Отвечая на вопросы читателей РИА «Новый Регион», депутат Верховной Рады Украины от националистической «Свободы» Эдуард Леонов озвучил претензии украинских радикалов на Приднестровскую Молдавскую республику, отколовшуюся от Молдовы в ходе вооруженного конфликта 1992 года и с тех пор существующую в качестве непризнанного де-юре, но вполне самостоятельного де-факто государства.
«Украинские этнические земли в результате различных геополитических событий XX века оказались отрезанными границами нескольких соседних государств. Приднестровье для Украины не чужая земля. Мы не заинтересованы в раскачивании территориальных конфликтов, но не имеем права стоять в стороне, когда внешние игроки определяют судьбу наших этнических земель. В случае попытки поглощения Молдовы Румынией мы должны четко заявить о готовности реинтеграции Приднестровья и Украины», – заявил парламентарий.
Стоит отметить, что Украина действительно имеет определенные основания говорить о своих исторических правах на Приднестровье, во всяком случае, на его левобережную часть, которая после революции и вплоть до возвращения оккупированной Румынией Бессарабии и создания Молдавской ССР, являлась Молдавской АССР в составе Украинской ССР. Да и до революции левобережье Днестра входило в состав Подольской и Херсонской губерний, которые и поныне являются территорией Украины.
В то же время международным сообществом были признаны только те границы, которые имели республики на момент выхода из СССР. Поэтому образованная еще в 1990-м путем объединения левобережья Днестра с несколькими населенными пунктами на правом берегу ПМССР не была признана руководством Союза. И, следовательно, не была признана ООН после его распада, оставаясь де-юре частью Молдовы.
Несмотря на существование спровоцированных распадом СССР территориальных споров между республиками, а также между Украиной и Румынией, которая считает Молдову (Бессарабию) и Черновецкую область Украины (Буковину) своей территорией, отторгнутой Сталиным, вопрос об украинских претензиях на Приднестровье никогда официально не поднимался. Напротив, в эпоху правления «оранжевых» Украина активно поддерживала организованную Кишиневом блокаду этой земли, считавшейся форпостом России на западе.
В то же время, Украина так же охотно, как Молдова и Россия, раздавала свои паспорта жителям непризнанной республики, которые зачастую пользуются несколькими паспортами сразу. По некоторым данным, в ПМР сегодня проживают более ста тысяч граждан Украины. К тому же около трети населения – этнические украинцы. Украинский язык наряду с русским и молдавским – один из государственных языков.
Стоит отметить также, что новые власти Приднестровья гораздо более лояльны по отношению к восточному соседу (напомним, что Украина, в отличие от России, имеет с ПМР общую границу), кроме того, по мнению ряда экспертов, Украина в последнее время активно «прикармливает» приднестровскую элиту, а многие кадровые назначения производятся с оглядкой на Киев. Несмотря на это, пророссийские настроения в регионе чрезвычайно сильны, однако растет и разочарованность в России по мере того, как идут годы, и тает надежда на признание со стороны «большой земли». Кроме того, следует признать, что приднестровская элита еще со времен Смирнова привыкла жить за счет России и воспринимать ее как естественного и непременного донора, и с приходом к власти новой команды в этом плане ничего не изменилось.
Говоря об интересах Украины, не стоит забывать, что в случае отказа Кишинева от Приднестровья при интеграции в Румынию узкая полоска вдоль левого берега Днестра фактически превращается в буферное государство между Украиной и Румынией, с которой у Киева, как было сказано выше, остается ряд нерешенных территориальных споров. Подобный сценарий выглядит вполне реалистичным на фоне слишком рьяного рвения правящей в Молдове коалиции в Европу и нагнетания прорумынских настроений среди молдавской элиты. Косвенным подтверждением готовности Кишинева расстаться с Тирасполем в угоду европейским амбициям является установка на границе с Приднестровьем таможенных пунктов по указанию из Брюсселя, фактически закрепляющая статус границы в качестве государственной.
Напомним, что Украина, наряду с Россией является гарантом переговорного процесса в формате «5+2» а также в настоящий момент председательствует в ОБСЕ – т.е. напрямую заинтересована выступить инициатором разрешения конфликта. Более того, этой осенью в Вильнюсе пройдет саммит Восточного партнерства, где и Украина, и Молдова рассчитывают хотя бы на парафирование договоров об «ассоциированном» членстве в ЕС. Скорее всего ни одна из этих стран не получит желаемого, о чем им уже непрозрачно намекнули в Брюсселе. Однако Молдова имеет запасной вариант входа в Европу – в составе Румынии. И тогда вопрос о статусе Приднестровья снова приобретет немалую важность во взаимоотношениях стран региона.
Правда, из числа выгодополучателей может выпасть Россия. Учитывая тот факт, что Запад кровно заинтересован не допустить вхождения Молдовы и Украины в сферу влияния Москвы (Таможенный Союз, ЕврАзЭс), Евросоюз может пойти на определенные уступки этим странам (кроме, пожалуй, реального вступления в ЕС), в том числе территориальные. Не являются ли заявления, озвученные депутатом партии, считающейся националистической и маргинальной, но представляющей собой уже реальную политическую силу, выражением взглядов части украинской элиты? И готова ли нынешняя Украина к вышеописанному развитию событий?
Вернуться назад
|