ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Как вырастить эмигранта

Как вырастить эмигранта


3-10-2013, 01:26. Разместил: virginiya100

Как вырастить эмигранта

Не удивительные аналогии прослеживаются на примере Латвии. Тем более ясно видимые, потому что страна крохотная и давно уже "процветает" в составе ЕС и НАТО.  Как это ни печально, но "сбытие мечт" о полноправном членстве в составе Западной Европы привело в полной утрате реального патриотизма молодежи и стремлении любой ценой покинуть свою "европейскую" родину. /по рекомендации shepelev/

Доктора педагогических наук Якова Гдальевича Плинера латвийскому русскоязычному обществу представлять не нужно: экс-депутат Сейма  Латвии, основатель частной русской школы - одной из лучших в стране,  вот уже два десятка лет борется с навязываемой властями реформой образования.  Он убежден: образование в Латвии находится в глубочайшем кризисе со времен отделения от СССР. И  подтверждает это мнение конкретными фактами.

- Яков Гдальевич, так ли уж глубок и остр кризис образования? Оно ведь не исчезло, не скатилось на уровень церковно-приходской воскресной школы образца позапрошлого века…

- Функционирование системы образования в ЛР, к сожалению, определяют не педагоги и учёные, не родители, а политики с националистическим душком. Кто только не «рулил» за эти годы нашим многострадальным образованием - и химик, и дизайнер, и недоучка-магистрант, и социальный антрополог! Сейчас министром является экономист…


...отменили учебные программы, затем ввели. Ввели предметы по выбору, затем отменили. Запретили российские учебники, затем этот запрет втихаря тоже отменили (кроме учебников истории и политологии, которые порой вступают в полное противоречие с официальными версиями, признанными в Латвии). Перечень можно продолжить.

Но самый большой вред образованию в целом и детям в частности принесла изначально политизированная и абсолютно не научная псевдореформа-2004, введённая по предложению депутатов-нациков. Суть её проста: с 1 сентября 2004 г. обучение в средней школе нацменьшинств осуществляется ТОЛЬКО на латышском языке. Согласно принятому тогда закону, экзамены за курс средней школы выпускники тоже должны были сдавать ТОЛЬКО на госязыке.

- Известно, что «Реформа-2004» противоречит международному законодательству

- Этот продавленный национально озабоченными депутатами закон противоречит множеству международных нормативных актов: и Всеобщей декларации прав человека (ООН, 1948 г.), и Декларации о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (ООН, 1992 г.), и Рамочной конвенции (Совет Европы, 1994г.), и Гаагским рекомендациям (фонд межэтнических отношений, 1996 г.). Увы, нашим доморощенным горе-политикам международные стандарты не указ.

Стремление ассимилировать наших детей и внуков, снизить их конкурентоспособность на ранке труда, вырастить «Иванами, не помнящими родства»  - было и остаётся для них главной задачей, какими бы «фиговыми листками» они не прикрывали свою риторику. Это стремление сделало их слепыми и глухими по отношению к нашим просьбам, протестам и предложениям.

Они наплевали и на наследие своих предков. В законе об учебных заведениях Латвии от 8 декабря 1919 г., подписанном президентом Конституционного собрания, впоследствии первым президентом ЛР Янисом Чаксте, статья 39 гласила: «Обучение в школах должно осуществляться на языке семьи учащихся». В статье 40 записано: «Языком семьи учащихся признаётся тот язык, который называют родители при записи ребёнка в школу и на котором он может свободно излагать свои мысли». 41-я статья предоставляла право государству и самоуправлениям открывать и содержать для нацменьшинств столько школ и классов, сколько необходимо для обучения их детей.

За время существования Латвийской Республики до 1934 г. количество латышских школ увеличилось на 43%, школ нацменьшинств – на 161%. Увы, после ульманисовского переворота с 1934 по 1940г. количество школ нацменьшинств значительно сократилось, но деятельность их не прекращалась. А в тех школах на латышском преподавались сам латышский язык, история и география Латвии и военное дело для мальчиков. Остальные предметы преподавались на языке нацменьшинства.

