ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Россия: угроза финальной экспроприации.

Россия: угроза финальной экспроприации.


7-06-2013, 15:11. Разместил: VP

 

 

Россия: угроза финальной экспроприации. Статья 1

Если начнется война конфискаций активов между Россией и Западом, то мы окажемся в проигрыше. Под нашим контролем будет существенно меньше иностранных активов, чем  наших активов у Запада.

 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова

Недавно в статье «Россия и грядущая глобальная экспроприация» (02.05.2013) я писал, что мировая финансовая олигархия развязала необъявленную третью мировую войну. Конечной, стратегической целью этой войны является установление этой олигархией своей власти над человечеством. Промежуточной целью этой войны является окончательная конфискация (экспроприация) финансовой олигархией имущества всех стран мира – находящегося как в частной, так и государственной собственности. В качестве главного имущественного «трофея» войны мировая финансовая олигархия рассматривает национальное богатство России. Часть этого богатства за два последних десятилетия оказалась перемещенным за пределы России, Эта часть стала наиболее доступным для захвата «трофеем».

   

1. НАШЕ ИМУЩЕСТВО ЗА РУБЕЖОМ. ВИДИМАЯ ЧАСТЬ «АЙСБЕРГА»

Под «нашим имуществом за рубежом» имеется в виду имущество, находящееся за пределами российской юрисдикции и являющееся собственностью российских физических и юридических лиц, а также государства РФ. Конечно, не всегда просто определить круг этого имущества. В силу того, что порой отсутствуют в полном объеме правоустанавливающие документы, имеет место оформление имущества на подставных лиц, имущество принадлежит лицам с двойным гражданством и т.д. Нам эти правовые нюансы не так важны. Попробуем выделить основные категории зарубежного имущества и оценить их стоимостные объемы. В отношении части имущества имеется достаточно подробная статистическая информация, в отношении других категорий – полный туман, можно руководствоваться только догадками и грубыми оценками.

Начнем с верхней, видимой части «айсберга». Речь идет о том имуществе, которое формировалось и продолжает формироваться за счет учитываемого Центральным банком Российской Федерации экспорта капитала из страны. Банк России с начала прошлого десятилетия ведет учет накопленных российских инвестиций за рубежом и накопленных иностранных инвестиций в российскую экономику. Эта структурированная определенным образом статистическая таблица называется «Международная инвестиционная позиция Российской Федерации» (раньше подобные статистические сводки назывались «Баланс международной задолженности страны»). Ниже представляем укрупненную картину международной инвестиционной позиции России на начало 2001 и начало 2012 гг.

Табл.1. Международная инвестиционная позиция Российской Федерации (млрд. долл.)


  01.01.2001 01.01.2012
Активы РФ за рубежом 248,8 1241,4
Прямые инвестиции 20,1 362,1
Портфельные инвестиции 1,3 44,9
Прочие инвестиции 199,4 330,7
Всего накопленные инвестиции 220,8 737,7
Резервные активы 28,0 498,7
Обязательства РФ перед нерезидентами (иностранные активы в российской экономике) 184,2 1103,4
Превышение активов над обязательствами 64,6 138,0

Как видно из табл.1, учитываемые центральным банком активы России за рубежом складываются из двух основных частей: 1) накопленные инвестиции российских экспортеров капитала; 
2) резервные активы.

Накопленные инвестиции за рубежом – результат экспорта капитала государственными и частными российскими компаниями всех отраслей экономики (включая банки). Экспорт капитала осуществляется в трех основных формах: 
а) прямые инвестиции; 
б) портфельные инвестиции; 
в) прочие инвестиции. 

Первая форма инвестиций представляет такие вложения, которые обеспечивают инвестору контроль над объектом инвестиций (предприятием). Вторая связана с покупкой ценных бумаг – облигаций и акций, причем такие инвестиции контроля над объектом инвестиций не обеспечивают. Третья форма – преимущественно вывоз капитала в ссудной форме (торговые и банковские кредиты, банковские депозиты). За период с начала 2001 г. до начала 2012 г. накопленные инвестиции за рубежом выросли с 220,8 до 737,7 млрд. долл., т.е. в 3,35 раза. Преобладали прямые и прочие инвестиции, а портфельные играли второстепенную роль. Теперь о резервных активах. Это также накопленные инвестиции, но их осуществляли и осуществляют денежные власти страны – центральный банк и Минфин. Сегодня почти исключительно ЦБ. 

ЦБ размещает за рубежом свои валютные резервы, а также по соглашению с Минфином средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. Размещает в виде покупки иностранных ценных бумаг (прежде всего казначейских облигаций), а также на депозитных счетах иностранных банков. Центральный банк РФ преуспел в вывозе капитала, увеличив резервные активы с 28 млрд. долл. в начале 2001 г. до 498,7 млрд. долл. в начале 2012 г., т.е. в 17,8 раза. Фактически Банк России постоянно наращивает почти беспроцентное кредитование западных экономик (США, ЕС – резервы номинированы преимущественно в долларах и евро). Все активы России за рубежом, по данным ЦБ, выросли за рассматриваемый период в пять раз. При этом доля резервных активов в общем объеме зарубежных активов увеличилась с 11,2% до 40,2%. Иначе говоря, все большая часть легального (видимого) экспорта капитала из России канализируется через Банк России, обслуживающий в первую очередь казначейство США, путем приобретения его долговых бумаг с чисто символическим процентом. Интересно также сопоставить накопленные российские активы за рубежом с теми активами, которые иностранные инвесторы накопили у нас в России. Наши активы за рубежом в начале 2012 года оказались на 138 млрд. больше иностранных активов в российской экономике. Я на это обращаю внимание в связи с тем, что если начнется война конфискаций активов между Россией и Западом, то мы окажемся в проигрыше. Под нашим контролем будет существенно меньше иностранных активов, чем у Запада наших активов.

 

2. НАШЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО ЗА РУБЕЖОМ

В первую очередь, речь идет о многочисленных объектах недвижимости, которые перешли Российской Федерации в наследство от Советского Союза. На это наследство претендовали и другие вновь образовавшиеся на обломках СССР государства, но в 1993 г. между РФ и другими правопреемникам Советского Союза было заключено соглашение. Суть его в том, что РФ взяла на себя как все зарубежные активы СССР, так и обязательства по погашению долгов Советского Союза. Своего рода «нулевой вариант» решения споров. Правда, если кредиторы СССР вели учет каждой копейки причитавшихся им от РФ платежей, то Россия толком не могли разобраться в унаследованных зарубежных активах. Среди этих активов были также долги стран третьего мира перед Советским Союзом, большая часть которых либо была прощена, либо была конвертирована в товарные поставки или какие-то физические активы на территориях стран-должников. На этих манипуляциях с нашими долговыми требованиями многие чиновники хорошо погрели руки. 

Еще печальнее обстояли дела с недвижимостью, а также некоторыми другими активами (например, доли в капиталах зарубежных компаний). Учет и инвентаризация объектов недвижимости толком не велись. Цифры, свидетельствующие о размерах и стоимости российской зарубежной собственности, далеко не однозначны. По сведениям Счетной Палаты федеральная собственность за рубежом насчитывает по состоянию на 1 января 2008 года 3030 объектов недвижимости в 124 государствах, а также 19 долей в уставных капиталах иностранных акционерных обществ, полученных во времена СССР. Совокупная балансовая стоимость их всех, по официальным оценкам, не превышала 3 млрд. долларов. 

Между тем международное детективное агентство Pinkerton еще в 1996-1998 гг. оценило зарубежную госсобственность страны в 400 млрд. долл., а Счетная палата РФ - примерно в 300 млрд. долл. по ситуации на начало 2008 года (Н.А. Шебанова. Собственность Российской Федерации за рубежом: правовое регулирование и защита. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - СПб., 2011). Более десяти лет назад управление зарубежным имуществом в части, касающейся недвижимости, было передано двум организациям: министерству иностранных дел РФ и управлению делами Администрации Президента РФ. Российский МИД отвечает за имущественные комплексы, относящиеся к нашим посольствам, управление делами – за все остальное. Никакой информации о том, сколько на сегодняшний день имущества находится на балансе управления делами АП и как оно управляется, нет. Можно только догадываться, что это громадный имущественный комплекс. В наших СМИ периодически появляются публикации, намекающие на серьезные злоупотребления и манипуляции с этим имуществом (типа «ускоренной приватизации»). В силу полной «непрозрачности» деятельности управления делами эти намеки нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть.

 

3. ИМУЩЕСТВО ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА РУБЕЖОМ

Сразу оговорюсь: часть имущества наших граждан за рубежом имеет вполне легальные источники происхождения, приобретена без каких-либо нарушений законодательства - как российского, так и принимающей страны. Соответственно ее можно отнести к верхней, видидимой части «айсберга». Теоретически эта часть имущества должна быть отражена в международной инвестиционной позиции РФ. Большая часть активов российских граждан за рубежом может быть названа «серыми», т.к. они сформированы за счет вывоза денежных средств с большими или меньшими нарушениями. Также нарушения возникают в связи с уклонением от уплаты налогов с доходов, создаваемых этими активами. 

