ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Олег Рурин: «Совокупные доходы с начала деятельности составили 20,6 млрд рублей»

Олег Рурин: «Совокупные доходы с начала деятельности составили 20,6 млрд рублей»


1-10-2009, 16:48. Разместил: VP

Директор департамента размещения временно свободных средств Фонда содействия реформированию ЖКХ рассказал, как работают деньги, выделенные госкорпорации. // Ольга Шевель. Журнал «Финанс.»

 

rurin200.jpgОлег Станиславович, чем занимается ваш департамент?


- В момент создания фонда в конце 2007 года государство предоставило ему значительный объем средств - 240 млрд рублей. Деньги предназначались для реализации региональных программ ЖКХ, которые должны быть выполнены до конца 2011 года – это срок, на который создавался фонд. Деньги передаются постепенно, по мере готовности регионов к выполнению программ капитального ремонта и переселения. Поэтому часть средств остается временно свободными (ВСС). Соответственно, ими необходимо эффективно управлять. Наши главные задачи – поддержание ликвидности фонда, сохранение средств и получение дохода на вложенные средства в размере, сопоставимом с инфляцией.

 

Почему бы не зарезервировать эту сумму на депозите, например, в госбанке? И не потребовалось бы создавать специальный департамент.

 

- Доходность депозитов ЦБ составляет 4-5% годовых. Наши вложения показывают доходность в 10-12% годовых. На сумме в 100 млрд рублей разница в доходах составит около 6 млрд рублей – средства, сопоставимые с объемом субсидий по программам ЖКХ Челябинской области. На самом деле, очень разумное решение – создать организацию, наделить ее капиталом и потом с нее же спрашивать о выполнении задач. Чаще бывает наоборот: на бумаге выделили средства под программы, но физическое их получение превращается в большую головную боль - программы идут, а средства задерживаются. Мы же никогда не можем сказать, что нам задержали средства. Потому что сами отвечаем, чтобы они были вовремя и в нужном объеме.

 

Какой объем средств размещены сейчас и по каким ставкам?

 

- По состоянию на 31 августа объем свободных средств фонда составил 77 млрд рублей. 164,5 млрд рублей были переданы в регионы, а 15 млрд рублей в августе мы вернули в федеральный бюджет. В ноябре должны вернуть еще 50 млрд рублей, поэтому сейчас сокращаем объем вложений в облигации и имеем возможность размещаться только в короткие депозиты. Но даже в этих условиях доходность вложений в облигации превышает 10% годовых к погашению, а доходность вложений в депозиты – около 12%. Это обычные рыночные ставки для вложений с низким уровнем риска. Для оценки эффективности нашей деятельности мы используем показатели доходности по трехмесячным государственным бумагам - около 8,7%. Даже с учетом остатков на счетах фонда наша доходность в среднем находится на уровне 10,3%, то есть примерно на 20% выше.

 

В каких банках фонд размещает депозиты и насколько устойчивы эти банки?


- Фонд может размещать средства в депозиты только тех банков, которые соответствуют требованиям Минфина. Сегодня это 29 крупнейших банков России, в которых также размещаются бюджетные средства и депозиты ЦБ. Эти банки имеют наивысший уровень надежности. Дополнительно при размещении депозитов мы ориентируемся на систему лимитов, разработанную фондом и доказавшую свою эффективность в период кризиса. В частности, снижаем лимит тем банкам, в которые наблюдается рост просроченной задолженности по кредитам. Мы ежеквартально анализируем финансовые показатели банков и в соответствии с их динамикой пересматриваем лимиты на размещение депозитов.

 

Как вы определяете, какому банку и под какой процент разместить средства?

 

- При выборе методов размещения средств на депозиты, предпочтение было отдано максимально прозрачной процедуре – открытым биржевым аукционам. Каждый участник торгов в реальном времени видит все поступившие заявки и с учетом этого может предлагать свои ставки размещения. Размер заявок определяют сами банки в рамках установленных фондом текущих лимитов и в пределах суммы средств, заявленных фондом на аукцион. По результатам торгов в течение 10-15 минут комиссия фонда определяет процентную ставку отсечения и сумму размещаемых средств. В соответствии с этим решением, фонд размещает депозиты в тех банках, которые предложили наилучшие ставки в процессе торгов. Средства зачисляются на счета банков непосредственно в день проведения аукциона.

 

При таком способе размещения, наверное, все средства уходят в наиболее активные банки?

