ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Латвийское наследие с добавленной стоимостью

Латвийское наследие с добавленной стоимостью


23-06-2013, 15:44. Разместил: virginiya100
Надежда Котикова Латвия
Свободный журналист

Латвийское наследие с добавленной стоимостью

В виде самобытности
В стране полным ходом идет выявление лучших носителей латышского духа. Им теперь вручают знак качества. Это была давняя идея Ассоциации сельского туризма Lauku ceļotājs, они ее в основном и осуществляют.

Но сейчас уже подключились и Министерство культуры, и творческая интеллигенция, и мастеровые — знатоки различных ремесел, и представители разных управлений, и многие другие структуры. Это, конечно, немного пугает, не получилось бы, как всегда, но — куда денешься? Дело-то — общегосударственной важности! Короче — идея проросла. 


Самобытность как добавленная стоимость

В начале мая в Доме латышского общества (Māmuļa) впервые вручали знак «Латвийское наследие» (Latviskais mantojums) лучшим в стране хранителям латышских традиций. Из многих номинантов выбрали 12 хозяйств, которые занимаются сельским туризмом. 

На суд авторитетного жюри – специальной комиссии, в которую входят эксперты из самых разных сфер – фольклористы, архитекторы, повара и так далее – были представлены песни и пляски, аутентичные хутора, традиционные одежды, гостевые дома в национальном стиле, всевозможные ремесла – от умения класть соломенные крыши до кузнецов, знающих, зачем к подковам приваривали каучук – чтобы лошади по Старой Риге громко не цокали, спать господам не мешали). 

В зале «Лиго» были выставлены материальные продукты нематериального наследия: конопляное масло, минога, скландрауши, самодельные вино и водка (право на кустарное производство которого, кстати, вернули латышам по инициативе Lauku ceļotājs, за что им многие мелкие производители вина из одуванчиков и прочей экзотики очень благодарны), пиво «Валмиермуйжас», безумно вкусные слойки с настоящими сливками и клюквой, всевозможный сыр, настоящий латвийский шпек, бездрожжевой хлеб, выпеченный в каменной печи по рецептам бабушек, и многое, многое другое. 

На торжественном вручении специальных знаков качества лучшим хранителям латвийских традиций выступали поэт и общественный деятель Мара Залите, министр культуры Жанета Яунземе-Гренде, председатель ассоциации Lauku ceļotājs Аснате Зиемеле и другие. Некоторые из выступающих к латвийской «самости» подходили довольно прагматично. 

Самобытность, говорили они, — это та добавленная стоимость, за которую иностранцы готовы платить. Это глобальный товар. За интернационализм не будут платить. «Идентичность окупается, — сказала душа и совесть латышского народа Мара Залите. — Кроме того, в самости уютно и комфортно». Министр с ней согласилась, добавив про ту самую добавленную стоимость. 

В общем-то — не поспоришь, но была в этой надрывности поэтессы какая-то... ну, если не фальшь, то нарочитая высокопарность, что ли? Что-то покоробило слух. Сладостью и патокой. 


Если нельзя помешать, надо направить

Другое дело — Lauku ceļotājs. Они, правда, молодцы. Честь им и хвала. Мало того, что они, поняв, что Латвия мало-помалу становится большим этнографическим музеем, и от этого уже никуда не деться, решили: если процессу нельзя помешать, его надо возглавить и направить в правильное русло. Без политики, пустых деклараций они много лет целенаправленно делают то, что сотни чиновников за 20 с лишним лет не в состоянии были сделать за миллионы латов. 

Для предпринимателей, которые занимаются сельским туризмом, проводят семинары по обмену опытом (заметьте – бесплатные!), бизнес-классы по обмену опытом, выездные экскурсии. Выпускают карты, куда наносят объекты, которые гостям стоит посетить – на 4-х языках. Готовят большой Картофельный фестиваль. А чем мы хуже Литвы, которые даже Орден корюшки создали? Хотя у нас же эту корюшку и вылавливают ночи напролет в перио лова. 

Но даже не это главное. Они без пафоса интегрируют людей на основе ОБЩЕЙ ЛЮБВИ к одинокому дубу, стоящему посреди желтого от цветущей люцерны поля, к белому аисту в голубом небе, к неспешному течению красавицы Лиелупе, бегу суетливой Салацы. На основе уважения к немногим оставшимся в Латвии хозяевам крестьянских подворий – основательных, трудолюбивых, дорожащих своим кусочком неба над хутором. Которые не на словах любят свою землю. Любви к добротному пиву, блинам по бабушкиным рецептам: там ведь главное – чтоб продукты были не из супермаркета и частичка души вложена. Ну и так далее. Продолжать можно бесконечно, только это бессмысленно. Это нужно ощутить и прочувствовать. 


Храни, приумножай!

В самом конце мая нам это удалось с лихвой. В рамках выявления очередных претендентов на знак «Латвийское наследие», Ассоциация сельского туризма устроила для прессы экскурсию по Земгале. Среди объектов было гостевое хозяйство «Līcīši» с козьей фермой (разумеется, там не только более сотни коз и козлов, но и коровы, быки, свиньи, всякие птицы и так далее), старинный Терветский деревянный замок, гостевой дом с трактиром «Pūteļkrogs» с национальной кухней, дворец и природная тропа в Межотне, музей под открытым небом «Ausekļu dzirnāvas». 

