ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Введение в действие проекта «Восточного партнерства» является ответом Запада на разгром Грузии в августе 2008 года - это контрудар или новая агрессия против России
Введение в действие проекта «Восточного партнерства» является ответом Запада на разгром Грузии в августе 2008 года - это контрудар или новая агрессия против России31-08-2009, 11:19. Разместил: VP |
7 мая текущего года состоявшийся в Праге саммит Евросоюза принял принципиальное решение: форсировать стратегическое сотрудничество с шестью республиками бывшего СССР, которые лежат к востоку от границ объединенной Европы. На саммите был утвержден план «Восточное партнерство» ЕС, который создает новые структуры и основу отношений между Евросоюзом и Украиной, Молдавией, Грузией, Азербайджаном, Арменией и Белоруссией. Декларируемая цель «Восточного партнерства» - вовлечение стран в экономическую, политическую и стратегическую сферу влияния ЕС, т. е. по сути речь идет о включении шести стран постсоветского пространства в интеграционный проект низкой интенсивности под эгидой Евросоюза.
Запад сделал выводы и «новую редакцию» ГУАМ – «Восточное партнерство», тщательно отшлифовал, убрав военно-политическую тематику, зато прибавил социально-экономических и гуманитарных задач.
Брюссель подчеркивает, что задача ЕС в рамках «Восточного партнерства» состоит в укреплении «стабильности, эффективного управления и экономического развития стран к Востоку от союза, которые имеют стратегическую важность для ЕС». Шести странам постсоветского пространства обещаны режимы свободной торговли, экономическая помощь, регулярные консультации в области обороны и безопасности.
Несмотря на столь широкую и, прямо скажем, геополитическую «дорожную карту» для «Восточного партнерства», Евросоюз стремится не актуализировать политическую составляющую проекта. 7 мая в Праге и. о. премьер-министра Чехии, председательствующей в ЕС, Мирек Тополанек заявил, что «проект «Восточное партнерство» не должен быть ни возобновлением блоковой системы, ни борьбой за сферы влияния. Это не должно быть формальное, но прагматичное сотрудничество равноправных партнеров как в области торговли и энергетической безопасности, так и в области укрепления прав человека». Однако, основные направления деятельности «Восточного партнерства» фактически повторяют связи стран-участниц программы с Россией.
Стоит напомнить, что большинство стран, вошедших в «Восточное партнерство», уже имеют развитые формы экономического партнерства с РФ, некоторые находятся на второй стадии экономической интеграции с Москвой (в частности, Белоруссия готовит с Россией Таможенный союз и фрагменты политической интеграции – Союзное Государство). С учетом того, что Белоруссия и Армения являются членами ОДКБ, регулярные консультации с Брюсселем в областях обороны и безопасности создают конфликт интересов.
ЕС предлагает выработать и подписать соответствующие соглашения о стратегическом партнерстве с шестью странами в энергетической области. Видимо, соглашение между ЕС и Украиной по модернизации украинской газотранспортной системы без привлечения России можно считать одним из первых проектов в рамках «Восточного партнерства». В настоящее время президентом Украины Виктором Ющенко активно лоббируется проект изменения вектора поставок нефти по нефтепроводу «Одесса – Броды», что видимо, явится расширением тематики «Восточного партнерства» в энергетической сфере.
По итогам встречи президентов Лукашенко и Ющенко в Гомеле, состоявшейся 6 мая, белорусский президент подтвердил готовность Минска участвовать в проектах Балто-Черноморского энергетического «коридора» и согласовывать транзитную политику с Киевом в отношении поставок российских углеводородов на европейские рынки через территорию Украины и Белоруссии. Программа «Восточное партнерство» призвана оживить и стимулировать проекты энерготранзита по Южному (Кавказскому) коридору, способствовать подведению сырьевой базы к газопроводу «Набукко» газовыми запасами Туркмении и Азербайджана.
В рамках «Восточного партнерства» планируются ослабления визового режима для стран-участников программы, т. е. то, что давно Брюссель обещает России, требуя взамен от Москвы массу уступок.
Бюджет программы достигнет 1,4 млрд евро (1,8 млрд долл) на период до 2013 г. 600 миллионов евро, выделенные Евросоюзом на 2010-2013 годы для реализации программы «Восточное партнерство», будут распределяться между шестью странами, в зависимости от предложенных ими проектов.
