ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Статус Севастополя бьет по "статусу" Ющенко?
Статус Севастополя бьет по "статусу" Ющенко?21-09-2009, 10:24. Разместил: VP |
Срок президентских полномочий Виктора Ющенко близится к концу. С рейтингом в три-пять процентов шансов на переизбрание у него нет. И чувствуя, что его партия проиграна, он спешить принять как можно больше судьбоносных решений.
Одно из таких решений касается статуса города-героя Севастополя, представляющего собой особую административную единицу в составе Украины, приравненную к области и не входящую в состав Автономной республики Крым.
Другое - попытка создать верхнюю палату парламента, в которой представители пророссийских регионов юго-востока страны заведомо оказались бы в меньшинстве. И в случае с Севастополем, и в случае с верхней палатой парламента дебаты идут уже несколько месяцев. В сентябре с подачи президента, внесшего свои предложения на рассмотрение вернувшейся с каникул Верховной Рады, споры активизировались.
Сначала – о городе общей славы русских и украинских моряков. На прошлой неделе горсовет Севастополя потребовал от Верховной Рады срочно принять закон о «Городе-герое Севастополе» и сохранить его специальный статус в Конституции страны. По мнению депутатов, необходимо, чтобы в Конституции был четко прописан специальный статус города.
Беспокойство депутатов связано с тем, что в предложенном Ющенко проекте Основного закона Севастополь не значится как отдельная административно-территориальная единица.
Вместо этого там сказано, что «города с определенным законом числом жителей могут приравниваться по статусу к области или району». Поскольку Севастополь не является городом-миллионником, он теряет, по мнению президента, специальный статус.
«Тот факт, что Ющенко не включил Севастополь в перечень регионов Украины, является показателем отношения главы государства к нашему городу», - говорится в заявлении депутатов. Иначе говоря, депутаты горсовета Севастополя подозревают Ющенко в предвзятости и, очевидно, не без оснований.
«Специальный статус Севастополя, как города общегосударственного значения, обусловлен особенностями его исторического, социально-экономического и культурного развития, особенностями административно-территориального устройства как города-региона, в состав которого входят город Инкерман, поселок Кача и 29 сел, а также временным расположением на территории города военных частей и подразделений Черноморского флота РФ», - отметили депутаты.
Представляется, что Ющенко нет никакого дела до особенностей развития города-героя. А вот факт дислокации в Севастополе Черноморского флота России украинскому гаранту не нравится.
В соответствии с признаваемыми обеими сторонами – Украиной и Россией – договоренностями от 1997 г., Черноморский флот РФ находится в Крыму до 2017 года с возможностью продления этого срока.
Однако после прихода Ющенко к власти «оранжевые» решили выдавить российский флот из региона. Ради чего и устраиваются бесконечные провокации с попытками захвата объектов флота.
Но у Ющенко есть к севастопольцам и внутриукраинские счеты. Если проследить, как голосуют жители Севастополя, легко убедиться, что город-герой активно голосует против «оранжевых», представляя собой полный антипод Галиции – главной электоральной базы президента.
В этом нет ничего удивительного: исторически так сложилось, что большинство населения Севастополя – этнические русские. Естественно, отношение местных жителей к военнослужащим российской военно-морской базы – самое доброжелательное. Чего нельзя сказать о националистах, находящихся сейчас у руля Украины.
Таким образом, инициатива Ющенко - попытка понизить статус одной из неугодных административно-территориальных единиц Украины, уменьшить ее значимость и степень влияния на политическую ситуацию в стране.
А теперь – о создании второй палаты парламента. По мнению Ющенко, нынешняя однопалатная Верховная Рада должна быть преобразована в двухпалатный законодательный орган.
При этом в верхней палате - Сенате – пожизненно бы заседали бывшие президенты. Обычно критики этого нововведения обращают внимание на попытку Ющенко трудоустроиться. Но его инициатива гораздо глубже.
Выборы последних лет показывают устойчивую картину: пророссийский юго-восток, проамериканский запад, колеблющийся или условно проевропейский центр. При этом юго-восток страны – это почти половины населения Украины и подавляющая часть экономики страны.
Однако в количественном отношении юго-восток – это 10 регионов (8 областей, Автономная Республика Крым и Севастополь как пока еще отдельная единица). А центр и запад Украины – 17 регионов (16 областей и город Киев с его особым статусом).
Согласно проекту Ющенко, в Сенат должны избираться равное количество представителей от каждого региона страны. Несложно догадаться, что при равном представительстве от каждого региона юго-восток каждый раз будет гарантированно оставаться в меньшинстве. Но шансы Ющенко продавить свой вариант Основного закона весьма сомнительны. Во-первых, нет факт, что его манипуляции найдут понимание в Верховной Раде, которая уже активно включилась в избирательный процесс.
Во-вторых, «ловкость рук» украинского гаранта Конституции не произвела благоприятного впечатления на Европу. Хотя именно на Западе Ющенко искал поддержки.
Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия), на рассмотрение которой Ющенко отправил свои предложения о внесении изменений в конституцию Украины, 30 августа изучила его творение и оценила их весьма критично.
Так что закрепить антироссийский курс Украины в Конституции у Ющенко вряд ли получится. Но попытки сделать это он будет предпринимать до самого момента истечения полномочий.
Алексей Ковалев Вернуться назад |