Швейцарскому правительству предстоит принять трудное решение о возможном ограничении трудовой миграции из стран ЕС. Проблема миграции сталкивает власти Конфедерации с почти неразрешимым вопросом: что опаснее – вызвать гнев у Европейского союза или у собственных граждан?
С правовой точки зрения вопрос ясен: трудовая миграция из стран Евросоюза достигла определенной критической массы, поэтому, начиная с мая 2013 года, правительство имеет право ввести квоты для приезжих. Такая возможность была в свое время формально оговорена в билатеральных (двусторонних) соглашениях между Швейцарией и ЕС, хотя, конечно же, никто не думал, что дело когда-то может дойти до ее реализации. Но вот это время, как кажется, все-таки наступило.
Но если с правом все более или менее ясно, то политический аспект всей этой ситуации куда более сложен. С одной стороны – откажись правительство Швейцарии от введения квот, регулирующих миграцию, и в глазах большей части населения оно будет выглядеть скопищем неуверенных в себе людей, идущих на поводу у ЕС вместо того, чтобы серьезно относиться к нуждам собственных граждан. С другой стороны – если Конфедерация все-таки решится на ограничение трудовой миграции, то тем самым она серьезно осложнит свои взаимоотношения с Евросоюзом. Ведь так она еще раз невольно подчеркнет их основную проблему, а именно, отсутствие как общего рамочного соглашения с Брюсселем, так и независимой судебной инстанции, правомочной разрешать такого рода спорные вопросы в отношениях между Берном и ЕС. И кстати, уже год назад, когда Швейцария ввела временные трудовые квоты для восьми новых членов ЕС из числа стран Восточной Европы, реакция Брюсселя на этот шаг была достаточно резкой. В Евросоюзе усмотрели в этом даже даже открытое, якобы, нарушение запрета на дискриминацию иностранной трудовой силы.
Миграция из стран ЕС
Европейские окраины охвачены экономическим кризисом. Однако расположенная в центре старого континента Швейцария процветает и привлекает трудовых мигрантов еще больше, чем в прошлом. В январе 2013 года число вновь прибывших трудовых мигрантов из 17-ти «старых» членов Евросоюза выросло по сравнению с январем 2012 года на почти 33%. Миграция же из восьми «новых» стран ЕС (сюда относятся и государства Восточной Европы) выросла почти на 50%. В январе 2013 года примерно 5,5 тыс. трудовых мигрантов из 17-ти «старых» членов Евросоюза получили разрешение на долговременное пребывание в Швейцарии того или иного типа. Это рекордное число, начиная с 2009-го года. Наиболее многочисленна группа трудовых мигрантов из Германии. За ними следуют итальянцы, португальцы, французы и испанцы. Всего с февраля 2012 г. по январь 2013 г. количество прибывших в Швейцарию граждан 17-ти «старых» членов Евросоюза составило более 79 тыс. человек. Этот же показатель в случае граждан из восьми «новых» стран ЕС находится на уровне 13,5 тыс. человек. Если эта тенденция продержится до конца апреля, то появятся все предпосылки для того, чтобы Швейцария в итоге все-таки «прикрутила кран» в деле выдачи видов на жительство для трудовых мигрантов вообще всех европейских стран. Могут быть введены квоты и на выдачу кратковременных разрешений на жительство (категории «L»), в случае, если число обращений за ними превысит показатель в 15 200 запросов за период с 1 мая 2012 г. по конец апреля 2013 г.
Неудержимый рост миграции с Востока
А ведь тут есть еще и экономический аспект. Введя квоты, Федеральный совет, правительство Швейцарии, реально рискует выступить тормозом экономического роста Конфедерации. Кроме того, ограничение числа приезжих может быть интерпретировано за рубежом в качестве однозначного сигнала в том смысле, что в Швейцарии считают трудовую миграцию серьезной проблемой. Трезвый взгляд на вещи подсказывает, что в перспективе, как с квотами, так и без них, количество живущих в Швейцарии иностранцев все равно будет неуклонно расти. Такова логика реальной жизни. При этом опыт с иммигрантами из стран Восточной Европы показывает, что число «понаехавших» оттуда практически не меняется, вне зависимости от того, действуют ли квоты, или нет. Нужно так же учитывать, что эксперимент с квотами продлится только до мая 2014 г., потому что к этому времени срок действия переходного статуса новых стран ЕС завершится. После этого их граждане в любом случае получат право на свободу миграции, гарантированное соглашением о свободном передвижении в Европе, и имеющееся у граждан всех остальных стран Евросоюза. При этом следует учесть, что квоты ведь можно обойти, перейдя, например, сразу к выдаче кратковременных видов на жительство.