Необходимо отметить, что программа «Восточное партнерство» фактически закрывает для стран-участниц и, прежде всего Украины быстрый путь в ЕС, что является слабым утешением для России, так как участие стран СНГ в «Восточном партнерстве» практически ликвидирует основания для экономической интеграции в рамках постсоветского пространства.
Страны-партнеры «Восточного партнерства» обречены превратиться в колониальный регион Евросоюза – источник ресурсов, включая трудовые, рынки сбыта продукции из ЕС, зону транзита российских энергоносителей под контролем Евросоюза, буфер между Россией и объединенной Европой.
Слабым местом программы является то, что для большей части стран-участников программы экономические отношения с Россией и зачастую российская экономическая поддержка носят стратегический характер. Однако, идеологи проекта уверены, что Москва по прежнему будет выступать ресурсно-экономическим донором Киева и Минска и это обеспечит для ЕС односторонние преимущества. Фактически Брюссель настаивает на своеобразном разделении труда: странам обещана политическая самостоятельность от России в обмен на европейскую лояльность. Экономическую часть проекта должна обеспечить Россия. Отсюда и проукраинская в целом позиция ЕС в отношении хода итогов российско-украинской газовой войны января 2009 г.
Для данного решения есть основания: отсутствие тесной экономической и политической интеграции стран постсоветского пространства дает внешним силам шанс на дальнейшую и окончательную дезинтеграцию этого региона с выходом на кардинальные геополитические перемены, непосредственно затрагивающие интересы Москвы. Под лозунгом политической и экономической поддержки ЕС и, как следствие, НАТО, продолжают внешнеполитическую экспансию на Восток.
Обратим внимание на реакцию некоторых лидеров стран-участников «Восточного партнерства». В частности, президент Украины Виктор Ющенко считает «Восточное партнерство» важной победой европейской идеи и уверен, что программа обеспечит европейскую энергетическую безопасность. Президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что программа Восточное партнерство приближает Грузию и другие страны-участницы к Евросоюзу: «Инициатива Восточное партнерство реально является ответом Европы на августовскую войну и агрессию России, и мы становимся институциональной частью Евросоюза» Новый ГУАМ
Программа «Восточное парнерство» не возникла из воздуха или исключительно из Стокгольма или Варшавы. К «Восточному партнерству» имеет непосредственное отношение ГУАМ. Действительно, на первый взгляд «Восточное партнерство» - тот же ГУАМ, но с прибавлением Белоруссии и Армении. Но ряд принципиальных моментов позволяют утверждать, что ЕС совершил геополитический прорыв на постсоветском пространстве.
В программе «Восточное партнерство» оказались вместе Азербайджан и Армения. До этого Баку и Киев соседствовали только в СНГ. Кроме того, в состав участников вошла Республика Беларусь - партнер России по Союзному Государству России и Белоруссии, т. е. участник российско-белорусской интеграции, а также член ОДКБ, который с июня текущего года возглавит ОДКБ. С учетом данных трансформаций мы можем констатировать, что «Восточное партнерство» оказывает негативное воздействие на российскую сферу влияния в западной и южной части постсоветского пространства.
Можно определенно утверждать, что, несмотря на то, что ГУАМ продолжает существовать, программа Евросоюза «Восточное партнерство» является непосредственным продолжением ГУАМ. «Восточное партнерство» в той или иной степени подхватило основные цели ГУАМ - «Организации за демократию и экономическое развитие»: евросоюзный и пронатовский аспекты, ориентация на формирование новых энергетических коммуникаций, обходящих территорию России.
По идее ГУАМ должен был ощутимо сократить сферу российского влияния в Восточной Европе, стать реальной альтернативой СНГ, обеспечить региональную безопасность для своих членов под эгидой НАТО и создать политическую и экономическую основу для «Южного энергетического коридора». Стоит отметить, что ГУАМ вобрал в себя почти всю группу энергодефицитных стран постсоветского пространства, являющихся одновременно и транзитерами (кроме Белоруссии).
Одной из целей проекта ГУАМ являлось придание Киеву статуса регионального центра, конкурирующего по влиянию с Москвой. Специфика проекта ГУАМ в том, что он объединяет «обиженных» - страны, столкнувшиеся или с сепаратизмом на своей территории или имеющих проблемы в статусе своих областей и «обиженных» Россией, которая не призвала сепаратистов к ответу.
