ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Генералы-мошенники снабжали армию поддельными запчастями

Генералы-мошенники снабжали армию поддельными запчастями


4-04-2013, 15:10. Разместил: VP

 

Из-за этого почти каждая вторая боевая машина вскоре после капремонта выходила из строя

 

Правоохранительные органы раскрыли в структурах, подведомственных Минобороны, широко разветвленную преступную сеть, которая через подставные фирмы снабжала армию поддельными запчастями.

Из-за этого почти каждая вторая боевая машина вскоре после капремонта выходила из строя. Нередко мошенники завышали цены за свой фальшивый товар в 1000 раз! Только в одном случае мошенники таким образом увели из казны более 32 млрд. рублей...

Чтобы далекий от дел армейских читатель лучше понял суть проблемы, представим ситуацию: у вас возникла необходимость отремонтировать свой автомобиль (пусть это будет импортная «тачка» или наша родная «ЛАДА-Калина»).

Вы обращаетесь в дилерский центр. Судя по прайсу, вам установили новые и оригинальные запасные части. Причем, за очень приличные деньги. Однако уже вскоре на машине случилась та же (очередная) поломка. А знакомый автослесарь дядя Вася, осмотревший автомобиль, вдруг воскликнул:

- Ни хрена себе! Так тут же вам поставили старье с такой же машины!

А вот в Минобороны установка «бэушных» (бывших в употреблении») деталей, узлов, агрегатов на ремонтируемую боевую технику была почти повальной. И длилось это несколько лет. На такой фальшивый ремонт выделялись десятки миллиардов рублей. Как ни странно, но претензий у бывшего руководства МО РФ к качеству ремонта не имелось Как оказалось, причина проста: сам плачу, сам себе ремонтирую, сам у себя принимаю работу…

 

ТРЕВОЖНЫЙ КОЛОКОЛ ШОЙГУ


В последние годы Российскую армию замучила «эпидемия» поломок боевой техники (БТ), которая только-только вышла из капремонта. По этой причине случаются аварии (а то и катастрофы) самолетов и вертолетов, выходят из строя узлы и агрегаты кораблей и подлодок, во время учебных пусков сбиваются с курса и падают ракеты, в самый ответственный момент слепнут РЛС или же в ходе учений намертво глохнут движки танков, боевых машин пехоты и БТР.

Проблема приняла угрожающие масштабы. В Минобороны (МО) я видел пудовую папку с кричащими жалобами из войск: у меня создавалось впечатление, что в тылу армии засели технари-профаны или же орудует преступная шайка ремонтников-вредителей.

Новое руководство МО бьет в тревожные колокола: состояние боевой техники снизилось на несколько порядков! В конце февраля глава военного ведомства России Сергей Шойгу на расширенном заседании коллегии Минобороны печально признал: «Значительная часть поступающей в армию военной техники после проведения на ней среднего и капитального ремонта сразу же выходит из строя. Количество рекламаций из войск, связанных с преждевременными поломками, за последний год увеличилось на 40 %»...

А это уже - прямая угроза боеготовности Вооруженных сил. Тут впору говорить о скрытой и крупномасштабной диверсии против армии и государства. Что же происходит?

 

КАК БЫЛО


Проблемой занялись Главное военное следственное управление, Главная военная прокуратура, органы военной контрразведки и экономической безопасности МВД России.

Они и обнаружили, что некоторые должностные лица Минобороны России и ОАО «Оборонсервис» (при Сердюкове А.Э.) были причастны к созданию и «воплощению в жизнь» мошеннических схем, которые позволяли легально выводить из оборонного бюджета гигантские деньги, выделяемые на ремонт и обслуживание военной техники. И в чем же секрет «фокуса»?

Для лучшего понимания сути проблемы надо вернуться к истории былой, "досердюковской" системы ремонта военной техники. Послушаем человека, который несколько десятков лет проработал в этой системе.