Надвигающийся референдум
«Населению пытаются дать снотворное», - так скептически отзываются о квотах социал-демократы, а «Швейцарская ассоциация строительных подрядчиков» вообще охарактеризовала идею квот как «плацебо». С чем же связана подобная критика? Обоснованы ли упреки в бесполезности квот? Причиной разгоревшейся в Швейцарии дискуссии о квотах для приезжих является законодательная «Инициатива против массовой миграции» («Masseneinwanderungs-Initiative»). Она была выдвинута правоконсервативной «Швейцарской народной партией» («SVP/UDC»). Швейцарский народ выскажет свое мнение о данном законопроекте на референдуме в июне 2014 года, то есть, незадолго до того, как истечет срок действия квот для граждан стран ЕС из числа восьми восточноевропейских стран. А годом позже швейцарскому народу предстоит проголосовать еще и по вопросу распространения принципа свободы передвижения (а главное – поиска работы в странах ЕС и Швейцарии) для граждан Хорватии, страны-новичка в Евросоюзе. Оба референдума станут очень большим риском для будущего билатеральных (двусторонних) отношений Швейцарии и ЕС. «Инициатива против массовой миграции» требует ввести постоянные квоты и ужесточить как правила для приезжих, так и условия их интеграции. С точки зрения авторов инициативы необходимо либо вообще отменять режим свободы передвижения между ЕС и Швейцарией, или, как минимум, серьезно пересматривать условия сохранения этого режима. А если швейцарцы скажут «нет» и откажут гражданам Хорватии в праве свободно приезжать в ЕС (и Швейцарию) и искать тут работу, то взаимоотношения Швейцарии и ЕС уж точно не останутся прежними.
На руку «народникам»?
И правительство Швейцарии, и бюргерское большинство парламента, и социал-демократы, и «Зеленые», не говоря уже об объединениях работодателей и профсоюзах, все они очень не хотели бы допустить отката в отношениях Швейцарии с ЕС. Но как нужно действовать – тут мнения серьезно расходятся. Квоты все равно не разрешат проблем, связанных со свободным передвижением граждан, - аргументируют социал-демократы. Кроме того, срок действия квот истечет за несколько недель до голосования, в результате чего неизбежно образуется потенциальный политико-правой вакуум, что, в свою очередь, сыграет только на руку сторонникам инициативы «народников». «Федеральному совету предстоит принять очень непростое решение», - считает эксперт-политолог Михаэль Герман (Michael Hermann). По его мнению, из буквы и духа этого решения должно очевидно следовать, «что правительство испробовало все мыслимые способы снижения остроты проблем, связанных со свободой передвижения. Оно должно также доказать, что и в будущем власти будут предпринимать серьезные попытки снизить давление на Швейцарию со стороны ЕС в области миграции».
Нехватка кадров
Принимая решение по миграции, правительство должно проработать все возможные варианты. Оно может, например, потребовать продлить режим квотирования иностранной рабочей силы из восьми новых стран ЕС еще на один год, или же вообще распространить квоты сразу на все 27 стран ЕС.
Все политические силы и заинтересованные группы в Швейцарии уже сформулировали свои позиции. Так, бюргерские партии требуют введения квот для трудовых мигрантов из всех стран Евросоюза без исключения. А вот левые партии, профсоюзы, объединения аграрников и промышленников, включая гостиничный бизнес, выступают против введения каких-либо квот.
Предприятия, фирмы, равно как и «периферийные регионы и сельское хозяйство Швейцарии, с учетом продолжающегося кризиса в экономике, должны быть (в случае ведения квот) готовы к ряду трудностей и сложностей, например, в сфере подбора квалифицированных кадров», - указывает швейцарское межотраслевое объединение работодателей «Economiesuisse». Оно предупреждает также о том, что «итоги референдума по миграционной инициативе «SVP» могут иметь ряд серьезных негативных последствий для отношений Швейцарии с ЕС».
Конфликты - на стол
«Любые дебаты между промышленной и политической элитой в целом я рассматриваю в качестве положительного фактора», - подчеркивает Михаэль Герман. «Но если бы промышленные круги Швейцарии вдруг перестали поддерживать свободное передвижение граждан по Европе, то это стало бы знаком к тому, что с экономической точки зрения эта свобода не имеет никакой ценности, что было бы совершенно неверным сигналом».
Накануне референдума очень важно, чтобы «все конфликтные вопросы были, по крайней мере, четко озвучены, чтобы все карты были, как говорится, выложены на стол переговоров, и чтобы граждане увидели, что это очень серьезное голосование, и к нему нельзя относиться наплевательски».
Андреас Кайзер (Andreas Keiser), swissinfo.ch
Вернуться назад
|