ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Индия и Вьетнам: вступление в Таможенный союз — вопрос времени
Индия и Вьетнам: вступление в Таможенный союз — вопрос времени20-06-2013, 12:36. Разместил: god |
|||||
Сегодня стартует XVII Петербургский международный экономический форум, на который соберутся 144 членов иностранных официальных делегаций из 66 стран. Однако нас в данном случае интересует лишь одна делегация — представители Индии.
Дело в том, что у индийской делегации особенная миссия. Её конечная цель — ни много ни мало интеграция Индии в Таможенный союз.
Взаимные визиты
Тема будущей интеграции Индии и ТС открылась со встречи в начале апреля в Нью-Дели министра торговли и промышленности Индии Ананда Шармы и председателя коллегии Евразийской экономической комиссии Виктора Христенко, который прилетел туда из Ханоя, где принял участие в церемонии старта переговоров по Соглашению о зоне свободной торговли (FTA) между Таможенным союзом и Вьетнамом.
Что касается Вьетнама, то на его примере видно, насколько не быстрый это процесс — интеграция с Таможенным союзом. Только на этот год намечено четыре раунда переговоров на министерском уровне с участием специалистов, видеоконференциями и всем необходимым.
О финальной дате никто даже не пытается гадать, она может наступить уже через пару лет, а может и отодвинуться дальше, чем вступление Турции в ЕС. Главное, подтверждено принципиальное желание сторон.
Индия хочет от ТС фактически того же соглашения, что и Вьетнам, поэтому она собирается уделять повышенное внимание тому, как реализуется план-график переговоров у соседей. По мнению Аджая Бисарии, главы евразийского департамента МИД Индии, экономика — это слабое звено в стратегических связях наших стран. Надежду на исправление ситуации он возлагает на скорейшее подписание соглашения.
В свою очередь, Виктор Христенко по итогам переговоров в Нью-Дели подчеркнул, что ТС готов к расширению, но не за счёт глубины интеграции. Иными словами, речь пойдёт о снятии взаимных таможенных барьеров и приведении торговых отношений Таможенного союза с Индией и Вьетнамом к полному соответствию не только законам этих стран, но и регламенту ТС, то есть де-факто их вхождению как равноправных партнёров в единое экономическое пространство ЕврАзЭс.
Продолжая диалог, начатый в Нью-Дели, Ананд Шарма вскоре посетил Москву и по итогам рабочих встреч сообщил, что он рассчитывает на скорое увеличение взаимных инвестиций российского и индийского бизнеса в несколько раз. У него есть на то основания, учитывая характер роста российско-индийских отношений: в 2012 году и без того немалый торговый оборот между нашими странами вырос на 25% и пересёк границу $11 млрд. Цель ещё более амбициозная: достичь планки $20 млрд к 2015 году, и для сохранения такой приличной динамики роста принимаются нешуточные меры.
Здесь интересно то, как быстро происходит реакция индийской стороны. По итогам переговоров Христенко и Шармы была достигнута договорённость сторон встретиться на ПМЭФ сейчас, в июне. Как и в случае с Вьетнамом, это станет первым раундом утверждённой программы переговоров.
Однако, не дожидаясь июня, месяц назад Индия уже выступила с предложением о немедленном расширении партнёрства в рамках существующих возможностей, до любых новых договорённостей. В частности, Ананд Шарма пригласил российские компании поучаствовать в строительстве промышленных анклавов международного значения в особой экономической зоне — Индустриальном коридоре Дели—Мумбаи. На ПМЭФ индийская делегация прибудет уже с готовой презентацией этого проекта для российских инвесторов.
После визита Христенко в Москву прилетал министр иностранных дел Индии Салман Хуршид, чтобы встретиться с руководителем нашей части российско-индийской межправительственной комиссии Дмитрием Рогозиным, а также своим коллегой Сергеем Лавровым. Это была уже третья всего лишь за первый месяц встреча на высоком уровне, посвящённая российско-индийским отношениям, что говорит о важности процесса.
Также Ананд Шарма обратился к России с просьбой оказать содействие переговорам Индии с другими членами ТС о скорейшем создании Объединённой рабочей группы. Эта группа должна будет заняться всесторонним исследованием возможностей для интеграции Индии и Таможенного союза, поскольку для этого необходимо будет учесть как законы стран-участниц, так и положения ВТО и влияние будущего соглашения на другие зоны свободной торговли.
