ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Государство будет меньше вкладываться в развитие ЖКХ
Государство будет меньше вкладываться в развитие ЖКХ3-06-2013, 11:32. Разместил: VP |
Государство предпримет очередную попытку привлечь в жилищно-коммунальное хозяйство частные инвестиции. Владимиру Путину предлагают создать гарантийный фонд для инвесторов, готовых вкладываться в этот сектор.
Частные инвестиции в коммунальный комплекс не превышают 8% от его годового оборота, заявил Владимир Путин на заседании Госсовета, посвященном вопросам ЖКХ. Этот рынок бизнесу абсолютно не интересен, констатировал президент. «Причины известны: непрозрачность финансовых процедур, коррупция и кумовство», — перечислил он. Другое препятствие — политика регулирования тарифов. Она должна быть понятной и прозрачной, чтобы бизнес понимал, когда и с какой доходностью он сможет вернуть вложенный капитал, добавил глава государства.
В качестве одного из вариантов решения проблемы в Белом доме видят создание Института рефинансирования инфраструктурных кредитов в ЖКХ — по сути, гарантийного фонда для инвесторов в ЖКХ. «Предложение готовилось к заседанию Госсовета», — рассказали РБК daily несколько источников, близких к правительству. Предполагается, что структура может заработать на базе Внешэкономбанка или Фонда содействия реформированию ЖКХ, рассказывает руководитель рабочей группы по развитию ЖКХ экспертного совета при правительстве Андрей Чибис.
Основная идея в том, чтобы фонд привлекал кредиты коммерческих структур (банки, пенсионные фонды, международные финансовые организации) для реализации инвестпроектов в ЖКХ и одновременно обеспечивал вкладчиков госгарантиями. Предполагается, что 30—50% капитала проекта будет обеспечивать государство. Остальное будут предоставлять банки в качестве кредитов и оплаты облигаций фонда.
Полностью погасить кредит за счет тарифной выручки можно будет через семь-десять лет (средний срок окупаемости коммунальных проектов). Займами сможет воспользоваться любая компания, действующая на рынке коммунальных услуг. Обладая кредитными обязательствами перед фондом, заемщик не сможет устанавливать необоснованные тарифы. Таким образом удастся решить сразу несколько проблем: обеспечить минимальную стоимость модернизации инфраструктуры (за счет низких ставок и большого срока займа), дать потенциальным инвесторам гарантии, замедлить рост тарифов и т.д.
«По сути, предлагается тиражировать в ЖКХ успешный опыт АИЖК (Агентство по ипотечному жилищному кредитованию, выкупает ипотечные ценные бумаги у банков, гарантируя им получение фондирования. — РБК daily)», — говорит г-н Чибис. Инициативу поддерживает бизнес (частные операторы, теплоснабжающие компании и др.), ряд крупных банков (Банк Москвы, «Уралсиб», ЕБРР) и на «этапе первичного обсуждения» — чиновники правительства, добавляет собеседник газеты. Вопрос о возможном появлении «АИЖК в ЖКХ» планируется доработать до конца июня. Переговоры о возможном участии банка в предлагаемой схеме действительно идут, подтвердил источник, близкий к Банку Москвы. До представителя ЕБРР дозвониться не удалось.
Слабая работа механизма госгарантий — один из сдерживающих факторов для инвесторов, говорил ранее РБК daily первый вице-президент финансовой корпорации «Уралсиб» и член экспертного совета при правительстве Айрат Гаскаров. Снижение рисков для инвесторов в дальнейшем сможет положительно отразиться и на тарифном регулировании. «Чем меньше рисков для инвестора, тем больше вероятность, что тарифы для населения перестанут расти», — говорил г-н Гаскаров.
На каких условиях может заработать новый фонд и какими будут минимальные процентные ставки, вопрос пока дискуссионный, продолжает г-н Чибис. Сейчас износ объектов ЖКХ в России — около 60—70%, реформирование коммунального сектора оценивается не менее чем в 500 млрд руб.
Это далеко не первая попытка правительства запустить дополнительные инвестиционные механизмы. Все они ранее заканчивались провалом. К примеру, в конце прошлого года было решено наделить Фонд содействия реформированию ЖКХ полномочиями по финансированию региональных программ модернизации коммунальной инфраструктуры. Из госказны на эти цели было выделено около 15 млрд руб. Правительство предложило субсидировать процентные ставки на модернизацию «коммуналки» в городах с населением менее 250 тыс. человек. Однако ни одной заявки по этой программе так и не поступило. «В итоге 15 млрд руб. лежат невостребованными в Фонде содействия реформированию ЖКХ», — сказал министр регионального развития Игорь Слюняев. По его словам, большинство инвестиционных механизмов так и не заработало на полную мощность. Так, соглашения по концессиям заключены только в четырех российских субъектах, гарантии предприятиям ЖКХ под привлечение кредитов на региональном и местном уровне практически не применяются как инструмент привлечения инвестиций, механизмы государственно-частного партнерства не запущены.
Вернуться назад |