 

- Победителями успели побывать почти все банки, с которыми мы заключили соглашения. Наиболее активные участники аукционов – Сбербанк, МДМ-банк и Транскредитбанк. Наибольшее количество реальных сделок провели ВТБ, МДМ-банк и Промсвязьбанк. При этом некоторые банки уже более трех месяцев не принимают участия в торгах – Росбанк, Банк Москвы, Абсолютбанк, Юникредит банк. Мы полагаем, это связано с достаточно высоким уровнем ставок, которые формируются на наших аукционах.

 

Почему не разместить все за один раз?

 

- Это невозможно в условиях неопределенности по темпам расходования средств регионами. Поначалу было известно только одно: в первый год нельзя выдать регионам более 30% от суммы в 240 млрд рублей (установлено законом о фонде – «Ф.»). Кроме того, такой фонд в России формировался впервые. Не было практики на которую можно опереться в расчетах. Никто не знал, каким образом будут расходоваться средства. Даже сами регионы этого не знали. Когда их спрашивали, сколько заберете денег, назывались такие космические цифры, что не имело смысла их складывать. Мы были вынуждены экспертным путем выстраивать примерный график платежей. А тут еще и кризис. На очень большую степень неопределенности по финансовому планированию наложилась и гипер-неопределенность, привнесенная кризисом. Единственно разумным вариантом планирования вложений стали консервативные оценки и формирование резервов ликвидности. Результатом такой стратегии явилась бесперебойная работа фонда – все заявки финансировались не более чем в пятидневный срок после принятия соответствующих решений правлением.

 

У наблюдателей возникали вопросы: почему для проведения аукционов выбрана Санкт-Петербургская валютная биржа? А как же конкурс между площадками?

 

- К началу размещения средств фондом существовало две площадки с опытом проведения депозитных аукционов – ММВБ и СПбВБ. Технология ММВБ предполагает закрытый вариант проведения аукционов: все участники подают заявки фактически «в конверте», заявки поступают конкурсной комиссии, и она принимает решение о ставках и объемах размещения. Торгов как таковых эта технология не предусматривает. Технология СПбВБ - открытая. С учетом того, что биржи предложили нам близкие ставки комиссионного вознаграждения, наблюдательный совет фонда отдал предпочтение СПбВБ.

 

В кризис облигационный рынок серьезно просел – в чьих бумагах размещали?

 

- Только в облигации первого эшелона с рейтингом надежности ВВ- по Fitch и S&P, либо Вa3 по Moody’s. Ни по одной бумаге дефолта не было и не предполагается. Есть снижение рейтингов по бумагам Московской области, но мы уверены в надежности областного бюджета и продолжаем удерживать эти облигации до погашения. Что касается доходности, то для нас не имело значения краткосрочное падение индексов - не было необходимости продавать бумаги на волне кризиса. Рынки восстановились, и фонд получает ту доходность, которая была запланирована по этим вложениям.

 

Наверняка в портфеле есть «Газпром», ВТБ, РЖД и прочие «голубые фишки»…

 

- Структура вложений такова: примерно 15% средств инвестировано в облигации финансовых организаций, 28% - в ценные бумаги субъектов федерации, 16% - электроэнергетика, 9% - транспорт, 7% - связь и телекоммуникации. Портфель весьма диверсифицирован, и мы уверены в надежности наших вложений.

 

В течение кризиса вы вкладывались в облигации?

 

- В основном до кризиса, завершали процесс фактически на этапе падения рынка. Если считать формально, то в самой нижней точке кризиса мы получили убытки. Но на самом деле их не было: ведь мы не продавали бумаги в кризис. Соответственно, когда нижняя точка была пройдена, то бумаги восстановили ценность. И фонд уверенно получает прибыль от этих вложений.

 

Как проводится анализ, в чьи бумаги стоит вкладываться, а в чьи нет?

 

- Фонд разработал объемную стратегию размещения ВСС. В документе описаны все возможные направления вложений и ограничения по инструментам, сегментам рынка и объемам. Такая диверсификация уменьшает наши риски. При этом непосредственно в кризис мы перестали инвестировать в рисковые секторы. Управлением вложениями на фондовом рынке занимаются УК. В единой инвестиционной декларации для них не записано, например, «Покупайте “Газпром”» или «Не покупайте бумаги такого-то эмитента». Есть лишь отраслевые и иные ограничения. С учетом того, что фонд ориентирован, прежде всего, на сбережение средств, естественно, мы отдаем предпочтение таким сегментам, в которых бумаги менее подвержены риску. А управляющие, исходя из своего знания рынка, уже сами выбирают конкретные компании.

 

Как вы решали, каким УК доверить управление средствами?

