ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Город специального назначения: В России есть города, закрытые для свободного посещения не только иностранцами

Город специального назначения: В России есть города, закрытые для свободного посещения не только иностранцами


30-08-2013, 18:58. Разместил: virginiya100

Город специального назначения


30 августа 11:00
 
Дмитрий Файков
заместитель директора Нижегородского института экономического развития, автор книги «Закрытые административно-территориальные образования. Атомные города»

В России есть города, закрытые для свободного посещения не только иностранцами, но и соотечественниками. Пускать или нет за КПП, решает Федеральная служба безопасности. Значит, такой город имеет какое-то очень важное, национальное, а не местное значение.
Город специального назначения -

Нужны ли России такие населённые пункты, открывать их или не стоит… Аргументы приводятся разные. Но пока нет однозначного ответа, стоит понять, нужны ли они вообще.

У России амбициозные планы по использованию атомной энергии. За ближайшие 10 лет планируется построить как минимум 10 новых энергоблоков. В послевоенные годы амбициозными были планы по созданию атомного оружия. И их, кстати, выполнили.

К чему сравнение? Атомная энергетика, к сожалению или к счастью, явилась «побочным» продуктом гонки вооружений. Основная наука всегда была сосредоточена на создании оружия. И это относится не только к атомным исследованиям – дамасская сталь появилась не для ложек или украшений, а чтобы голова врага легче отделялась от его же тела.

Движущая сила науки – люди. С их особенностями и потребностями, семьями, болезнями. Учёным надо где-то жить, их детям – учиться, жёнам – покупать продукты, всем – ходить к стоматологу и в кино. Нужен дом, к нему – улица, короче – город. Примерно так и думали отцы атомной эры – и в США, и в СССР. И чтобы враг не узнал секретов, а уж тем более не увёз особо важного физика, город должен быть закрыт от посторонних и надёжно охраняться. Желательно спрятать его в глухом лесу, а ещё лучше – в горах.

Так появились закрытые города, в которых создавалось атомное оружие, а сейчас ведутся исследования в области ядерной физики и других необходимых наук. Соединённые Штаты приведены не для красного словца – первый закрытый город Лос-Аламос построили именно они.

В сегодняшней России закрытых городов ни много ни мало – 42. И живёт в них «всего-то» 1,2 миллиона человек. Для наглядности представьте Нижний Новгород за колючей проволокой. Правда, не во всех этих городах, или, как они официально называются, ЗАТО – закрытых административно-территориальных образованиях, – делают ядерное оружие. В 31 ЗАТО находятся объекты Министерства обороны – военно-морские и ракетные базы, космодромы, полигоны, центры управления войсками. В одном – Звёздном городке – Центр подготовки космонавтов. В десяти ЗАТО градообразующими являются объекты, входящие в государственную корпорацию «Росатом».

Несмотря на разгул гласности, закрытые города – не доживающий свой век анахронизм, а живой и развивающийся организм. За последние 10–15 лет статус закрытого отобрали у четырёх городов и посёлков, но в 2009-м появились два новых ЗАТО. Да не в глухой тайге, а в ближайшем Подмосковье. Кстати, в окрестностях столицы закрытых городов аж пять. Столько же, сколько в Мурманской области. В Челябинской и Свердловской – по четыре, в Красноярском крае и Саратовской области – по три.

Город Саров, Нижегородская область.

Как живут сегодня закрытые города? Нормально. Например, бюджетная обеспеченность «атомных» ЗАТО составляет 24–34 тысячи рублей на человека, что в среднем выше, чем в соответствующих центрах субъектов федерации (до 20 тысяч рублей на человека). Хотя, конечно, это не Москва, Санкт-Петербург или Лангепас с их общепривычными 70–80 тысячами. Государство поддерживает закрытые города, дотирует их на уровне выше среднероссийского. И из регионального кошелька трансферты больше, чем для других городов, и федеральная казна печётся о «компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования».

В первые постперестроечные годы (даже сейчас иногда встречается такое мнение) ЗАТО считали «островками социализма в злобном море дикого рынка». Действительно, государство как могло поддерживало закрытые города. Сначала сохранялись высокие федеральные дотации, к концу 90-х прикрыли глаза на привлечение налогоплательщиков из других регионов страны путём предоставления колоссальных льгот.

Суть была проста: по существовавшему в 90-х законодательству все налоги, собранные на территории ЗАТО, шли в местный бюджет. Какой нефтяной или ликёро-водочной компании не хочется платить всего 1–5% от обычного объёма налогов? Тогда перерегистрируйтесь на территории ЗАТО – и вот вам льгота! Для небольшого города и эти 5% – колоссальная сумма. Государство избавлено от необходимости выделять средства из бюджета, на атомных территориях – сытое спокойствие. Сколько-то недоплатили в бюджет? Так ведь это же было в 1997–1999 годах. На улице дефолт, банки лопаются, предприятия закрываются. Миллиардом больше, миллиардом меньше – никто не заметит. Всё-таки заметили. Попозже. Трёх мэров закрытых городов за слишком уж бурную деятельность в тот период привлекли к уголовной ответственности.

«Тучные нулевые» ситуацию изменили. Льготы запретили. Доходы развели по всем бюджетным уровням. Но дотации перечисляли исправно. А уж ФЗ–131 («Об общих принципах местного самоуправления») с 2005 года привёл всех к одному знаменателю. С небольшими особенностями в числителе.

Часто поднимают вопрос: а нужны ли государству такие жертвы ради десятка городов (военные ЗАТО пока оставим в стороне, приняв за аксиому изречение Наполеона «Кто не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую»)? Правота Бонапарта, похоже, относится не только к армии. Точно так же придётся кормить чужих учёных, потом – квалифицированных рабочих, затем – чернорабочих…

Ещё не так давно предприятия Советского Союза занимали около 30% мирового рынка гражданской авиации. Большая часть судового парка страны была отечественного производства. Про автопром по этическим соображениям вспоминать не будем. А ещё были станки, железнодорожная техника, часы, измерительные приборы и т. д., поставляемые на экспорт.

Атомная и космическая отрасли – сегодня, наверное, последние реально существующие в стране высокотехнологичные кластеры со всем циклом исследований и производств, с огромным экспортным потенциалом. И что немаловажно, – компактно расположенные в тех самых ЗАТО. И этот потенциал уже начинает использоваться в смежных отраслях.

Взять для примера нижегородский Саров. Он должен выдавать свою атомную продукцию. Но помимо этого, за последние годы здесь созданы мощнейшие суперкомпьютеры, которые уже поставляются российским заказчикам (в РЖД, на КамАЗ). Рядом с городом – на открытой территории – развивается технопарк, активно поддерживаемый корпорацией «Росатом», правительством Нижегородской области и мощными коммерческими структурами.

Нужно это стране? Думается, вопрос риторический.


Вернуться назад