Недвижимость за границей. Пожалуй, это наиболее легальная часть зарубежных активов российских граждан. Во-первых, недвижимость - мало мобильный и мало ликвидный актив, который к тому же не спрячешь в карман или сейф банка. Поэтому граждане стараются максимально обезопасить себя от ненужных вопросов со стороны властей принимающей страны. Тем более, что многим россиянам объекты жилой недвижимости необходимы (по местным законам) в качестве условия получения вида на жительство или даже гражданства. По имеющимся оценкам, в последние годы в среднем на приобретение зарубежной недвижимости тратится порядка 15 млрд. долларов ежегодно.

 Как отмечает эксперт по зарубежным активам Елена Ларина, «вся недвижимость четко делится на две составных части. Одна часть – это недвижимость так называемого нового среднего класса. Основными странами, где она приобретается, являются – Болгария, раньше Кипр, а до последнего времени как ни странно – Египет и Испания. На недвижимость среднего класса по разным оценкам приходится от 25 до 40% вложений в недвижимость. А вот остальная часть относится как раз к тем, на чьи деньги, и главное, активы собственно и будет производиться крупномасштабная охота. Это российские миллионеры…Здесь география недвижимости меняется. Основные места обитания – это Лазурный Берег и Париж во Франции, Австрия, Швейцария, Флорида в США и Великобритания, а конкретно, Лондон. Например, в Лондоне в прошлом году граждане РФ вышли на первое место среди иностранцев по покупке роскошного жилья» (Елена Ларина. Законы загонной охоты. Часть 4. // Сайт HRазведка, 25.12.2011). 

Портфельные инвестиции. Речь идет о владении ценными бумагами, выпущенными иностранными эмитентами и долями в уставных капиталах зарубежных компаний. Граждане России могут приобретать на первичном и вторичном фондовом рынках различные ценные бумаги – корпоративные и государственные облигации, акции, депозитные сертификаты и даже производные финансовые инструменты (фьючерсные и форвардные контракты, опционы и др.). Приобретение ценных бумаг часто осуществляется за счет средств, имеющих сомнительное происхождение. Поэтому российские инвесторы предпочитают бумаги на предъявителя, а не именные. Чаще всего речь идет о портфельных инвестициях, дающих покупателям право на доход в виде дивидендов или процентов. Впрочем, часть наших граждан может просто играть на фондовом рынке, выступая в качестве спекулянтов, покупающих и продающих бумаги. Российские граждане могут также выступать в качестве пайщиков (участников в капитале) в обществах закрытого типа. Каких-либо обобщающих оценок зарубежных активов российских граждан в виде портфельных инвестиций и долей в капиталах лично мне не встречалось.

Средства на счетах в иностранных банках. Возможность открывать счет в иностранных банках у граждан России появилась лишь в 2001 году, а в 2009 году был отменен закон, по которому прежде чем открыть счет в зарубежном банке, гражданин был обязан обратиться за разрешением в налоговую службу. До этого момента вкладчики могли открывать счет лишь на время пребывания за границей, а после того как возвращались, они были обязаны перевести все капиталы обратно в страну. Тем не менее, и до 2001 года, и после граждане РФ открывали банковские счета за границей, используя разные хитрости и накапливая на них большие средства. Особенно для этого широко использовались оффшорные банки, которые умели хранить тайну о своих клиентах. Кстати, к таким банкам можно отнести также банки Швейцарии и Великобритании (по крайней мере, до конца прошлого десятилетия). Существуют две цифры, характеризующие российские счета за границей. Первая из них относится к Европе. Согласно данным Банка международных расчетов (БМР), денежные средства, размещенные российскими резидентами в иностранных банках, в конце 2005 г. были равны 150 млрд. долл., а летом 2006 г. достигли 220 млрд. долл.; при этом около 140 млрд. приходилось на британские банки, а также банки под британской юрисдикцией (например, большая часть банков, действующих на Кипре и в оффшорных зонах, составляют британские банки). 

При этом следует иметь в виду, что здесь учтены только банки, передающие данные в БМР (48 стран), а это далеко не все кредитно-финансовые учреждения, в которых хранятся российские капиталы. Также следует учитывать, что банковские депозиты и расчетные счета российских граждан также могут быть скрыты под иностранными юрисдикциями (BIS Quarterly Review. 2006. Dec. (www. bis.org). К сожалению, более поздних оценок ни БМР, ни другие организации не давали. Эксперт Елена Ларина попыталась экстраполировать оценку БМР на последующие годы: «Взяв поправку на законный и незаконный экспорт капитала из России с 2005 года, несложно посчитать, что в Европе, включая Великобританию, сейчас на российских счетах должно находиться около 260-270 млрд. долларов, из которых более 170 млрд. должно приходиться на британские банки» (Е.Ларина. Законы загонной охоты). 

Вторую цифру назвал в конце 2009 года один из самых осведомленных людей в мире Збигнев Бжезинский. Общаясь с нашими учеными по проблеме ПРО, он заметил, что «не видит ни одного случая, в котором Россия могла бы прибегнуть к своему ядерному потенциалу, пока в американских банках лежит 500 млрд. долл., принадлежащих российской элите. А потом добавил: вы еще разберитесь, чья это элита – ваша или уже наша. Эта элита никак не связывает свою судьбу с судьбой России. У них деньги уже там, дети уже там….». Таким образом, можно сказать, что сейчас на зарубежных банковских счетах россиян имеется примерно 750 млрд. долларов. Причем, очевидно, что это не имеет отношения к корпоративным счетам и корреспондентским счетам российских банков. 

Накопленное имущество физических лиц РФ за рубежом (общая оценка). По разным оценкам, базирующимся на анализе платежного баланса, таможенной статистики РФ, данных БМР, Международного валютного фонда, частных экспертов, за двадцатилетний период 1992-2011 гг. сумма накопленных гражданами России заграничных активов составила от 1350 до 1550 млрд. долл. Методология этой оценки отличается от методологий оценок отдельных видов активов (недвижимости, банковских счетов). Суть ее в учете и суммировании всех видов утечки капитала из России (как по легальным, так и нелегальным каналам), включая также реинвестиции доходов от зарубежных активов

 

4. СУММАРНАЯ ОЦЕНКА, ИЛИ «ЦЕНА ВОПРОСА»

Ниже в табличной форме (табл. 2) дана сводная картина приведенных выше оценок отдельных категорий зарубежных российских активов. 

Табл. 2. Оценки зарубежного имущества Российской Федерации

Виды имущества Оценка, млрд. долл. Примечания
1.Зарубежные активы юридических лиц РФ в виде накопленных инвестиций 750 На начало 2012 по данным Банка России
2. Резервные активы денежных властей РФ 500 На начало 2012 по данным Банка России
3. Государственная федеральная собственность 400 - 500 На 2011 г. Оценка автора, а также оценки из источников: 1) Н.А. Шебанова. Собственность Российской Федерации за рубежом :правовое
регулирование и защита : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. СПб.,2011; 2) С.А. Лобанов. Особенности правового режима недвижимости за рубежом // 16/08/2009 www.zagranhouse.ru
4. Недвижимое имущество физических лиц РФ 150-250 На 2011 г. Оценка автора, а также оценка из источника: Е. Ларина. Законы загонной охоты. Ч.4. // Сайт HRазведка.
5. Портфельные инвестиции (ценные бумаги и участие в капитале зарубежных компаний физических лиц РФ) - -
6.Денежные средства на счетах в зарубежных банках физических лиц РФ 750 На 2011 г. По данным источника: Елена Ларина. Законы загонной охоты. Часть 4. 25.12.2011 // Сайт HRазведка.
7.Всего накопленные инвестиции физических лиц РФ 1.350-1.550 На 2011 г. По данным источника: Елена Ларина. Законы загонной охоты. Часть 3. 11.12.2011 // Сайт HRазведка Расчет сделан на основе посылки, что все накопленные инвестиции формировались за счет нелегального вывоза капитала (за период 1992-2011).
8.Итого, зарубежное имущество Российской Федерации (физических, юридических лиц, денежных властей и государства) 3.000-3.300 На начало 2012 гг. Рассчитано как сумма позиций (1), (2), (3) и (7)