В музее за 20 лет собраны сотни единиц различной сельхозтехники, в основном в рабочем состоянии: первые тракторы – американский (перевоз стоил 2000 латов) и русский, косилки, молотилки, восстанавливается настоящая огромная мельница, привезена из Краславы работающая машина по обработке овечьей шерсти позапрошлого века – дня не хватит, чтобы все с пристрастием осмотреть. А ведь можно и поработать на этом оборудовании! Узнать, чем и как кроют крышу, из чего и как пекут хлеб, как из шерсти овцы получается свитер. Когда приезжают школьники на экскурсию, работа кипит! Девчонки прядут пряжу, парни столярничают. 

Нас вот хозяин, Мартиньш Мединьш, встретил довольно сурово. Сказал: «Ну что, нагулялись по природным тропам? Налакомились вкусностями по гостевым домам? А как насчет поработать? А ну-ка, руки мыть – да за тесто, пирожки лепить!» 
Мы даже и оторопели немножко, растерялись, всюду к нам, образно говоря, с поклонами, с угощеньем, с уваженьем... Какая-никакая – а, как говорится, четвертая власть. Впрочем, какая первая, такая и четвертая. 

Потом узнали, что в семье у Мартиньша было 10 детей, а зарплата у отца в советское время – 90 рублей, и поняли: здесь не забалуешь. Уж как умели, так лепили... Я для себя решила – после предыдущего гостевого дома сыта, больше 3-х пирожков не съем, слепила три кривули и пошла цветки на фоне мельницы фотографировать. Когда потом воровато доедала за столом пятый пирожок, думала – и в каком же печатном издании такие ловкие журналисты, что им так много пирожков удалось налепить? 

Можно долго и мудрено рассуждать про идентичность, вкладывать миллионы в зарплаты чиновников, говорить с трибун навзрыд про боль латышского народа и имперское мышление русских – только это все пустое. Суета. Бег на месте. Поезд, идущий в никуда, с которого нужно было сходить на первой же остановке. А мы все едем да едем.


О пользе общего интереса к трутням

Продуктивна только общая любовь. Пусть даже к трутням, грибам-паразитам. Когда на вершине горы с прекрасным видом на Лиелупе мы увидели на погибающем дереве колонию грибов-великанов, Юрис Смалинскис, наш руководитель, один из совладельцев Lauku ceļotājs, биолог по образованию, стал рассказывать о них подробнее. Что пока они молодые, их даже можно есть. Что споры грибов попадают в раненое дерево и разъедают его изнутри, как рак. 

Грибы эти по-латышски называются zvīņainā piepe. И никто из русских не мог вспомнить русского названия (плохо, когда не знал, да еще забыл!). Так Юрис специально позвонил после экскурсии знакомым микологам и уже на обратном пути, в автобусе, рассказал, как по-русски называются эти паразиты, которые губят деревья в Терветском парке. Чешуйчатый трутовик. 

Вроде бы и мелочь. Подумаешь! Но вот такие шаги навстречу друг другу только и способны вызвать внутреннее желание иметь общее наследство. Вместе им дорожить и приумножать. Создавать общую историю. Чтобы это была не история вражды и взаимного недоверия, очередная бомба замедленного действия, которая непременно взорвется и отравит жизнь тем, для кого это наследство предназначено, а история созидания на основе общей любви. 

Человеку-то на самом деле так мало надо... Солнце золотое, небо голубое, травка зеленая... Да любимые близкие. Ну, еще слово доброе да соседи приветливые. Вот тебе и все наследие. Что латышское, что русское. Храни, приумножай. Гордись! 

В Европе, очевидно, это понимают. Поэтому и эта экскурсия, и весь проект в целом проходит при софинансировании из европейских фондов. 

Один из фондов называется «Инвестиции в твое будущее». Логично. 


На снимках: 



Понтонный мост через Лиелупе



Те самые чешуйчатые трутовики в Терветском заповеднике



У Риты и Сергея Бобковых все хорошо. В их придорожный трактир с гостиницей «Puteļkrogs» узнали дорогу и местные жители, и россияне, и датчане, которые имеют здесь предприятия.



Терветский деревянный дворец пока только восстанавливают. 



Манекены викингов создают полный эффект присутствия этих отважных мореходов, которые часто наведывались в Семигаллу (Земгале) и даже строили там крепости и замки. 



Хозяйские собаки очень любят присутствовать на презентациях сыра в хозяйстве «Līcīši». 



Мельница скоро заворочает крыльями, начнет перемалывать зерно, а гости музея-усадьбы «Ausekļu dzirnāvas» будут сами лепить себе пирожки из этой муки. 



Бабушкина комната. Портрет Ульманиса, иконка и вышивка с надписью (видимо, цитатой): "Пусть труд сменяет сон". 




Атака отчаянного забияки — агрессивного гуся в гостевом хозяйстве «Līcīši». Красуется перед своими гусынями. 



Юрис Смалинскис рассказывает о гермафродической сущности улиток на Винной горе в Межотне. 



Чтобы понять, кто у майских жуков девочка, надо искать хоботок. Он ей нужен, чтобы яйца выковыривать. У девочек он есть, а вот у мальчиков – увы. Юрис знает все про всех!



Панорама на долину Лиелупе с вышки. 



Латышская тантыня и ее друг наслаждались тишиной. До нашего прихода.



Лепим себе пирожки. Аппетитное материальное воплощение латвискумса. 


Облизывайтесь:












Вернуться назад