ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Почему «Евровидение» — это очень серьёзно. О новом подходе государства к культурной экспансии
Почему «Евровидение» — это очень серьёзно. О новом подходе государства к культурной экспансии30-05-2013, 08:02. Разместил: VP |
|||
К общеевропейскому и всем известному песенному конкурсу «Евровидение» у нас в России отношение какое-то странно двоякое. С одной стороны — круглогодично, именно круглогодично нагнетаемая истерика по поводу «ненужного конкурса с пустыми болванчиками» и «песен для домохозяек». Зато непосредственно перед «Евровидением» и в ходе полуфиналов и финала — звериная серьёзность и масса переживаний во всех возможных СМИ по поводу нашей вероятной победы или хотя бы попадания на высокие места в списке участников.
Казалось бы, оба подхода вполне закономерны и имеют своих адвокатов и право на жизнь. Но когда дым (очевидно, сценический) по окончании «Евровидения-2013» рассеялся, только уж совершеннейшим обскурантам осталось неясно, что именно в наш век торжества интернета и иных передовых информационных технологий этот, казалось бы, архаичный — и именно поэтому консервативный в лучшем смысле слова — конкурс оказался одним из средств доминирования в сфере поп-культуры.
Причём нужно говорить даже не о доминировании в европейской поп-культуре на протяжении года одного или нескольких артистов, занявших на конкурсе высшие позиции, но именно о правильности истинно государственного подхода к отбору национальными жюри верной песни для подобного артиста. Реализация этого подхода и есть самая большая надежда на возрождение верных ориентиров в современном поп-мире Европы, невыносимо страдающем от пресловутого мультикультурализма и равнодушия культурных инстанций отдельных стран.
Конечно, в определённой мере «так получилось». В конце концов, «Евровидение» никогда не ставило идею продвижения на рынок серьёзного поп-продукта, отражающего некоторую государственную идею — там просто искали «песню года». Ведь многие забыли, а ещё больше народу и не знало, что «Евровидение» на самом деле называется Eurovision Song Contest, то есть именно «соревнование песен». И по всему выходит, что на заре существования конкурса (а стартовал он в 1956 году) он просто выражал общеевропейскую радость по поводу прихода в каждый дом одноглазого друга человека — телевизора, ну и различных развлекательных телепрограмм, разумеется.
Первый звоночек прозвучал в 1974-м с самой громкой победой на «Евровидении» за всю его историю — тогда первое место заняли ABBA. Хотя, по мнению многих скандинавских журналистов, именно этот успех шведов стал едва ли не главным импульсом к какому-никакому вызволению их родины из пучин социал-демократических экспериментов 60-х и 70-х, он не мог быть толком осознан за пределами страны-победительницы.
И вот — «Евровидение-2013». Понадобился практически полный крах традиционных схем шоу-бизнеса в мировом масштабе и заодно триумф дурного мультикультурализма, чтобы этот конкурс смог вернуть себе своё истинное значение. Это значение, конечно, всегда подразумевалось, но никогда не декларировалось: победа не песни, но страны при помощи песни. Реализация этой идеи явно витала в воздухе — да, кто-то может продолжать глумиться над публикой, и над собственной родиной заодно, но немало стран продемонстрировали настоящее державное мышление и выставили на конкурс по-хорошему государственных артистов.
Нет, не тех, которые должны озвучивать в песнях некие постулаты внутренней и внешней политики своей страны, а тех, кто может серьёзно и сверхкачественно представлять свою родину на мировой музыкальной сцене.
И здесь Россия оказалась в неожиданном моральном и профессиональном выигрыше. Мы не говорим о том, кто какое место занял на «Евровидении» — против пресловутых широких вкусов не попрёшь. Но, если не думать о немедленной победе, то получится, что Дина Гарипова — по-настоящему наша вторая профессиональная артистка после Маши Кац, принесшей нам нестыдное восьмое место на дебюте нашей страны на «Евровидении» в 1994 году. Конечно, здесь свою роль сыграли, пусть и минимальные, новые веяния в телевизионных кулуарах, ощутимые с прошлой осени. Это просто красиво — послать на главный европейский поп-конкурс не замыленное в жёлтой хронике имя, умеющее лишь разевать рот под фонограмму, а молодую победительницу всенародного телеконкурса со стопроцентно профессиональными умениями, у которой лучшие моменты карьеры явно впереди.
Песня на английском, сочинённая не без содействия шведских авторов? А как ещё можно двигаться к культурному доминированию в текущих правилах?
...В исторической же перспективе для России последнее «Евровидение» — не только победа разумного профессионального и государственного подходов, но и надежда на хорошее будущее нашей поп- и рок-сцены.
Здесь достаточно оценить те факты, что наставником Дины Гариповой на шоу «Голос» был Александр Градский, чей профессионализм никогда не вызывал сомнений, и что соавтором конкурсной песни стал Леонид Гуткин — бас-гитарист легендарного «Автографа». А ведь эта группа ещё в середине 80-х более иных представляла нашу профессиональную рок-сцену на мировом уровне, причём чисто музыкальными средствами — без всякой текстовой скандальности и мнимой «актуальности».
Оказаться в нужный момент с нужной песней в нужном месте — в мире шоу-бизнеса это дорогого стоит. Но в случае «Евровидения-2013» нужно говорить не только и не столько о шоу-бизнесе, но о долгожданной для многих реализации государственного подхода в нём, приносящего если не немедленный общеевропейский успех, то хотя бы некое общественное согласие на нашей Родине.
Оценим, кстати, тот факт, что это «Евровидение» обошлось практически без истеричных камланий об «обиженной России». Значит, качество и масштаб нашей песни и умения нашей исполнительницы все сказали сами за себя — и прежде всего внутрироссийскому слушателю. Спокойнее, спокойнее надо быть — несмотря на пятое место.
https://www.youtube.com/embed/wHNwk3Oez8U?feature=player_detailpage Вернуться назад |