Суммарная оценка зарубежного имущества РФ на 2011 год варьирует от 3,0 трлн. до 3,3 трлн. долл. Для сравнения отметим, что валовой внутренний продукт (ВВП) России, по данным Росстата, в 2011 году был равен 54,4 трлн. руб.; в валютном эквиваленте это примерно 1,8 трлн. долл. (расчет на основе официального валютного курса ЦБ). Таким образом, зарубежное имущество России эквивалентно полутора – двум годовым ВВП страны. Таких средств хватило бы для проведения полномасштабной модернизации российской экономики. Безусловно, существует риск лишиться значительной части этого национального богатства в результате конфискационных мер Запада. 
Наиболее защищенным элементом зарубежного имущества РФ принято считать международные резервы, находящиеся в ведении Банка России. Впрочем, в случае резкого обострения отношений России с Западом, последний не моргнет глазом и пойдет на замораживание резервных активов нашего ЦБ. Далеко за примерами ходить не надо. Вспомним события в Ливии двухлетней давности. Ее ЦБ имел собственные валютные резервы в размере около 100 млрд. долл. Плюс к этому ЦБ Ливии управлял средствами национальных суверенных фондов в размере 70 млрд. долл. Этих средств было достаточно для оплаты ливийского импорта в течение трех лет. Резервы были размещены в бумагах западных стран и банках Запада. В марте 2011 года, когда Запад объявил экономическую блокаду Ливии, ее международные резервы были заморожены в банках Уолл-стрит, лондонского Сити, Канады, Австрии, других стран Европы. 
В администрации президента США Барака Обамы тогда назвали эту операцию крупнейшим единовременным замораживанием зарубежных фондов в истории США. Это был самый настоящий подарок для мировых ростовщиков – что-то наподобие безотзывного депозита (Наталья Ищенко. «Замороженные» деньги Ливии стали подарком мировым банкам //BFM.RU, 03/03/2011). Уже после убийства ливийского лидера М. Каддафи часть замороженных денег была снята. Было объявлено, что она пошла на оплату расходов по «восстановлению демократии» в стране. В переводе на понятный язык это означает, что они деньги были использованы на покрытие расходов, связанных с военной интервенцией. По сути, это был прецедент крупномасштабной конфискации, о котором почему-то говорили гораздо меньше, чем о конфискациях депозитов в банках Кипра, произошедших два года спустя. Впрочем, пример Ливии не единичен. В ноябре 2011 г. президент США Б. Обама подписал закон о введении санкций против центрального банка Ирана. В феврале 2012 года министры иностранных дел 27 стран Европейского союза заявили о «замораживании» резервов центрального банка Сирии на территории всех стран ЕС. На фоне этих и других подобных санкций Запада против центральных банков ряда стран курс России на дальнейшее наращивание валютных резервов можно назвать опасным. А говоря точнее – преступным.

 Россия: угроза финальной экспроприации. Статья вторая

В особой зоне риска, как я отмечал, находятся российские активы за рубежом (статья первая). Но угроза финальной экспроприации нависла также над теми активами, которые находятся  на территории  России.

 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


Ранее я уже писал о том, что вслед за первой фазой экспроприации активов российской экономики (приватизация госсобственности и залоговые аукционы 1990-х гг.) может последовать вторая, финальная фаза. Суть ее в том, что эти активы в добровольно-принудительном порядке будут переходить от нынешних номинальных «транзитных» владельцев в руки тех, кого принято называть «мировой финансовой олигархией». Или «конечных» бенефициаров. В особой зоне риска, как я отмечал, находятся российские активы за рубежом (статья первая). Но угроза финальной экспроприации нависла также над теми активами, которые находятся на территории России.

 

1. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ КАК ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ ЭКОНОМИКИ

 

В планах мировой финансовой олигархии по захвату всех богатств планеты Россия занимает особое место. Ее богатства – главный «приз», или «трофей» глобальной операции захвата. Это подтверждают самые разные оценки и расчеты. Наиболее обобщающим экономическим показателем любой страны является национальное богатство – совокупность всех материальных и нематериальных активов, созданных человеком на территории данной страны. Плюс те активы, которые представляют собой созданные Богом богатства, – возобновляемые и невозобновляемые природные ресурсы. Плюс сами люди с их знаниями, профессиональными навыками, знаниями (так называемый «человеческий капитал»). Конечно, подсчитать в стоимостном выражении национальное богатство крайне сложно, поскольку некоторые элементы с трудом поддаются денежным оценкам. Росстат дает оценку только той части национального богатства, которая относится к основным фондам и запасам сырья (материальные оборотные средства). Последние обобщенные данные Росстата по стоимостной оценке национального богатства РФ на конец 2010 года: 122.484 млрд. руб. В эту суммарную оценку включаются следующие элементы (млрд. руб.): основные фонды (включая объекты незавершенного строительства) – 110.910; материальные оборотные средства – 11.574. Для сравнения: накопленное имущество домашних хозяйств оценивалось Росстатом в 18.914 млрд. руб. Если использовать официальный валютный курс рубля Банка России, то получается, что оцениваемая часть национального богатства страны примерно равна 4 триллионам долларов. Именно такая цифра чаще всего фигурирует в публикациях. Но на самом деле эта цифра явно заниженная. На самом деле пересчет рублей в доллары следует делать не по официальному курсу, а по паритету покупательной способности (ППС) двух валют. Желательно, чтобы был использован не среднее значение ППС (по всей «корзине» товаров и услуг), а паритет в сфере недвижимости и капитальных вложений, в этой сфере рубль является гораздо более «весомым». С учетом такого ППС мы получаем стоимость основных и оборотных фондов в России, равную как минимум 8 трлн. долл.

Не надо читателю объяснять, что большая часть основных фондов (заводы, фабрики, иные предприятия промышленности, сельского хозяйства, торговли) за годы существования «демократической» России перешла из государственного сектора в частные руки. Накануне развала СССР, в конце 1990 г. в РСФСР, по данным Росстата, в негосударственном секторе находилось 9% основных фондов (в основном это были фонды, переданные из государственных предприятий кооперативам); соответственно, доля государственного сектора была равна 91%. Ситуация кардинально поменялась к середине 1990-х гг. На конец 1995 г. в государственном секторе осталось 28% основных фондов, а доля негосударственного сектора подскочила до 72%; причем это была уже собственность крупных частных предприятий, а не кооперативов. На конец 2011 г. в негосударственном секторе уже было 82%, а в государственном секторе осталось 18%. Власти страны запланировали в ближайшие несколько лет провести приватизацию небольшой кучки государственных предприятий с их основными фондами. Эти фонды имели балансовую стоимость 19.440,2 млрд. руб., что в пересчете по официальному курсу ЦБ РФ примерно соответствовало 650 млрд. долл. При пересчете по паритету покупательной способности рубля эту сумму надо как минимум увеличить в два раза, т.е. до 1,3 трлн. долл. Но о финальной фазе приватизации я скажу позднее.

 

2. НАЦИОНАЛЬНОЕ БОГАТСТВО РОССИИ В ГЛОБАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ

 

Но конечно, это лишь видимая часть «айсберга». Потому что еще имеются природные ресурсы и «человеческий капитал». И именно эти составляющие национального богатства представляют наибольший интерес для тех, кто мечтает о финальной экспроприации российской экономики. Специалисты Мирового банка реконструкции и развития (МБРР) в конце 90-х годов прошлого тысячелетия оценивали запасы полезных ископаемых в России в 10,0 трлн. долл.; для сравнения аналогичные оценки составляли (трлн. долл.): Бразилия - 3,30; Китай – 0,66; Индия – 0,45. Ниже приводим долю России в общемировых разведанных запасах отдельных видов полезных ископаемых (%): апатиты - 64,5; природный газ - 35,4; железная руда - 32,0; никель - 31; бурые угли - 29; олово - 27; кобальт – 21; цинк- 16; уран - 14; нефть - 13; свинец -12; медь – 11. (Владимир Андрианов. Национальное богатство России).

В свое время специалисты Института экономики РАН провели работу, связанную со стоимостной оценкой национального богатства мира и основных групп стран. Причем оценки включали не только привычную часть богатства в виде основных и оборотных фондов, но также природные ресурсы и «человеческий капитал». Исследование базировалось на методологии Всемирного банка. Оценки делались на начало 21 века. Сводные результаты исследования приведены в табл. 1.

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Национальное богатство мира на начало XXI вв.

 


Страны


Национальное богатство


В том числе по видам капитала, трлн. долл.


Всего,
трлн. долл.


На душу населения, тыс. долл.


Человеческий


Природный


Основные и оборотные фонды


Мировой итог


550


90


365


90


95


Страны «семерки» и ЕС


275


360


215


10


50


Страны ОПЕК


95


195


45


35


15


Страны СНГ


80


275


40


30


10


В том числе Россия


60


400


30


24


6


Прочие страны


100


30


65


15


20

 

 

Из табл. 1 можно сделать следующие выводы и заключения.

 

1. Доля России в мировом НБ была равна примерно 11%. Для сравнения: доля стран «золотого миллиарда» оценивалась в 50%. Кстати, в таблицу не вошли данные по национальному богатству США. В работах специалистов Института экономики РАН отмечается, что на тот момент НБ США было оценено в 24 трлн. долл. Таким образом, Россия в начале века имела НБ, которое в 2,5 раза превышало НБ США. Даже если учесть только материальную часть НБ (фонды и природные ресурсы), то и в этом случае НБ России превышало НБ США.

 

2. По показателю НБ на душу населения Россия превышала среднемировой уровень в 4,4 раза. По этому показателю она даже превышала среднее значение по странам «золотого миллиарда».

