Причиняемый нашими школами вред вовсе не ограничивается больными спинами и тяжёлыми неврозами. Есть проблемы и пострашнее этих.
Учёные какое-то время назад провели любопытное исследование в попытках выяснить, откуда берутся виртуозные скрипачи. Они взяли большую группу скрипачей разного уровня и подвергли их подробному допросу об их биографии. Где и когда родились, с какой целью, чем и как занимались, какие имели способности в детстве и так далее.
Выявилась интересная закономерность. Единственным значимым фактором успеха было… количество проведённых за учёбой часов. Кто-то тренировался целыми днями с утра до вечера и стал собирающим пафосные залы виртуозом. Кто-то нерегулярно мучал скрипку по часу в день и стал учителем музыки в сельской школе.
Более конкретно, для того, чтобы стать виртуозом, требовалось потратить 10 тысяч часов. При этом, что важно, не было ни одного скрипача, который потратил бы 10 тысяч часов на учёбу и виртуозом бы не стал. То есть, видимо, именно такой срок требуется человеческому существу, чтобы достичь вершин мастерства.
Если ребёнок тратил на учёбу, скажем, 3-4 тысячи часов — он становился просто хорошим скрипачом. Если тратил 1-2 тысячи — не особо умелым, но всё же профессиональным скрипачом.
При этом, повторюсь, не было зафиксировано ни одного случая, когда ребёнок упорно занимался бы, проучился бы нужное количество часов, но эффекта в виде умения замечательно играть на скрипке не достиг бы.
Дальше учёные начали проверять, действует ли это правило для других музыкальных инструментов: фортепиано, контрабаса, валторны… везде правило подтверждалось. Десять тысяч часов — и ты виртуоз. Кстати, знаменитые Beatles в начале своей карьеры получили бесценный опыт игры выступления перед публикой в Гамбурге по восемь часов ежедневно:
http://www.forbes.ru/forbes/issue/2009-04/7255-pravilo-10000-chasov
Именно после нескольких лет игры в Гамбурге Битлз выработали свой знаменитый стиль. Музыканты хорошо знают это правило, и на разного рода профильных форумах краткая реплика «10 тысяч часов» служит универсальным ответом задающему неконкретные вопросы новичку. В том ключе, что надо отучиться 10 тысяч часов, и муза непременно поселится в твоей душе.
Любопытные могут загуглить «10 тысяч часов» и найти массу материалов по этому поводу. Я же отмечу, что «правило 10 тысяч» применимо не только к музыке, но и к другим профессиям. К программированию, например, или к игре в футбол. То есть, если ребёнок обладает минимальными способностями в интересной ему области, через 10 тысяч часов тренировок он может стать виртуозом и войти в узкий круг лучших специалистов планеты.
Полагаю, на этом месте вы непременно спросите меня, почему же не становятся виртуозными гонщиками, например, водители маршруток, а, скажем, бухгалтера и после 30 лет стажа нередко выказывают очевиднейшие признаки некомпетентности.
Отвечу примером со спортзалом. Если вы придёте в спортзал и начнёте качаться, через несколько лет ваше тело непременно изменится в более спортивную сторону. Но если вы будете в качестве «тренировки» ежедневно делать по 10 приседаний и 10 отжиманий, то рост ваших результатов будет практически нулевым. Так как организм очень быстро привыкнет к нагрузкам и мышцы перестанут расти. Этим, собственно, и отличается учёба от нудной работы: учёба должна проходить близко к пределу возможностей, иначе толку от неё будет мало.
Плавно перехожу к сути поста. Учебный план наших школ подразумевает трату учениками за 11 классов обучения 8’600 часов:
http://zakon.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=12727&ob_no=12867
Если добавить сюда время маленьких перемен — как это, по-видимому, делали авторы исследования про скрипачей — мы получим все 10 тысяч часов, даже без учёта домашних заданий, которые тоже отнимают у детей значительное время.
Таким образом, коллеги, уже в 16-17 лет школьники могли бы быть гениальными скрипачами, программистами, футболистами или даже стоматологами. Либо, если бы распыляли свои силы на два-три направления, отличными специалистами в нескольких областях.
Скажем, 4 тысячи часов на слесарное дело, 4 тысячи часов на электронику и 2 тысячи часов на вольную борьбу. И вот у нас уже профессиональный автомеханик высокого уровня, которого охотно возьмут на работу в какую-нибудь элитную мастерскую.
Или, скажем, 5 тысяч часов на программирование и 5 тысяч часов на дизайн интерфейсов. И мы уже видим разработчика, который может на равных принять участие в создании революционной компьютерной игры.
Так вот, коллеги. Где все эти люди? Почему типичный выпускник школы является беспомощной личинкой человека, которая пишет с ошибками, с трудом считает на калькуляторе и не способна ни к какой осмысленной деятельности сложнее мытья сортиров в МакДаке?
Скажете, детям дают разностороннее образование, чтобы они могли ориентироваться в нашем непростом мире?
Это смешно. «Разносторонне образованные» взрослые засовывают себе в задницу огурцы, пьют литрами пареную мочу, а потом относят сэкономленные на нормальном лечении деньки прямиком в клуб «получивших системное образование» господ имени Сергея Мавроди. Грош цена такому «разностороннему образованию».
На самом деле, школьник спускает свои 10 тысяч часов обучения в унитаз вовсе не ради каких-то знаний или умений. Всё гораздо проще. Есть большая прослойка шарлатанов, которая по недоразумению называет себя «педагогами». Они варятся в абсолютно неэффективной системе, главным смыслом существования которой является организация тёплых мест для этих самых шарлатанов.
Вместо нормального обучения они занимаются профанацией в виде чтения «лекций» на манер плохого магнитофона и прочих устаревших ещё при Петре I пародий на передачу знаний. Делят друг с другом учебные часы, гоняют отары школьников из загончика в загончик.
И так как результаты работы шарлатанов исключительно сами шарлатаны и контролируют, они делают вид, будто безмозглый кусок больного мяса, которым является типичный выпускник школы — это самое лучше, что мы только можем рассчитывать получить за отданные им 10 тысяч часов.
Подведу итог
Господа из системы образования могут сколько угодно вещать по радио про свои передовые идеи в духе перекраски парт в оранжевый цвет и выпуска треугольных учебников. У меня к ним ровно один вопрос.
Где мои скрипачи?
Update. Комментарии на «Эхе Москвы»:
http://echo.msk.ru/blog/fritz_morgen/1147756-echo/#comments
Вернуться назад
|