Однако, отсутствие в проекте ГУАМ реального субъекта мировой экономики и мировой политики привело к перераспределению функций между партнерами проекта, что резко ослабила блок. В частности, политическим центром ГУАМ оказался Тбилиси, а не Киев. Высокая значимость для ГУАМ энергетической составляющей привела к доминировании в данной сфере Баку - единственного производителя углеводородов и одновременно транзитера газа и нефти из Каспийского региона. Киев опять оказался на вторых ролях.
К внешнему политическому «куратору» ГУАМ – НАТО ближе всех оказался опять не Киев (менее трети граждан Украины выступают за вступление страны в НАТО), а Тбилиси. К внешнему экономическому «куратору» ГУАМа – ЕС ближе всех оказался вновь не Киев, но Кишинев.
ГУАМ, лишенный интеграционного стержня, оказался крайне непрочным блоком. В условиях начавшейся в августе 2008 г. российско-грузинской войны, ГУАМ, как военно-политический блок, продемонстрировал свою полную несостоятельность. Вспомнить о ГУАМ после августовской войны было как-то неприлично.
Запад сделал выводы и «новую редакцию» ГУАМ – «Восточное партнерство», тщательно отшлифовал, убрав военно-политическую тематику, что понятно после поражения Грузии, зато прибавил социально-экономических и гуманитарных задач. Однако, суть не поменялась - программа «Восточное партнерство» остается убежищем «обиженных» Россией.
«Новый ГУАМ» уже не отдан на усмотрение Киева и Тбилиси. Программа жестко привязана к ЕС и, что естественно, косвенно к НАТО. Евросоюз будет осуществлять непосредственное руководство всеми процессами и проектами, запланированными в рамках «Восточного партнерства». Если ГУАМ при всей своей прозападности и атлантизме был все-таки инициативой части стран постсоветского пространства, то «Восточное партнерство» - инициатива стран, граничащих с СНГ. Никакой «суеты», что была в ГУАМе между Тбилиси, Баку и Киевом, в «Восточном партнерстве» допущено не будет. Главный оператор проекта известен – Польша.
Этот момент требует особой оценки. Необходимо отметить, что несмотря на евросоюзный характер программы «Восточное партнерство» основным оператором программы оказывается Варшава. Фактически Польша под эгидой ЕС расширяет собственную политико-экономическую сферу влияния на постсоветском пространстве.
Реальная цель программы «Восточное партнерство» - оттеснение России в северо-восточный «угол» Евразии, превращение ее в сырьевой придаток, создание вокруг нее «санитарного кордона», вытеснение России с Кавказа.
Активные инициаторы программы – страны Прибалтики, прежде всего Литва и Швеция, в данном случае играют второстепенную роль. В этом плане интересно будет понаблюдать за позиционированием Вильнюса в рамках программы, который оказался оттеснен Варшавой от непосредственного управления данной инициативой.
Попытками литовского руководства вскочить на подножку уже тронувшегося эшелона, который Литва сама активно и разгоняла, можно считать заявления Вильнюса о стремлении расширять в рамках «Восточного партнерства» контакты с гражданскими обществами стран «шестерки» и, прежде всего, что понятно, с белорусским гражданским обществом…
Однако, думается, что при всей важности гражданской тематики, Вильнюс все-таки найдет свое уникальное и гарантированное место в структуре «Восточного партнерства», позволяющее ему при новом, только что избранном президенте закрепить свою сферу влияния.
Объективно, в этом заинтересована и Россия, которая при монополии Польши в программе лишена возможности как-то хотя бы позиционироваться в контексте программы. Иллюзии участников
Обращают на себя внимание определенные иллюзии, которые испытывают участники программы. В частности, руководство Белоруссии уверяет, что «Восточное партнерство» - равноправный союз, где, по видимому, все решения будут приниматься в своеобразном кружке между Лукашенко, Саакашвили, Ющенко и т. д. Процитируем министра иностранных дел Республики Беларусь Сергея Мартынова: «Нашим принципиальным подходом является то, что это партнерство должно основываться на равноправном для всех его участников механизме. Это наша принципиальная позиция, которая пока разделяется Европейским союзом. Поэтому, если в таком виде, как обсуждалось на встрече с «тройкой» ЕС, это партнерство будет окончательно одобрено, то можно предполагать, что Беларусь примет в нем конструктивное участие». Стоит напомнить, что официальным спонсором «Восточного партнерства» является Брюссель.
Безусловно, нас интересует позиция Минска, как официального союзника России и члена ОДКБ по отношению к своему участию в «Восточном партнерстве».