 

3. В структуре НБ России на отдельные компоненты приходилось (%): «человеческий» капитал - 50, природный капитал - 40; основные и оборотные фонды - 10.

 

4. Доля России в суммарных (общемировых) объемах «человеческого» капитала была равна 8%, природного капитала – 27%, фондов – 6%.

50% национального богатства России на начало века приходилось, как мы отметили, на «человеческий капитал». Он был и остается важным объектом интересов Запада, захват «человеческого капитала» осуществлялся и продолжает осуществляться в виде «утечки мозгов» на Запад. Вместе с тем, за более чем десятилетний период произошла сильная деградация этой составляющей национального богатства в силу развала системы образования (среднего, специального профессионального и высшего) в нашей стране. Основные фонды также нещадно эксплуатировались и деградировали (выбытие основных фондов превышало обновление). По данным Росстата, на конец 1993 г. средняя степень износа основных фондов всех отраслей российской экономики была равна 33,7%, а на конец 2011 г. она возросла до 47,9%. При этом специалисты прекрасно понимают, что последние данные явно приукрашенные. В качестве основного «трофея» в России на сегодняшний день мировая финансовая олигархия рассматривает наши природные ресурсы.

 

3. РЕАЛЬНАЯ ОЦЕНКА НАЦИОНАЛЬНОГО БОГАТСТВА РОССИИ

 

Если исходить из того, что пропорция между стоимостью природного капитала и основных фондов остается сегодня той же как и в начале века (4 : 1), то мы будем иметь оценку природного капитала России на конец 2010 года, равную:

 

8 трлн. долл. Х 4 = 32 трлн. долл.

 

А общая стоимостная величина материально-вещественной части национального богатства (основные и оборотные фонды плюс природные ресурсы) России будет равна 40 трлн. долл.

 

Кстати, один из ведущих специалистов в области статистики, долгое время руководивший НИИ статистики профессор, д.э.н. В.М. Симчера также считает, что публикуемые Росстатом оценки национального богатства России далеки от реальности. Сегодня очень популярна публикация В.М. Симчеры, которая называется «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001-2-1- гг. Позволю себе процитировать фрагмент указанной публикации, относящейся именно к обсуждаемому нами вопросу: «Национальное богатство России. Официально: $4,0 трлн. Фактически (по данным НИИ статистики Госкомстата России): $40 трлн. Занижение в 10 раз нужно властям для того, чтобы за бесценок распродавать олигархам и иностранцам остатки бывшей общенародной собственности, а заодно вдалбливать населению, что мы живем не хуже, чем работаем». Я не знаю, по какой методике Василий Михайлович осуществлял перерасчет национального богатства, но удивительно: моя оценка материально-вещественной составляющей национального богатства России точь-в-точь совпала с его цифрой. Правда, В.М. Симчера свою оценку материально-вещественного компонента НБ дополняет еще оценкой «человеческого капитала». По его мнению, это составляющая НБ равна 25 трлн. долл. Таким образом, национальное богатство России в широком толковании, по оценке В. Симчеры, составляет 65 трлн. долл.

 

Так что можно достаточно уверенно сказать: «цена вопроса» для мировой финансовой олигархии в России составляет округленно 40 триллионов долларов (материально-вещественная часть национального богатства). С помощью этого «трофея» мировая олигархия рассчитывает продлить существование агонизирующей капиталистической системы и успеть завершить построение нового мирового порядка.

 

Какой-то ориентир для сравнительной оценки национального богатства России могут дать данные докладов Global Wealth Report. Уже вышло три доклада, они готовятся под эгидой швейцарского банка Credit Suisse. Оценки богатства, содержащиеся в докладах, дают представление о распределении личных богатств в разных странах и среди разных социальных групп. Тем не менее, все оценки «привязаны» к реальным активам – имуществу домашних хозяйств и активам реальной экономики, находящимся под контролем богатой элиты общества (т.е. они более или менее «очищены» от «пены» разного рода виртуальных финансовых активов). Так вот в мировых масштабах совокупное богатство авторами доклада было оценено на середину 2010 года примерно в 200 трлн. долларов. А мы оценили национальное богатство России примерно в 40 трлн. долл., что составляет примерно 20% по отношению к оценке мирового богатства. «Цена вопроса» для алчной финансовой олигархии Запада очень высокая.

 

В заключение хочу еще раз обратить внимание на вывод В. Симчеры о том, что занижение оценки национального богатства России необходимо «для того, чтобы за бесценок распродавать олигархам и иностранцам остатки бывшей общенародной собственности». Полностью с ним согласен. Единственное уточнение с моей стороны заключается в следующем: распродажа общенародной собственности нашим олигархам относилось к первой фазе экспроприации. Сейчас наступает вторая фаза, когда собственность (за редкими исключениями) будет переходить в руки иностранцев. А точнее – в руки мировой финансовой олигархии. Либо в результате добровольно-принудительной передачи активов, номинально пока принадлежащих нашим доморощенным олигархам. Но об этом – в следующих моих статьях.

Статья 3. О так называемых «иностранных инвестициях»


 Россия: угроза финальной экспроприации. Статья 3. О так называемых «иностранных инвестициях»

Лишь при богатом воображении нашу экономику можно назвать «российской». Она является «российской» лишь по той причине, что  компании осуществляют свою производственную деятельность на территории Российской Федерации, занимаются эксплуатацией природных ресурсов и граждан нашего государства

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова


УГРОЗА ПОД НАЗВАНИЕМ «ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ»


Лишь при богатом воображении нашу экономику можно назвать «российской». Она является «российской» лишь по той причине, что компании осуществляют свою производственную деятельность на территории Российской Федерации, занимаются эксплуатацией природных ресурсов и граждан нашего государства.


О ПРЯМОМ И НЕПРЯМЫХ МЕТОДАХ ЗАХВАТА ЭКОНОМИКИ ИНОСТРАННЫМ КАПИТАЛОМ

В то же время все «финансовые результаты» производственной и торговой деятельности (проще говоря, прибыль) большей части крупных и средних компаний выводятся из страны. Многие из таких компаний даже не платят налогов в российскую казну. К тому же крупные и средние компании имеют особый юридический статус, они выводятся за рамки действия российской судебной системы, имеют мощные судебные «тылы» на Западе.

Сегодня практически все крупные и средние компании «российской» экономики можно разделить на две большие группы: 
а) те, которые контролируются и управляются иностранными инвесторами; 
б) те, которые принадлежат нашим доморощенным олигархам и управляются ими из оффшорных юрисдикций.

Граница между двумя упомянутыми группами компаний достаточно условная. Так, под «иностранными инвесторами» довольно часто скрываются наши богатые граждане, которые в свое время создали за рубежом свои компании (чаще всего, в оффшорных юрисдикциях), по нелегальным каналам вывели за рубеж капиталы из России, а затем вновь завели эти капиталы в нашу страну под «иностранным флагом». В то же время действительно иностранные инвесторы часто приходят в Россию не напрямую из таких стран, как, скажем, США, Германия или Великобритания, а из оффшорных юрисдикций.

В данной статье я делаю такое деление для того, чтобы показать два основных механизма захвата иностранным капиталом нашей экономики. При этом метод, называемый «иностранными инвестициями», можно назвать методом прямого захвата. Он уже давно используется, и его результаты видны налицо. Метод, основанный на использовании оффшоров для управления активами в России, на первый взгляд, не имеет отношения к захвату иностранным капиталом нашей экономики. На самом деле это даже более эффективный, хотя и непрямой метод установления контроля над нашей экономикой. Именно на него мировая финансовая элита сделает основную ставку при проведении в ближайшее время финальной экспроприации в России. Сейчас рассмотрим подробнее метод прямого захвата российской экономики с помощью иностранных инвестиций.


ПРИВЛЕЧЕНИЕ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА, ИЛИ «НАСОС», КОТОРЫЙ РАБОТАЕТ В ОБРАТНУЮ СТОРОНУ


Иностранные инвестиции в Россию начали приходить еще на закате существования СССР. В середине 1991 года даже был принят закон «Об иностранных инвестициях в РСФСР». Позднее, в середине 1999 года он был заменен на другой закон – «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». На протяжении более двадцатилетней истории существования «демократической» России наши власти повторяли одну и ту же мантру – о необходимости привлечения в экономику иностранных инвестиций как важнейшем условии проведения социально-экономических реформ. Инвестиции из-за границы привлекались в трех основных формах: 
а) прямые инвестиции; 
б) портфельные инвестиции; 
в) прочие инвестиции. 

Прямые инвестиции представляли собой приобретение больших пакетов акций (долей в уставном капитале), что давало возможность участвовать в управлении и контролировать объект инвестиций (предприятие, компанию). Портфельные инвестиции – вложения в ценные бумаги (акции, облигации), которые давали право на получение процентов и дивидендов, но не обеспечивали контроля над объектом инвестиций. Прочие инвестиции – преимущественно различные формы ссудного капитала – займы, торговые и банковские кредиты.