Будучи депутатом VII Сейма ЛР в 1998 г., я и наша фракция партии ЗаПЧЕЛ («За права человека в единой Латвии») многократно предлагали исправить подлый и вредный для наших детей закон об образовании. Увы, правящее большинство депутатов все наши предложения отвергало.

1 апреля 2003 года, убедившись в том, что парламентским путём изменить этот закон невозможно, я собрал пресс-конференцию и призвал народ к ненасильственному сопротивлении против «Реформы - 2004». Затем был создан Штаб защиты русских школ, во многих школах прошли протестные родительские собрания, до 1 сентября 2005 г. проводились беспрецедентные акции протеста: митинги, пикеты, шествия, сбор подписей, резолюции и заявления 2-х съездов, автопробеги и многие другие. Административным судом судили депутатов от ЗаПЧЕЛ Я.Плинера, В.Бузаева, А.Толмачёва и многих других активистов Штаба.

- Я хорошо помню протесты против «Реформы-2004» - тогда десятки тысяч протестующих детей и родителей вышли на улицы (что для маленькой Латвии вполне сравнимо с миллионными демонстрациями в той же России). Да и самого меня тогда впервые арестовали «за антиобщественное поведение», выразившееся в руководстве маршем колонны русскоязычных школьников из «спального» района в центр Риги…

Тогда всё закончилось отказом правительства от перехода к тотальному обучению на латышском языке – сегодня в нелатышской школе можно преподавать на русском, но лишь 40 процентов предметов. Как вы считаете, это победа или поражение?

- Я думаю, мы не победили, но и не проиграли. Правительство и сейм частично пошли на попятную. Чего мы добились? Во-первых, сегодня закон предписывает проводить обучение 60% на 40%. Это плохо; научных оснований пропорции, как в водке, нет. Но всё же лучше так, чем только на латышском .

Во-вторых, выпускники средней школы задания получают на госязыке, но право языка ответа остаётся за ними. И, если ответ на русском языке, - за это нельзя снижать оценку.

В-третьих, сегодня Министерство образования и науки Латвии просто-напросто боится проверять, сколько уроков проводится на латышском, сколько на русском, сколько билингвально. Власти боятся повторения протестов. Значит, многое зависит от директоров школ и учителей.

К сожалению, давление на русское образование продолжается. Давно уже все госвузы работают только на латышском языке; допустимы языки Евросоюза, но только не русский. Уже два десятилетия в ЛР не готовят учителей для русских школ, кроме учителей русской словесности. Что будет, когда уйдёт на пенсию старая гвардия учителей? У меня ответа нет.

В Курземе (западные районы Латвии – ред.), я имею в виду сельскую местность, уже давно нет ни одной русской школы. Большинство детских садов в районах уже тоже работают только на латышском языке. А недавно депутаты VL-TB/DNLL потребовали перевести на госязык обучение все детские дошкольные учреждения. Решением КМ ЛР введена пропорция 40% на 60% и в основной школе.

- С введения образования на государственном языке прошло без малого десять лет. Можно ли подвести некоторые итоги?

- Кризис и трагедия сегодняшнего образования – наша демографическая ситуация и так называемая «оптимизация» (то есть закрытие) школ. В советские времена в Латвийской ССР было более 1 200 общеобразовательных школ, сейчас же - лишь около 800. Ранее было 226 русских школ, осталось 84. Только за последние годы уволены более 5 000 учителей.

Ухудшилось качество образования как в латышских, так и в русских школах. Пару лет назад проректор Технического университета, профессор заявил в СМИ – средняя школа готовит дураков! Экс-министр Р.Килис в пух и прах раскритиковал наше высшее образование. Да и в международных рейтингах латвийские вузы, увы, не котируются.

Нет у наших педагогов точно сформированного социального заказа со стороны государства и общества. В министерстве образования работают - да и все годы независимости работали - политические ставленники, юристы, экономисты и очень мало учителей и учёных педагогов.

Крайне низок, согласно исследованиям, патриотизм молодёжи, как латышской, так и русской - и это тоже свидетельствует о кризисе.

