ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > 10 реформ российской учебной сферы

10 реформ российской учебной сферы


24-04-2013, 16:50. Разместил: VP

 

 

 

 

Преподавание на родном языке и любовь к независимой мысли — это и обеспечило Московскому университету то место, которое он занимает в истории российского образования

 

"Огонек" напоминает, как в нашей стране эволюционировал подход к просвещению граждан

 

Материал подготовил Александр Трушин

 

Реформы Петра I (1701-1714)

 

Создается первая в России система профессионального образования: навигацкая, математическая, пушкарская, госпитальная, приказная, инженерная и другие школы. Издается первый русский учебник — "Арифметика" Л.Ф. Магницкого. В 1705 году в Москве открывается школа для детей "бояр и окольничих, и думных, и ближних, и всего служивого и купецкого чина". В 1714 году издается Указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). При Петре были открыты 42 "цифирные школы" для начального обучения математике.

 

Основан Московский университет (1755)

 

В университете первоначально было три факультета: философский, медицинский и юридический. Профессора Московского университета являлись чиновниками, состоявшими на преподавательской службе, а само учебное заведение — частью государственного аппарата. Профессура не подлежала никакому суду, кроме университетского — с санкции куратора и директора. Последний должен был: "править доходами Университета и стараться о его благосостоянии". Преподавание на факультетах велось на русском языке, при университете была создана гимназия.

 

Реформы Екатерины II (1764-1786)

 

Устав о народных училищах учреждает в каждом губернском городе народные школы двух ступеней. Первую представляли малые училища с двухгодичным сроком обучения, вторую — главные, в составе четырех классов. В малых преподавали грамоту, чтение, арифметику и закон Божий. Главные училища предназначались для подготовки педагогических кадров малых училищ. Создается Воспитательный дом для детей-сирот, Смольный институт благородных девиц, открываются коммерческие училища. В учебных заведениях вводится классно-урочная система.

 

Реформы Александра II (1863-1871)

 

Создается новое положение о начальных народных училищах и издается указ о доступности среднего образования для всех сословий и вероисповеданий. Гимназиям поручается подготовка учеников к поступлению в университеты. Учреждаются открытые женские гимназии. Вводится преемственность учебных программ среднего и высшего образования: выпускники гимназий получают право без вступительных экзаменов поступать в университеты. Утверждается университетский устав, вводивший выборность ректора, деканов, профессоров.

 

Реформы П.А. Столыпина (1908-1911)

 

Вводится всеобщее обязательное четырехлетнее обучение детей обоего пола. Количество средних учебных заведений в стране в 1913 году достигает рекордных 135 тысяч. Количество университетов в эти годы увеличивается с 3 до 11. Расходы на образование за четыре года выросли с 9 млн до 35,5 млн рублей. Создается новый университетский устав, направленный на дальнейшую демократизацию высшего образования. Создаются научные студенческие общества. Открываются первые негосударственные высшие учебные заведения.

 

Единая трудовая школа (1918-1929)

 

Отменяется разделение школ на начальные, высшие начальные училища, гимназии, реальные училища, технические, коммерческие училища и т.д. Вводится единая трудовая школа. В качестве основы жизни утверждается труд, школа формирует коммунистические взгляды и убеждения учащихся. Вводится бесплатное обязательное обучение всех детей с 8 до 15 лет. В школе применяются современные европейские образовательные методики (Штайнер, Монтессори, Далькроз и др.). Отменяется классно-урочная система. Создается система фабрично-заводского обучения.

 

Разгром педологии (1930-1934)

 

Рядом постановлений ЦК ВКП(б) отменяется единая трудовая школа, запрещаются зарубежные методики обучения. Педология (наука о развитии ребенка) объявляется "извращением". В школы возвращается классно-урочная система, регулярное предметное обучение и расписание занятий. В вузах устанавливается пятилетний срок обучения, ликвидируются демократические принципы высшего образования (выборность ректоров и деканов), вводится лекционно-семинарская система учебных занятий, пятибалльная оценка. Крупные вузы разделяются на отраслевые институты.

 

Обязательная одиннадцатилетка (1958-1960)

 

Реформа проводится под лозунгом "укрепления связи школы с жизнью". Вводится 11-летнее бесплатное обучение в полной средней школе (10-летнее обучение возвращается в 1966 году). Ученики старших классов получают рабочие специальности. Создается система профессионально-технических училищ (взамен фабрично-заводского обучения). В вузах вводится производственная полугодовая практика. Сокращаются дисциплины научно-теоретического цикла, увеличивается доля общественных дисциплин для всех специальностей и факультетов.

 

Присоединение к Болонскому процессу (2003)

 

Введение двухуровневой системы высшего образования (бакалавр — магистр) при значительном сопротивлении вузовской профессуры. К сожалению, многие положения Болонской декларации остались до сих пор невыполненными (введение единой европейской системы зачетных единиц, развитие мобильности студентов и преподавателей и др.). Начало эксперимента по введению единого государственного экзамена в средней школе (принят как обязательный в 2009 году).

 

Перевод школ и вузов на нормативное подушевое финансирование (2012-2013)


Фактическое сокращение оплачиваемых из бюджета часов на русский язык и математику. Возвращение в школы начальной военной подготовки и комплекса ГТО. Разделение школ и вузов на эффективные и неэффективные. Ликвидация неэффективных учебных заведений или присоединение их к эффективным. Укрупнение школ и вузов. Оплата работы вузовских преподавателей переводится на систему "эффективного контракта" (не за занятие должности, а за результаты работы) Реформа продолжается.


Вернуться назад