Для наглядности приведу данные об иностранных инвестициях за 2012 год, которые содержатся в платежном балансе РФ, регулярно составляемом Банком России. Общий объем чистых иностранных инвестиций составил 89,5 млрд. долл., в том числе (млрд. долл.): прямые – 51,4; портфельные и финансовые производные инструменты – минус 2,2; прочие – 40,2. По категории «портфельные инвестиции и производные финансовые инструменты» (ПФИ, по сути, являются разновидностью ценных бумаг, имеющих особенно ярко выраженный спекулятивный характер) образовался даже минус. Это означает, что иностранные портфельные инвесторы в большем объеме вывели свои активы, чем их ввели в нашу экономику. Проще говоря, наблюдалось бегство портфельных инвесторов из России.

Прежде всего, отметим, что иностранные инвестиции в российской экономике фактически превратились в мощный «насос», который откачивает материальные и финансовые ресурсы из страны. Согласно данным Банка России, за период 1995-2012 гг. (18 лет) суммарный объем всех видов иностранных инвестиций (прямее, портфельные, прочие) составил 793,8 млрд. долл. А инвестиционные доходы в виде дивидендов и процентов, которые были выведены из страны за этот период, были равны 703,2 млрд. долл. Таким образом, чистый «положительный» результат привлечения иностранных инвестиций составил всего лишь 90,6 млрд. долл. Как говорится: «гора родила мышь». Заметим, что это расчет, сделанный на основе официальных данных центрального банка. Однако, на самом деле, чистый результат привлечения иностранных инвестиций, по нашему мнению, имеет значительное отрицательное значение. Даже председатель Банка России С.М. Игнатьев накануне своего ухода с поста руководителя этой организации (в начале 2013 года) публично признал, что ежегодно из страны выводится не менее 40 млрд. долл. в виде сомнительного экспорта капитала. Участвует в этом и иностранный капитал. Ни для кого не является секретом, что значительная часть прибыли, получаемой иностранными инвесторами в России, выводится из страны не под видом процентов и дивидендов, а через механизм заниженных экспортных цен и завышенных импортных цен (например, поставки из-за границы необходимых для производства комплектующих и полуфабрикатов). Ведь иностранным инвесторам также не хочется «светить» свою реальную прибыль, значительную ее часть они уводят от налогообложения в оффшорные зоны посредством ценовых и иных манипуляций. Например, в виде оформления и оплаты контрактов на получение из-за границы фиктивных услуг.

Впрочем, в последние годы даже официальные данные Банка России показывают, что иностранные инвестиции превратились в «насос», который работает в обратную сторону, причем с нарастающим ускорением. Так, за 2010-2012 гг. чистый приток всех видов иностранных инвестиций в Россию составил 196,9 млрд. долл., а отток инвестиционных доходов 261,4 млрд. долл. Таким образом, только за три года иностранные инвесторы нанесли нам чистый (официальный) ущерб в размере 64,5 млрд. долл.


 

 

ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ: ЗАХВАТ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ УЖЕ ПРОИЗОШЕЛ


Говоря о присутствии иностранного капитала в российской экономике, мы в первую очередь имеем в виду прямые иностранные инвестиции, которые обеспечивают иностранным инвесторам контроль над предприятиями. Эти инвестиции в первую очередь предназначаются для приобретения крупных пакетов акций и долей в уставных капиталах. Как видно из табл. 1, на компании, где хозяевами (мажоритарными акционерами) были иностранцы, приходилось 27% всех уставных капиталов российской экономики. Этот показатель и можно взять в качестве ключевого для оценки присутствия иностранного капитала в российской экономике. В некоторых отраслях присутствие иностранного капитала более высокое, чем в среднем по экономике. Например, в конце 2011 года в секторе добычи полезных ископаемых доля предприятий с участием иностранного капитала по показателю уставного капитала была равна 43,7%; в секторе обрабатывающей промышленности – 33,6%, в секторе оптовой и розничной торговли достигла 89,6%.


Табл. 1. Присутствие иностранного капитала (прямые инвестиции) в российской экономике в 2011 г.

 

Предприятия с участием иностранного капитала

Всего предприятия всех форм собственности

Доля предприятий с участием иностранного капитала, %

Уставной капитал (на конец года), млрд. руб.

3.450,3

12.742,6

27,1

Объем продаж за год (обороты), трлн. руб.

33,9

100,0

33,9

Среднегодовая численность работников, млн. чел.

3,0

70,9

4,2

Инвестиции в основной капитал, млрд. руб.

1.602,2

11.035,7

14,5

 

Источник: данные Росстата

 


Для оценки присутствия иностранного капитала в российской экономике можно также использовать другие показатели, которые публикует Росстат: объемы продаж, численность занятых, инвестиции в основной капитал. В частности, в общих объемах продаж в российской экономике доля предприятий с иностранным капиталом в 2011 году составила 33,9%. При этом в некоторых отраслях значения этого показателя значительно выше среднего: в добыче полезных ископаемых - 42,0%, в обрабатывающей промышленности – 49,6%, в оптовой и розничной торговле – 47,1%.

В силу ограниченного объема статьи я не могу представлять собственные экспертные оценки присутствия иностранного капитала в российской экономике (они требуют достаточно пространных разъяснений и комментариев). Безусловно, они имеют намного более высокие значения, чем данные Росстата. Впрочем, могу адресовать читателя к такому авторитетному источнику, как работа известного российского статистика, бывшего директора НИИ статистики профессора, д.э.н. В.М. Симчеры, которая называется «Двойственные оценки основных показателей развития российской экономики в 2001–2010 гг.»

Приведу некоторые оценки Василия Михайловича, относящиеся к иностранным инвестициям (средние значения за период 2001 -2010 гг.). Как он отмечает, официальные данные Росстата дают значение доли иностранных инвесторов в акционерном капитале, равное 18%; по его расчетам, эта доля составляет 90%. По данным Росстата, иностранный капитал контролирует 25% активов российской экономики, на самом деле – 60%. По данным Росстата, доля иностранного капитала в общем объеме чистого финансового результата (прибыли) российской экономики – 21%, на самом деле – 70%. Могу лишь подтвердить, что оценки В.М. Симчеры намного ближе к истине, чем официальные данные Росстата.

Если исходить из оценок В.М. Симчеры, то полный захват российской экономики иностранным капиталом с помощью прямых инвестиций уже близок к завершению. Больше уже захватывать почти нечего. Оставшиеся куски российской экономики будут раздаваться иностранцам в рамках объявленной правительством финальной приватизации государственных активов. Источником некоторого оптимизма может быть лишь следующий факт. Часть так называемых «иностранных инвестиций» - на самом деле российского происхождения. Это средства российских физических и юридических лиц, которые приходят в нашу страну из оффшоров. Можно ли сделать эти инвестиции вновь действительно российскими и вывести наших предпринимателей из оффшорной «тени», я скажу в следующей статье.

Примечательно, что доля предприятий с иностранным капиталом в общих объемах инвестиций в основной капитал российской экономики, по данным Росстата, достаточно скромная – 14,5%. Здесь Росстат близок к реальной ситуации. Между прочим, власти страны на протяжении двух десятилетий твердили и продолжают твердить, что иностранный капитал поможет нам провести модернизацию экономики. Никакой модернизации на самом деле не происходит: за инвестициями в основной капитал скрывается строительство торговых центров, офисных зданий и гостиничных комплексов, в лучшем случае - оборудование цехов «отверточных» производств. Никакими новыми технологиями здесь даже не пахнет.

Следует обратить внимание, что на приход прямых иностранных инвесторов в российскую экономику может существенно повлиять произошедшее в прошлом году присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО). Худо-бедно, но наш внутренний рынок до этого момента находился под защитой импортных пошлин. Иностранные компании, пытаясь захватить российский рынок, решали для себя задачу: делать это извне, преодолевая барьеры импортных пошлин, или изнутри, создавая (или покупая) производства некоторых товаров внутри страны. В ряде случаев иностранцы действовали вторым путем. Например, под их контролем оказались переработка сельскохозяйственной продукции и производство большинства пищевых товаров (по данным Росстата и экспертным оценкам, доля иностранных инвесторов в этой отрасли достигает 90%). Также создавались «отверточные» производства, например, в автомобильной промышленности. После вступления России в ВТО прямые инвестиции в Россию для иностранцев вообще становятся бессмысленными. За исключением лишь тех отраслей, которые оказались слабо затронуты ВТО. Речь идет о добыче нефти, природного газа, других природных ресурсов. В ближайшее время основным видом иностранных инвестиций могут стать те, которые мы назвали «прочими».


«ДАМОКЛОВ МЕЧ» «ПРОЧИХ» ИНВЕСТИЦИЙ


Обычно наши экономисты обсуждают проблемы, связанные с прямыми иностранными инвестициями. О «прочих» инвестициях часто забывают. Полагая, видимо, что «прочие» - некий нераспределенный остаток, всякая мелочь. Но это не так. Напомню, что по методологии Международного валютного фонда, под ними понимаются различные виды ссудного капитала: займы, торговые и банковские кредиты. Считается, что «прочие» инвестиции приходят в страну на время, после погашения долговых обязательств отношения иностранного инвестора с Россией заканчиваются. Считается также, что в отличие от прямых инвестиций «прочие» контроля инвестору над предприятием не дают. Это не совсем так. 

