей части восточной Европы, так и
Возможности, которые предоставляет ТС, не являются автоматическими. Этими возможностями может воспользоваться только сильное национальное государство. ТС создает условия для повышения конкурентоспособности национальных производителей, но требует и создает возможность также усиления всех институтов национального государства. Крупный капитал необходимо контролировать. Армянская АЭС В ТС не предусматривается создания очень сильных наднациональных политических органов. ТС, в отличие от Европейского Союза, это — союз национальных государств. ТС усиливает именно национальные государства. Пример отношений Белоруссии и России демонстрирует этот момент особенно ярко. Вряд ли кто-то усомнится в способности президента Белоруссии контролировать ситуацию в своей стране и в его дееспособности защищать интересы Белоруссии на международной арене. Вряд ли кто-то усомнится также в аналогичных потенциях президента Казахстана. Сильное государство станет возможно создать и в трех новых потенциальных членах ТС. Более того, стимуляция возникновения сильного эффективного государства в этих странах, оздоровление местных обществ от коррупции и ряда иных социальных проблем — это скорее всего будет одним из основных условий их членства в ТС. И основных задач со стороны ТС в рамках переходного периода этих стран к полноценному членству в ТС.
ТС дает шансы на превращение стран-участниц в региональных лидеров и в социальное оздоровление местных обществ. Ни один другой интеграционный проект таких перспектив сегодня не предоставляет. Большой Ближний Восток может получить по мере успеха ТС и его расширения новые центры влияния и притяжения на своей северной границе. Эти центры, могут стать источниками устойчивого развития и мира для своих локальных регионов. Для этого сложнейшего геополитического пространства появление в его границах новых зон стабильности и развития — положительно. Вернуться назад |