По словам Шармы, он сумел добиться неоценимой поддержки МИДом России своей инициативы по установлению прямого диалога с ТС. Таким образом, на ПМЭФ он рассчитывает по итогам встречи в Секретариате ТС уточнить состав, структуру и регламент Объединённой рабочей группы, после чего она вслед за вьетнамскими коллегами приступит к своим непосредственным задачам.
Специфика торговых отношений
При этом существует очевидная проблема в установлении более плотных торговых отношений между Таможенным союзом и Индией — между нами расположены либо очаги нестабильности, либо недостаточно развитые транспортные сети и труднопроходимые горы. Поэтому возросшие потоки грузов Индия планирует направить через международный транспортный коридор «Север-Юг».
Этот путь был открыт Индией, Ираном и Россией ещё в 2002 году. Он имеет несколько веток, но в любом случае теснейшим образом завязан на Иран. Через юг Ирана контейнеры идут морем в Индию, через его север — опять-таки морем или по железной дороге по восточному берегу Каспия через Казахстан, Узбекистан и Туркменистан в Россию. Коридор активно развивается. Совсем недавно, 10 мая, состоялось открытие последнего туркменского участка строящейся с 2007 года линии Жанаозен—Голган, которая сократит расстояние МТК «Север-Юг» на 600 км.
Планируется ещё и западная ветка железной дороги через Азербайджан, но она ещё не достроена. По сравнению с альтернативными путями, в том числе Суэцким каналом, этот МТК короче в два и более раз.
Соответственно, любое усиление торгового оборота между Таможенным союзом и Индией автоматически означает их плотное и, что самое важное, сугубо мирное сотрудничество с Ираном. Чем спокойнее ситуация в Иране и вокруг него, тем это выгоднее всем сторонам.
При этом уделяется особое внимание безопасности маршрута: уместно вспомнить регулярно проводимые российско-индийские учения серии «Индра», а также усиление Каспийской флотилии и недавно проведённые ею учения. Если грубо очертить «зоны ответственности» партнёров по МТК, то Каспий — это российско-иранская зона, а Персидский залив и Индийский океан — ирано-индийская.
В связи с этим существует и потенциальная проблема. Южнее Ирана интересы наших партнёров непредсказуемо переплетаются: у Индии есть договор о взаимопомощи с Катаром, по которому вооружённые силы Индии будут защищать его территорию как свою собственную. Другой наш мощный геополитический партнёр, Китай, имеет с Индией ряд трений, а с недавних пор он тоже присутствует в регионе, заняв иранский глубоководный порт Гвадар. Если Ирану появление китайцев выгодно, то для индусов это дополнительное напряжение.
Итог
В желании установить более плотные торговые отношения с Таможенным союзом Индия проявляет невиданный по меркам международных отношений энтузиазм. Для нас эта страна давний, можно сказать, даже древний партнёр, особенно в военно-промышленной сфере: благодаря заказам Индии многие предприятия советского ВПК в период разрухи не пропали, разработки не были утеряны, а некоторые даже получили дальнейшее развитие, как ракета Брамос-2. Поэтому расширить область мирной торговли нам диктует не только выгода, но и традиция сотрудничества.
При этом сохраняются трения между Индией и Китаем, последний сближается с Ираном, а тот, в свою очередь, с Пакистаном, у которого с Индией отношения напряжённые. В то же время Вьетнам имеет к Китаю собственные территориальные претензии и защищать их собирается корветами российского производства. Не говоря уж о том, что нормальные отношения как с Индией, так и с Китаем давно являются предметом зависти третьей силы, и нельзя ей позволить столкнуть нас лбами.
Всё это наводит на мысль, что России даже выгодно находиться на некотором расстоянии от своих партнёров, чтобы торговать со всеми, но случайно не влезть в их разборки между собой. Тем более что России хватает забот на собственном участке МТК «Север-Юг»: скорость работы таможни в портах Каспия уже не раз вызывала жалобы, пропускная способность дорог в Астраханской области недостаточна. По плану в будущем они вольются в магистраль «Евросоюз–Россия–Казахстан–Китай», но пока даже северный обход Астрахани ещё не завершён. Таким образом, пока идут переговоры, у России есть время спокойно модернизировать инфраструктуру и средства её защиты.
Что же касается хода заключения соглашений о создании зон свободной торговли ТС, Индии и Вьетнама, то мы продолжим следить за развитием событий, в том числе за созданием индийской рабочей группы на ПМЭФ. Вернуться назад |