Во-первых, все большую роль в современном бизнесе приобретают так называемые «неакционерные» формы и методы контроля.  Предприятия и компании можно контролировать через договора, соглашения, контракты о предоставлении патентов и лицензий на использование новых технологий, другой интеллектуальной собственности, товарных и фирменных знаков (франшиз), займов и кредитов. Предоставляемые иностранными банками и компаниями кредиты и займы часто предусматривают очень жесткий контроль над российским предприятием со стороны кредитора. Сплошь и рядом кредитор занимается рефинансированием долгов по ранее предоставленным кредитам, полностью закабаляя предприятие. Фактическое управление таким предприятием переходит к кредитору. 

Во-вторых, при необходимости инвестор, предоставляющий кредиты и займы, может превратиться в прямого инвестора. Ведь обеспечением кредитов и займов часто являются акции предприятия-должника; кредитор в нужный момент может конвертировать свои требования к предприятию в акции (доли в капитале).


Табл. 2. Внешний долг Российской Федерации и его основные компоненты (млрд. долл.)

 

 

 01.01.2006  

 01.01.2012  

 2012 г. по отношению к 2006 г.  
              (2006 г. = 100)

Всего

257,2

545,2

212

Всего банки и компании

175,1

500,7

286

Банки и компании частного сектора

106,4

324,7

305

Банки и компании государственного сектора

68,7

176,0

256

Органы государственного управления и центральный банк РФ

82,1

44,5

54

Источник: данные Банка России.

 

Как видно из табл. 2, в период 2006-2012 гг. быстрыми темпами нарастали долги перед иностранными кредиторами российских банков и предприятий. Наши власти любят с гордостью заявлять о том, что чисто государственный долг Российской Федерации в последние годы не только не растет (как это происходит в США, странах Европейского союза, Японии и других странах «золотого миллиарда»), но даже сокращается в абсолютном и относительном выражении. Это действительно так. Но при этом умалчивается о стремительном росте корпоративного долга, причем в его наращивании участвует не только частный сектор, но также государственные компании – Газпром, Роснефть, РЖД, Ростехнологии, Роснано и другие государственные корпорации и акционерные общества с преимущественным участием государства. Во время финансового кризиса 2008-2009 гг. многие из ведущих российских компаний оказались на грани банкротства, т.к. были не способны погашать свои долговые обязательства перед иностранными кредиторами. Спасти их тогда удалось благодаря мощным вливаниям денежных средств и Стабилизационного фонда. 

Сегодня внешняя задолженность стратегически значимых предприятий существенно выше, чем накануне тогдашнего кризиса. Учитывая, что вторая волна финансового кризиса окажется более мощной, чем в 2008-2009 гг., многие российские компании могут оказаться не способными выполнять свои обязательства и перейдут под контроль иностранных инвесторов. На иностранных инвесторов невозможно обижаться по той простой причине, что международные кредиторы – капиталистические «акулы» и другими быть не могут. А вот загоняет наши предприятия в пасть этих капиталистических «кредитных акул» наш собственный центральный банк. Фактически он не выполняет своей основной функции – обеспечения российского товаропроизводителя дешевыми и «длинными» деньгами. Поэтому выводить наши компании из-под «дамоклова меча» «прочих» иностранных инвесторов следует с приведения в порядок нашего центрального банка. Пора понять простую истину: центральный банк до сих пор работает на тех, кто готовит финальную экспроприацию России, т.е. на стороне мировой финансовой олигархии

Впрочем, нельзя все заслуги по закабалению России приписывать исключительно нашему центральному банку. ЦБ работает в тандеме с исполнительной властью РФ, прежде всего Минфином. Последний под надуманным предлогом «борьбы с инфляцией» занимается изъятием денег из обращения (в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния) и «обескровливанием» отечественной экономики. «Обескровленные» российские предприятия становятся легкой добычей капиталистических «акул» - транснациональных банков и корпораций.


Статья 4


Российская экономика под оффшорным колпаком

 

В.Ю. Катасонов, проф., д.э.н., председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова 

 

Россия: угроза финальной экспроприации. Статья 4. Угроза под названием «российские оффшоры».


1.«У России нет своей экономики».


Наше правительство делает вид, что оно управляет страной, в том числе ее экономикой. У нас куча министерств, которые предназначены для управления экономикой в целом и ее отдельными секторами: министерство экономического развития, министерство финансов, министерство энергетики, министерство природных ресурсов, министерство сельского хозяйства, министерство промышленности и торговли и ряд других. Но на самом деле они почти ничем не управляют. По той простой причине, что все так называемые крупные и средние «субъекты хозяйственной деятельности», осуществляющие производственную, торговую, финансовую и иную деятельность на территории Российской Федерации, имеют оффшорный характер. Иначе говоря, действующие в стране предприятия зарегистрированы в оффшорных юрисдикциях и управляются оттуда. При этом реальные владельцы (бенефициары) таких предприятий, как правило, неизвестны нашим властям. Т.е. в случае возникновения необходимости наши власти даже не знают, с кем разговаривать и решать возникающие вопросы. А если российские власти вдруг надумают разбираться с таким оффшорным предприятием в судебном порядке, то им светит перспектива выяснять свои отношения с управляющими и хозяевами таких предприятий в иностранных судах. Далеко за примерами ходить не надо. В январе 2011 г. в нашем аэропорту «Домодедово» прогремели взрывы (террористический акт). На место события приехал тогдашний Президент РФ Д. Медведев. Никто не смог главе государства членораздельно объяснить, кому принадлежит предприятие аэропорта, кто в нем несет конечную ответственность за безопасность, с кем выяснять причины и последствия взрыва. Потому что аэропорт «Домодедово» оказался оффшорным «субъектом хозяйственной деятельности», а перед Президентом страны в тот день стояли только «шестерки», «приказчики». Лишь через месяц после напряженной работы правоохранительных органов и спецслужб удалось разобраться в схеме управления аэропортом. А ведь это не лавочка по продаже пива и «кока колы». Это крупнейший в стране аэропорт, являющийся стратегическим объектом! И таких стратегических объектов, управляемых из оффшоров, у нас в России тысячи. Об оффшорах сегодня, в 2013 году заговорили во всем мире. Оффшоризация – проблема глобальная. Но в России она несравненно более остра, чем в странах «золотого миллиарда». По данным депутата Государственной Думы Е.А. Федорова, долгое время возглавлявшего комитет по экономической политике и предпринимательству, 95% крупных и крупнейших российских компаний управляются из оффшорных юрисдикций. Лидер партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов таким образом охарактеризовал оффшорный характер российского бизнеса: «…у России фактически нет своей экономики. Для предприятий, зарегистрированных вне налоговой территории России, будущее страны - пустой звук. В оффшорах «создаются» наличные деньги для подкупа чиновников. Там же находится и собственность чиновников, приобретенная на коррупционные деньги». (Олег Гладунов. «У России фактически нет своей экономики». // Свободная пресса, 13.02.2012). В другом своем выступлении С. Миронов отметил, что «в России оффшорные структуры контролируют практически всю черную и цветную металлургию, большую часть угольной промышленности. Даже водоканалы в некоторых городах у нас сегодня управляются из оффшоров» (Олег Гладунов. Городские водоканалы в России управляются из оффшоров. // Свободная пресса. 12.07.2011). По сведениям председателя Комитета по промышленности Государственной Думы предыдущего созыва Сергея Себко, в оффшорных юрисдикциях зарегистрировано 295 системообразующих российских предприятий, относящихся к добыче полезных ископаемых, энергетике, инфраструктуре. Одно из исследований дает такую цифру: у 25% российских компаний с объемом годовых продаж более 30 млрд. рублей имеются оффшорные владельцы. Эти данные согласуются с выборочными оценками, произведенными журналом «Эксперт». Из 50 крупнейших российских компаний рейтинга «Эксперт-400» с совокупной выручкой 16 трлн. рублей, принадлежащих частному капиталу и не являющихся дочерними структурами иностранных корпораций, 46% (то есть 23 компании) либо зарегистрированы за рубежом. Они зарегистрированы главным образом в оффшорных зонах на Кипре, в Нидерландах или на Британских Виргинских островах, при этом за оффшорами числится от 40 до 90% акций таких компаний… там находится центр прибыли или центр принятия решений. (Евгения Обухова, Евгений Огородников. Пора возвращаться с островов. // Эксперт, 28.01.2013, №4). В конце 2011 г. на заседании «Деловой России» В.В. Путин (в то время премьер-министр) признал, что оффшоризация российских компаний лишает власть возможности управлять экономикой: «…когда у нас за оффшорами вообще ничего не видно, не видно конечного бенефициара совсем, нам невозможно даже принимать решения по некоторым ключевым вопросам». Впервые на таком высоком уровне было озвучено, что оффшоризация – серьезная угроза российской экономике и национальному суверенитету. С тех пор прошло полтора года, борьба с оффшоризацией российской экономики Путиным после возвращения в кресло Президента РФ была объявлена важным приоритетом национальной политики. Реально же пока все остается status quo.