По данным агентства «Евростат», 44% латышей и 56% русских молодых людей связывают своё будущее с отъездом за границу. Это тоже, в моём понимании, трагедия, и кризис.

- Так, может, стоит назначить на пост министра образования нормального думающего педагога, и ситуация постепенно начнет исправляться?

- За годы независимости в ЛР поменялись 18 министров образования и науки. Ни один из них не обеспечил проведение комплексного анализа состояния образования в Латвии - от дошкольного до вузовского. Ни один не определил, что нужно сделать, кому, до какого срока, за какие средства и меру ответственности от учителя до самого министра для выведения отрасли из кризиса.

Школа пока ещё жива не благодаря министрам-калифам на час. Она жива не благодаря их деятельности, вернее бездеятельности и некомпетентности, а вопреки. Она жива благодаря народным учителям и хорошим директорам-подвижникам. Но не может хорошо учить и воспитывать детей нищий учитель, недостаточно образованный учитель и всего боящийся учитель.

А наш учитель беден. В 2008 г. его зарплата была значительно снижена. Экономический кризис, по словам премьер-министра Валдиса Домбровскиса, преодолён, но зарплата учителей низка. Пару лет назад я читал статистику: лишь 9% выпускников педагогических программ вузов идут работать в школу - и это тоже свидетельство кризиса.

Ну и, наконец, латышские учителя тоже боятся чиновников, но русские - вдвойне. Далеко не каждый из них сможет доказать Госинспекции по языку, что в совершенстве владеет латышским, а значит, могут последовать репрессии, значит, можно остаться без работы и нечем будет кормить семью.

- Вы можете сформулировать конкретные причины сложившейся ситуации? И какие меры, на ваш взгляд, надо безотлагательно принимать для вывода образования из кризиса?

- По моему мнению, это:

недостаточное финансирование отрасли, низкая зарплата учителей;

несовершенная материально-техническая база школ; нехватка учителей высокой квалификации;

неудовлетворительный уровень дисциплины в школе;

неудовлетворительное качество знаний учащихся;

несоответствие школьной подготовки требованиям практики, а также требованиям обучения в вузе;

недостаточно качественные и очень дорогие учебники; насильственное олатышивание школ, работающих по программе нацменьшинств;

неэффективная система повышения квалификации учителей;

запрет на подготовку учителей для школ нацменьшинств.


Что сегодня надо школе для выхода из кризиса? Во-первых, не мешать, не трогать, не дёргать всевозможными нововведениями – а, следовательно, и постоянными проверками. Школе, учителям, детям, родителям нужны стабильность и уверенность в завтрашнем дне.

Во-вторых, помогать: увеличить финансирование - и в первую очередь зарплаты учителей. Нужно помочь учителю перейти от репродуктивного к развивающему обучению. Нужно избавить программы и учебники от излишнего информативного материала, а детей от никому не нужной зубрёжки.

Давно пора отменить в учебных заведениях все языковые проверки. Соответствует или нет учитель требованиям школы, должен определять директор и родители.

Предложения о нововведениях в школе должны поступать снизу, - от директоров школ, учителей, родителей. Функция министерства образования в такой ситуации - провести научный анализ предложений и поддержать, внедрять всё прогрессивное, полезное для повышения качества знаний и уровня воспитанности детей.

- Программа ясная и четкая, но выполнима ли она в нынешних латвийских политических реалиях?

- Пока политика будет определять педагогику, выхода из кризиса в образовании не будет!

Новейший опрос «Латвийского барометра DNB» показывает: 62% латвийцев считают самой актуальной проблемой в школах недостаток дисциплины; 42% - нехватку хороших учителей; 30% - плохое материально-техническое обеспечение. 30% критически высказались о качестве образования, 25% злободневной проблемой считают насилие среди школьников, 23% - низкие зарплаты учителей.

А ведь за этими цифрами скрываются не просто живые люди и их судьбы. За ними – дети. А дети– категория абсолютная. Они не только наше будущее, но и наше настоящее. Задумаемся, пока не поздно!


Вернуться назад