 

- Выбрали 10 компаний по конкурсу, в ходе которого учитывался опыт компании, результаты управления активами, заявленная команда управляющих, предложенная стратегия инвестирования, а также технологические возможности управляющего. В число победителей вошли ведущие российские УК с большими объемами, историей, хорошим качеством управления. В настоящее время средствами фонда управляют 9 компаний, поскольку с компаний «Пиоглобал Эссет Менеджмент» контракт был расторгнут по инициативе фонда. Причины – низкие по отношению к другим управляющим результаты деятельности по итогам 2008 года. А также риски снижения финансовой устойчивости самой компании из-за предъявленных претензий со стороны негосударственных пенсионных фондов. Под управлением «Пиоглобал» находилось 4,5 млрд рублей. Теперь они перераспределены между лидерам рейтинга – ИГ «Капиталъ», Банком Москвы и «Ингосстрах-инвестициями».

 

Если по какой-то бумаге, выбранной управляющей компанией, произойдет дефолт – на ком убытки?

 

- В таком случае фонд зафиксирует убыток, а управляющий лишится возможности получить часть вознаграждения. В отличие, например, от ситуации с пенсионными фондами, у нас нет требований по минимальной гарантированной доходности и обязательной сохранности средств. Мы считаем, что в договоре доверительного управления эта оговорка не дает должной защиты учредителю управления. Пенсионные фонды загнали себя в угол подобными оговорками: балансовые убытки есть по факту, а капитала УК не хватает на их покрытие. В случае банкротства УК, балансовые убытки пенсионных фондов получают реальный шанс стать фактическими. Мы в большей степени уделили внимание операционным рискам, например, возможным убыткам вследствие ошибочных действий персонала управляющих. Такие риски застрахованы в объеме 5% от переданных в управление средств по каждому управляющему. Страховку в полной сумме мы сочли избыточной и слишком дорогой для фонда: вероятность нанесения единовременного ущерба в большей сумме маловероятна.

 

Почему, в отличие от других госкорпораций, ваш фонд открыт по финансовым вопросам? Ведь вы по закону не обязаны ни перед кем отчитываться…

 

- Фонд ежемесячно направляет отчетность по результатам размещения ВСС в Минфин, Минрегион, Центральный банк и с середины этого года – в Счетную палату. Кроме того, вся информация публикуется на официальном сайте. Так мы стремимся поддерживать определенный уровень публичности. Но все равно находятся люди, политики и журналисты, которые заявляют, что корпорация понесла какие-то убытки от размещения. Я могу сказать, что фонд стабильно получает прибыль от размещения ВСС, в том числе в условиях кризиса. Совокупные доходы с начала деятельности по конец августа составили 20,6 млрд рублей. Столько фонд заработал фактически за год – в июле-августе 2008 года был завершен конкурс по выбору УК и тогда же первый раз положили средства на депозиты коммерческих банков.

 

На что пойдет доход фонда в 20 млрд рублей? Или вы его относите на возросший уровень инфляции?

 

- В соответствии с законом о фонде все доходы за вычетом расходов в 2011 году будут распределены между регионами и пойдут на финансирование региональных программ ЖКХ. На конец августа расходы фонда составили 3,2 млрд рублей, из которых около 2,5 млрд рублей - налог на прибыль, уплаченный фондом по результатам 2008 года. С 2009 года фонд освобожден от уплаты этого налога, соответствующие изменения внесены в Налоговый кодекс.

 

Все равно многовато, если вы говорите, что расходы на деятельность фонда небольшие…

 

- В эту сумму включены и расходы на оплату труда управляющих. Их комиссии на конец августа составили 215 млн рублей при общем доходе от доверительного управления в 5 млрд рублей. Вознаграждение управляющих зависит от двух параметров. Комиссия за управление пропорциональна объему средств под управлением, а комиссия за успех - объему прибыли по результатам управления. В среднем вознаграждение за успех вдвое превышает вознаграждение за управление, поэтому управляющие очень заинтересованы зарабатывать нам прибыль.

 

Что будет с фондом, когда он передаст все средства в регионы?

 

- Мы исходим из того, что фонд должен выполнить все возложенные на него законом задачи до конца 2011 года. К 1 января 2012 года фонд должен распределить все имеющиеся деньги и проконтролировать их освоение. Естественно, на этот момент ВСС уже не будет.

 

Разве к 2012 году все проблемы ЖКХ в стране будут решены?

 

- Деятельность фонда уже позволила запустить новые механизмы реформирования жилкомхозяйства. Огромное число людей почувствовало реальную отдачу от госпрограммы. Стало понятно, что задачи проведения капитального ремонта и переселения наших граждан из аварийного жилья имеют решение. На основе этого опыта будет разработана программа, которая должна запустить новые, более эффективные механизмы теперь уже модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Минрегион по поручению правительства уже разрабатывает концепцию ФЦП по модернизации ЖКХ.


Вернуться назад