2. Западный бизнес выводит в оффшоры прибыли, а российский – активы.


Об оффшоризации экономики сегодня говорится и пишется как о глобальной проблеме. При этом, к сожалению, часто опускается из виду, что схема оффшоризации российской экономики принципиально отличается от схем США, Великобритании, других стран Запада. На Западе в оффшорах создаются, как правило, дочерние структуры материнских компаний, имеющих «прописку» в метрополии (США, Великобритания и др.). Дочерние оффшорные структуры являются центрами аккумуляции прибыли. В некоторых случаях они также используются для разного рода схем, основанных на манипуляции трансфертными ценами. Опять-таки такие манипуляции обслуживают вывод прибыли за пределы страны, собирающей налоги. Западные схемы «заточены» на минимизацию налогов, уплачиваемых материнской компанией в казну метрополии. У российских компаний схема иная: выстраивается цепочка оффшорных компаний, на верхнем конце которой находится материнская компания – конечный бенефициар. А в российской юрисдикции находятся дочки, внучки, правнучки, в капитале которых участвуют вышестоящие оффшорные компании. Российская схема «заточена» на защиту собственности, на эффективный контроль конечного бенефициара над активами, расположенными в России. При сохранении анонимности конечного бенефициара. «Россия находится в уникальном, стратегически уязвимом положении. Хребет экономики — предприятия ТЭКа, порты и аэропорты, связь, доменные печи, объекты электроэнергетики — все это контролируется из оффшоров», - пишут авторы обзора мировой оффшорной экономики Е. Обухова и Е. Огородников (Евгения Обухова, Евгений Огородников. Пора возвращаться с островов. // Эксперт, 28.01.2013, №4). Дополнительным стимулом для вывода российских компаний в оффшоры является доступ к рынкам дешевых банковских кредитов и западным фондовым рынкам. Конечно, российские компании также используют оффшоры и как центры аккумуляции денежных средств (прибыли), и для разного рода манипуляций с трансфертными ценами (для выведения прибыли из России по «серым» каналам). На вполне законных основаниях российские компании переводят в оффшорные структуры дивиденды, а также проценты по кредитам. По некоторым оценкам, суммы недобираемых в федеральный бюджет налогов, укрываемых в оффшорах, составляют 25-30% по отношению ко всем налогам, которые фактически уплачивают в бюджет все категории юридических лиц. В Европе не более 4% крупнейших и крупных компаний контролируются владельцами из оффшорных юрисдикций, в США – 2%. Что же касается России, то здесь картина совершенно иная, не имеющая аналогов среди развитых стран мира. Мы уже выше говорили, что доля крупных и средних компаний, работающих в России, но управляемых из оффшорных юрисдикций, превышает 90%. А вот еще оценка, которую часто приводит в своих выступлениях лидер «Справедливой России» С. Миронов: более 70% российских производственных активов принадлежит фирмам, зарегистрированным в оффшорах, в то время как в США и Евросоюзе не более 10% ((Олег Гладунов. «У России фактически нет своей экономики». // Свободная пресса, 13.02.2012). Итак, отличие российской и западной моделей оффшоризации принципиальное. У них в оффшоры выводятся лишь прибыли. У нас в оффшоры выводятся не только прибыли, но и активы. Первый вариант создает проблемы фискального характера. Второй вариант создает угрозу окончательной утраты всей отечественной экономики.


 3. В оффшор уходит не только частный капитал, но и государство. Оффшоризованным у нас оказывается не только средний и крупный частный бизнес. Оффшорами также активно пользуются компании, имеющие государственный статус - госкорпорации, акционерные общества с преобладающей долей государства. Президент Путин в послании Федеральному собранию признал, что госкомпании 90% сделок совершают в иностранной юрисдикции. У государственной "Роснефти" только по официальной отчетности зарегистрированы одиннадцать "дочек" в оффшорах и юрисдикциях с льготным режимом налогообложения: пять на Кипре, по одной в Голландии, Ирландии, Великобритании, Люксембурге и две — на острове Джерси. За границей и часть активов "Ростехнологий": например, в конце 2012 г. госкорпорация подписала соглашение о создании нового СП с альянсом Renault-Nissan. Компания Alliance Rostec Auto, получившая в собственность контрольный пакет акций АвтоВАЗа, была зарегистрирована в Нидерландах — эксперты единогласно объяснили этот факт привлекательным налоговым режимом. В конце 2012 г. "Ростехнологии" перепродали кипрской компании Nordcom 45,42% акций единственного в России производителя титана — корпорации "ВСМПО-Ависма". Акции, впрочем, и до этого принадлежали дочерним структурам "Рособоронэкспорта" через офшоры Cador Enterprises и Jivanta Ventures. Имея статус госкорпорации «Роснано» начала создавать оффшорные структуры под предлогом того, что они позволят корпорации выходить на западные финансовые рынки. Наиболее крупная такая структура – фонд «Rusnano Capital» с капиталами 500 млн. долл., зарегистрированная в Швейцарии. После преобразования в 2011 году «Роснано» из госкорпорации в акционерное общество с государственным участием компания продолжила курс на офффшоризацию своего капитала и операций. "Газпром", в котором государству, как известно, принадлежит контрольный пакет, львиную долю своей деятельности ведет при помощи юрисдикций с более комфортным, чем в России, налогообложением. Осенью "Газпром", владеющий многочисленными зарубежными активами, решил перерегистрировать их в Швейцарии. Все расценили это как бегство от санкций Еврокомиссии, которая подозревает компанию в ограничении конкуренции и установлении несправедливых цен на газ, за что "Газпрому" грозит штраф 14 млрд. долл. Помимо этого швейцарская прописка помогает материнскому холдингу минимизировать налоги. До этого у "Газпрома" был лишь швейцарский трейдер Gazprom Schweiz AG, а почти все зарубежные активы находились под контролем берлинской Gazprom Germania GmbH. Громкой покупкой через офшор стало в 2005 году и приобретение "Газпромом" нефтяной компании "Сибнефть". Сделал он это через голландскую "дочку" Gazprom Finance В. V. Недавно стали известны и подробности продажи доли "Газпрома" в компании НОВАТЭК структурам, близким другу Путина и совладельцу нефтетрейдера Gunvor Геннадию Тимченко. Все сделки проводились через ирландские и люксембургские аффилированные компании (Анна Васильева. Офшорная тревога // "Коммерсантъ Деньги", №4 (912), 04.02.2013). В начале 2012 года Счетная Палата России объявила о начале проверки работы в оффшорах крупнейших российских государственных компаний, в том числе «Газпрома», «Роснефти», «Зарубежнефти», «Росатома». В начале 2013 года Счетная Палата продолжила эту работу, включив в список проверяемых такие государственные компании, как «Аэрофлот», РЖД, «Русгидро», «Росагролизинг». Однако настораживает то обстоятельство, что в открытом доступе нет никакой информации об уже проведенных проверках. Мы обращаем особое внимание на оффшоризацию государственного сектора экономики по той причине, что раздающиеся с 2011 года призывы власти к сворачиванию оффшорных структур никак не реализуются практически. Можно понять сопротивление частного капитала деоффшоризации, его способность уходить от исполнения государственных директив. Но если власти не принимают никаких мер по деоффшоризации государственных компаний, то это вызывает сомнение в том, что заявления власти искренни. Или возникает подозрение, что власть вообще способна чем-то управлять. Впрочем, следует иметь в виду, что созданные несколько лет назад в России госкорпорации – по сути, внутренние оффшоры, которые закрыты полностью от общества, а также непрозрачны для органов государственной власти. Эти госкорпорации не имеют аналогов в мировой практике. Некоторые из них являются настоящим «государством в государстве». Они организованы по принципу «матрешки»: в рамках холдинговой «матрешки» имеются десятки дочерних и внучатых компаний-«матрёшек». А при создании госкорпорации «Ростехнологии» в нее вошло аж 450 предприятий разных отраслей экономики. Весной 2012 года обсуждался даже вопрос о создании специальной гигантской структуры - госкорпорации Сибири и Дальнего Востока; фактически предлагалось большую часть станы вообще вывести из-под контроля федерального правительства, превратить в гигантский оффшор. Правда, слава Богу, к середине прошлого года этот вопрос стал «затухать». В несколько модифицированном виде он был реанимирован в марте 2013 года, когда начался «наезд» на оффорную зону Кипра, от которого пострадали многие компании и граждане России. Премьер-министр Д. Медведев заявил, что ответом России на этот «наезд» могло бы быть создание ряда оффшоров на Дальнем Востоке. Правда, дальнейшей детализации эта идея не получила. За непроницаемой завесой госкорпораций может происходить втайне от народа приватизация государственной собственности, вывод капитала за пределы российской юрисдикции, трансформация внутренних оффшоров во внешние оффшоры. Вот как характеризует один эксперт государственную корпорацию: «С точки зрения менеджмента госкорпорация - это вертикально-интегрированная структура, имущество которой на 100% формируется за счет имущественного взноса российской Федерации, создаваемая специальным Федеральным законом для решения конкретных отраслевых задач и подчиняющаяся напрямую Президенту РФ. Понятно читателю?! Создается за счет имущества государства, но выводится из подчинения государства и передается в частные руки, которые и осуществляют управлением, ставят цели и задачи вне государства и неподконтрольные государству» («Госкорпорация – частная оффшорная зона» // http://rusforce.org/showthread.php?t=11893).