Интерес Брюсселя к участию Республики Беларусь в программе позиционируется в двух плоскостях – энергетический транзит и взлом российской сферы влияния на постсоветском пространстве – своеобразный реванш за Грузию.
Включение Белоруссии в программу ВП, произошедшее 7 мая, выглядит стремлением к полному охвату Балто-Черноморского пространства интеграционной инициативой ЕС. Без участия официального Минска интеграция энергосистем государств-участников и осуществления контроля над существующими и перспективными путями транзита нефти и газа представляется затруднительным.
7 мая в Праге министр иностранных дел Сергей Мартынов с обменялся с еврокомиссаром по внешним связям и политике соседства Бенитой Ферреро-Вальднер вариантами текста декларации об участии Белоруссии в программе. Этот документ предполагает сближение подходов Белоруссии и ЕС в регулировании и проведении реформ в энергетическом секторе, обмен информацией об энергетических стратегиях и программах.
Участие в программе «Восточное партнерство» Республики Беларусь подрывает основы российско-белорусской интеграции, прямо противоречит логике строительства Союзного Государства. Невозможно участвовать одновременно в двух интеграционных проектах, ориентированных в противоположных геополитических векторах. Обязательства Минска в отношении Брюсселя и Москвы противоположны и обязательно приведут к снижению влияния любого из партнеров Белоруссии. Есть серьезные основания считать, что в данном случае пострадавшей стороной от вступления Белоруссии в «Восточное партнерство» окажется Россия.
Через три месяца исполнится год, когда впервые руководство Белоруссии обещало признать республики Абхазию и Южную Осетию. Возникла парадоксальная ситуация: одна часть Союзного Государства признает новые закавказские государства, оказывает им политическую и военную поддержку. В это же время другая часть Союзного Государства сохраняет с Грузией полноценные дипломатические и политические отношения, развивает экономические связи. Грузию посещают высокопоставленные представители белорусских силовых ведомств. Между Минском и Тбилиси отсутствует визовой режим, что позволяет гражданам Грузии беспрепятственно посещать Россию, прежде всего Москву и Санкт- Петербург через белорусскую столицу. За последние два года частота авиарейсов между двумя столицами увеличилась в три раза, при том, что вся грузинская диаспора в Белоруссии не превышает тысячи человек.
Необходимо напомнить, что в дни августовской войны Россия так и не получила политической поддержки от своего официального союзника по Союзному Государству. Лишь 13 августа 2008 президент Александр Лукашенко выразил сочувствие пострадавшим в результате конфликта и пообещал оказать гуманитарную помощь.
Непризнание Республикой Беларусь Абхазии и Южной Осетии является жестким условием для вступления республики в «Восточное партнерство» - это центральный пункт плана развития отношений Минска с Западом. Белорусское руководство не признает новые закавказские республики, но не откажется от практики обещаний и поиска объективных и субъективных препятствий для отсрочек признания.
Есть основания считать, что Вашингтон лоббирует признание Белоруссией Республики Косово, предлагая взамен кредит в 1 млрд. долларов США. Стоит напомнить, что 19 мая представители белорусского правительства, прежде всего премьер-министр Сергей Сидорский и ряд депутатов белорусского парламента потребовали от России опережающей финансовой компенсации за признание республикой Абхазии и Южной Осетии.
Стоит отметить, что это не первый случай в рамках российско-белорусской интеграции, когда вопросы политического союзничества увязываются с финансово-ресурсной помощью белорусской экономики:о в 2009 году общая сумма ресурсной и финансовой, включая кредитной, поддержки Белоруссии со стороны российского бюджета достигла 11 млрд. долларов США, что составило более 17% реального ВВП республики, не говоря уже о ее бюджете.
Резюме: Запад, используя разнообразный политико-экономический инструментарий, приступил к формированию на постсоветском пространстве собственных интеграционных структур.
Реальная цель программы «Восточное партнерство» - оттеснение России в северо-восточный «угол» Евразии, превращение ее в сырьевой придаток, создание вокруг России пресловутого «санитарного кордона», вытеснение России с Кавказа, получение доступа к ресурсам Центральной Азии, что включает разрушение ЕврАзЭС, ОДКБ, полную деградацию СНГ. В тактическом плане – появление «Восточного партнерства» - ответ Запада на разгром Грузии в августе 2008 г. Это контрудар или новая агрессия против России. В таком формате и необходимо оценивать данную программу российскому руководству.
Вернуться назад |