ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Исследование ВШЭ: сотни миллиардов на инновации не пошли госкомпаниям впрок
Исследование ВШЭ: сотни миллиардов на инновации не пошли госкомпаниям впрок12-04-2013, 11:52. Разместил: VP |
Дмитрий Медведев рассказал, что он удовлетворен тем, как госкомпании выполняют его поручение об инвестициях в инновации - они выделяют на это "серьезные средства". Однако экономисты, исследовавшие вопрос, утверждают, что "принуждение к инновациям" мало что дало корпорациям и экономике, а заплатил за все бюджет, а не компании
Москва. 11 апреля. FINMARKET.RU - Уже много лет "инновации" - одно из самых любимых слов чиновников. Особенно любит его премьер Дмитрий Медведев, который, будучи президентом, повелел 46 крупнейшим госкомпаниям принять программы инновационного развития. Общий объем инвестиций за 2011-2013 гг должен был составить около 3 трлн рублей. Не далее как вчера на конференции в Сколково Медведев с удовлетворением рассказал о том, сколько денег идет на инновации: в 2013 году крупнейшие российские компании потратят на них около 550 млрд рублей. В целом это означает отставание от обозначенных в 2011 году темпов освоения "инновационных" денег, но средства "достаточно серьезные", сказал премьер. Но экономисты, подробно исследовавшие вопрос, выяснили, что "серьезные средства" и "принуждение к инновациям" вовсе не пошли на пользу компаниям и экономике в целом, инновации созданы не были, а оплатили кампанию налогоплательщики.
Куда вкладывали
Михаил Гершман из Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ на основе данных 44 компаний за 2012 год, а также их "дочек" и зависимых обществ, составил портрет российских госинноваций и изложил выводы в своей статье в журнале "Форсайт":
Как вкладывали
Михаил Гершман, Институт статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики
Как известно, инновационная активность российского бизнеса в целом невысока - в течение последнего десятилетия всего лишь порядка 10% предприятий промышленности осуществляли технологические инновации. В развитых странах этот показатель выше в разы. Госкомпании аккумулируют внушительные ресурсы (финансовые, кадровые), часто занимают монопольное положение на рынке и в условиях отсутствия конкуренции по сути не нуждаются в развитии инноваций. Поэтому они хотя и вносят ощутимый вклад в ВВП, но их роль как инициаторов и разработчиков нововведений на общероссийском фоне не слишком заметна. Учитывая эти обстоятельства и отечественные реалии, принуждение к инновациям этой группы компаний сохраняет свою актуальность как инструмент регулирования. В то же время органам власти важно и не переусердствовать с давлением на них - чтобы реализация инновационных программ не превратилась в рутинную подготовку отчетности, а вложенные средства принесли реальную отдачу.
Сергей Гуриев, Российская экономическая школа
Проблема в том, что науку и инновации сверху принудительно построить невозможно. Можно заставить компании тратить деньги, но тратить их на перспективные разработки нельзя заставить. Единственная возможность активизировать эффективные расходы на инновации - это конкуренция. Для фундаментальной науки - это конкурсные механизмы. Путь принуждения к инновациям, конечно, меньшее зло, но не обязательно приведет к успеху. Государству прежде всего необходимо создавать конкурентную среду, приватизировать госкомпании, создавать конкурсные механизмы поддержки фундаментальной науки.
Агван Микаелян, "Финэкспертизы"
Новации касаются не только кадров и науки, но и техники, технологий, организации производства. Но принуждать к инновациям нельзя, это невозможно. Можно делать вид, что мы принуждаем к инновациям, а госкомпании будут делать вид, что этому подчиняются. Этого делать нельзя, потому что новации - это идеология. Если вы верите в эту идеологию, вы внедряете инновационные технологии, потому что по-другому нельзя. Чтобы сформировать такую идеологию, необходимы образование и внешние условия. Самый мощный источник инноваций - это конкуренция, которой в России нет. Второе - это моральные нормы: в СССР не было принуждения, но была научная потребность совершенствоваться. Стимулы могут быть налоговые, субсидиарные, а заставлять выполнять план - это неэффективные методы.
Вернуться назад |