   4. О «крестовом походе» Запада против оффшоров. Как известно, Запад начал «крестовый поход» против оффшоров. Воинственные призывы стали раздаваться еще несколько лет назад, прежде всего от президента США Барака Обамы. Обращалось внимание именно на такую негативную сторону оффшоров, как уход физических, а особенно юридических лиц от уплаты налогов. Только в США налоговым уклонистам, по самым консервативным оценкам, удавалось прятать не менее 100 млрд. долл. налогов. В Европейском союзе объем недополучаемых ежегодно налогов оценивается в 1 триллион евро, причем большая часть этой суммы укрывается от европейских фискалов в оффшорах. В условиях финансового кризиса дефициты бюджетов стран «золотого миллиарда» начали быстро расти, параллельно наблюдался быстрый рост государственного долга. Государственные и политические деятели Запада искали разные способы затыкания бюджетных «дыр», связанные как с экономией бюджетных расходов, так и увеличением налоговых поступлений в казну. На первое место вышел такой способ, как ликвидация оффшоров или, по крайней мере, изменение их статуса и повышение «прозрачности». До недавнего времени борьба с оффшорами велась в достаточно вялом режиме. Власти США в конце прошлого десятилетия в качестве главного объекта этой борьбы выбрали Швейцарию, добиваясь получения от банков этого государства информации о налоговых уклонистах американского происхождения. В результате осады швейцарского «оазиса» властям США удалось не только получить информацию о налоговых уклонистах, но и в целом расшатать институт банковской тайны в этом знаменитом налоговом убежище. Вела свою борьбу и Германия, периодически покупая на «черном» рынке ворованные базы данных о немецких клиентах банков Швейцарии, Лихтенштейна, Люксембурга. Но все это было лишь подготовкой к настоящей атаке. Борьба с оффшорами перешла в активную фазу в нынешнем, 2013 году. Сначала это был удар по оффшорному государству Кипр (март), а затем по очень крупному и пользующемуся всеобщим спросом оффшору под названием Британские Виргинские острова. Итак, формально целью борьбы Запада с оффшорами выступает борьба со своими налоговыми уклонистами. Об этой цели говорят все ведущие государственные и политические деятели стран «золотого миллиарда». Иногда говорится о том, что одновременно решаются такие важные задачи, как демонтаж банковской тайны, борьба с коррупцией, организованной преступностью, «отмыванием» «грязных» денег и даже международным терроризмом. Все это так. Но имеются и другие, не декларируемые цели. Борьба с оффшорами свидетельствует о том, что мировая финансовая элита, давшая «отмашку» «бойцам» с оффшорами, начала радикальную перестройку мирового порядка. Важнейшими характеристиками нового мирового порядка будут следующие: фактическое исчезновение суверенных национальных государств, сворачивание традиционных товарно-денежных отношений и переход к нерыночным экономическим отношениям, создание мирового правительства, превращение банковской системы в институт глобальной исполнительной власти. Созданный социально-экономический порядок можно назвать новым рабовладельческим строем. Или «лагерным социализмом». Верховная власть будет принадлежать узкой группе мировой олигархии – главным акционерам Федеральной резервной системы США. Эта группа «избранных» подготовит мир к приходу нового «мессии». Впрочем, пока это контуры, к счастью, не сегодняшнего, а завтрашнего мира. А пока группа «избранных» («золотой миллион») решает более конкретную задачу – окончательное перераспределение мирового богатства и его полное сосредоточение в своих руках. Лишь только полное лишение жителей планеты средств существования (земли и других природных ресурсов, а также основных средств производства) позволит «золотому миллиону» по-настоящему поработить все человечество. Исходя из понимания стратегических планов «золотого миллиона», можно в полной мере понять цели начавшейся кампании «зачистки» оффшоров. Конечно, эта «зачистка» направлена не только и не столько на то, чтобы увеличить собираемость налогов в бюджеты стран «золотого миллиарда». Она нацелена на то, чтобы провести конфискацию имущества оффшорных компаний и банков в пользу «золотого миллиона». Можно выделить два основных объекта конфискаций: а) денежные средства, размещенные на счетах оффшорных банков; б) финансовые и нефинансовые активы, которые находятся в управлении оффшорных компаний. Согласно последнему отчету международной исследовательской организации Tax Justice Network (TJN), занимающейся независимыми расследованиями в области уклонений от уплаты налогов, на банковских счетах оффшорных юрисдикций находится от 21 до 32 триллионов долларов. Что касается активов, которые находятся в управлении оффшорных банков и компаний, то этот вопрос является еще более туманным. Например, по данным Boston Consulting Group (BCG), оффшорные банки в конце прошлого десятилетия управляли капиталом в размере 7 трлн. долл., а по оценкам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), - 11,5 трлн. долл. (Елена Снежко. Борьба с оффшорами активна в развитых странах, но полезна для развивающихся // www.investgazeta.net // 16.04.2009). Что касается нефинансовых активов, управляемых из оффшоров, то значительная их часть приходится на активы реального сектора российской экономики. В первой нашей статье мы привели денежную оценку материальной части национального богатства России: не менее 40 трлн. долл. Если исходить из предположения, что половина этого материального имущества представляет собой активы, управляемые оффшорными компаниями (по нашему мнению, консервативное предположение), то мы получаем 20 трлн. долл. Такова минимальная «цена вопроса» для тех, кто запланировал «зачистку» оффшорных компаний, принадлежащих российским физическим и юридическим лицам.


   5. Под «колпаком» экспроприаторов. Наши оффшорные компании, клиенты оффшорных банков, реальные бенефициары всех оффшорных схем давно уже находятся под «колпаком» Запада. Этот «колпак» начал создаваться еще в конце прошлого столетия под флагом борьбы с международной преступностью, коррупцией, «отмыванием» «грязных» денег, уклонениями от уплаты налогов. Процесс строительства «колпака» резко ускорился после событий 11 сентября 2001 года, когда США объявили о войне с международным терроризмом. Важнейшим направлением такой войны было определено предотвращение финансирования терроризма. Очевидно, что для финансирования даже крупных террористических актов требуются деньги, исчисляемые не миллионами, а сотнями или десятками тысяч долларов. Такие деньги обычно не проходят через банки, используются наличные средства. Тем не менее, под флагом борьбы с финансированием терроризма Запад в значительной степени сумел демонтировать банковскую тайну, обеспечил доступ спецслужб и налоговых органов к информации о клиентах банков и их операциях. В строительстве «колпака» активно участвуют спецслужбы, налоговые органы, иные финансовые ведомства и организации (в том числе финансовая полиция), различные международные организации и банки. Последние выступают в качестве главных агентов западных спецслужб, являются их «щупальцами». Думаю, что спецслужбы таких стран, как США и Великобритания (стран, которые создавали в своих интересах оффшоры и которые контролируют большую часть всех оффшоров в мире) имеют более полное представление об оффшорном бизнесе российских граждан, чем спецслужбы самой России. Приведу выдержку из одного материала, который был подготовлен еще в 1990-е годы английской фирмой Global Offshore Services, выступающей в качестве консультанта по оффшорным операциям для частных клиентов. В этом материале консультант предупреждает о тех рисках, которые несет юридическое или физическое лицо, открывающее банковский счет или компанию в оффшорной зоне: «Почти все существующие оффшорные финансовые центры мира являются колонией или бывшей колонией Британской Короны и независимый статус Британского Содружества не является независимостью от Британской Короны, которая продолжает управлять внешними делами всех своих колоний. Более того, конституции Британских колоний не являются защитой от произвола Британской Короны… Лица, полагающие, что они избежали глобального контроля развитых стран путем размещения своих активов в оффшорной юрисдикции, глубоко ошибаются… Все банковские перечисления в оффшорных финансовых центрах, осуществляемые в долларах США, проходят через Федеральный резерв США и данные по этим перечислениям (название компании или имя лица плательщика и получателя, основание платежа, сумма платежа) скапливаются в огромной базе данных международной финансовой полиции» («Опасности, подстерегающие владельцев оффшорных компаний» // Сайт «Прогноз финансовых рынков». http://bre.ru/risk/8930.html)


Вернуться назад