 

Схема мошенничества та же: запчасти оформляли как абсолютно новые
Контрафакт упакован. Наклеены липовые этикетки. Все готово для отправки в войска


Мнение специалиста


Юрий ВИНОКУРОВ, директор военного завода:


- Эта система взаимодействия армии и военно-промышленного комплекса (ВПК) вырабатывалась многими десятилетиями еще со времен Союза. Она предусматривала заблаговременное (за 1-2 года) планирование для предприятий оборонки (ВПК) объемов тех узлов и агрегатов, которые надо было изготовить для войскового ремонта.

Плюс - в армии существовали специальные структуры, которые строжайшим образом контролировали наличие необходимых запасов этих узлов и агрегатов на складах и базах МО РФ, их своевременное пополнение и выдачу в войска и на военные ремонтные заводы.

При этом было четкое разделение функций: текущим ремонтом и обслуживанием занимались войска (рембаты, ремроты и т.п.), а средний и капитальный ремонт, модернизация и технический надзор – это было задачей головных предприятий ВПК и самого военного ведомства. О том, как работала эта система, говорят факты: лишь 5-8% отремонтированной техники вызывали у командиров претензии к оборонщикам.

И у меня просто в голове не укладывается, как же дело дошло до 40% брака?

 

КАК СТАЛО


Систему ремонта основательно переиначили после того, как Минобороны возглавил Анатолий Сердюков. Сделали это по принципу «мы сами с усами». Ремонт ВТ был полностью передан под крыло вновь созданного ОАО «Оборонсервис». По замыслу министра и его единомышленников, предприятия ВПК должны были заниматься исключительно производством новых образцов ВТ и ее дальнейшим гарантийным обслуживанием.

А выполнение Гособоронзаказа (ГОЗ) по ремонту ранее выпущенной техники в войсках "нового облика" должны взять на себя военные заводы и арсеналы, вошедшие в ОАО «Спецремонт» и «Ремвооружение» (субхолдинги все того же ОАО «Оборонсервис»). Что и было сделано. Так финансирование ремонта (а это, как уже говорилось, - десятки млрд. бюджетных рублей!) перешли под контроль команды министра.

Кроме этого, по решению руководства МО, были упразднены ремонтные подразделения в войсках. Но уже вскоре стало ясно, что все это похоже на авантюру. Ибо ремпредприятия "Оборонсервиса" стали испытывать острый дефицит запчастей к ВТ: ведь необходимого количества узлов и агрегатов к военной технике на складах не оказалось.

Реформаторы чесали затылки: те комплектующие, которые числились на бумаге, уже давно... израсходованы (их перестали закупать еще с 90-х годов). А многие сложные и дорогостоящие образцы производились ранее за пределами России (Украина, Беларусь и др. республики бывшего Союза), что еще больше усугубляло проблему. На помощь чудесным образом пришли предприимчивые коммерсанты, как оказалось, - из числа самих же бывших военных. В их распоряжении почему-то оказались целые «арсеналы» различных узлов и агрегатов к ВТ. Как же это случилось?

 

«Приговоренные» к утилизации танки и бронемашины стали для мошенников источником громадной прибыли
Списанная техника в одной из частей. Часть разграблена. Остальные узлы пойдут в продажу


ИСТОКИ ПРОБЛЕМЫ


Как известно, вместе с сокращением численности ВС РФ в ходе военной реформы проводилось колоссальное сокращение «излишествующей» военной техники. Часть ее (в рамках межгосударственных контрактов) шла партнерам России, входящим в Организацию Договора о коллективной безопасности. Поставлялась она и другим государствам, имевшим на вооружении технику, произведенную еще при СССР.

Но в то же время десятки тысяч единиц невостребованной в «новом облике» боевой техники по приказу Минобороны списывали на утилизацию. А то, что еще было на ходу, надлежало демилитаризировать, - привести в небоеспособное состояние. Но предварительно оценив возможность дальнейшего (повторного) использования демонтируемых узлов и агрегатов. Разумеется, с учетом степени их износа. Вот здесь и были «истоки» грядущих махинаций.

Дело в том, что основная часть еще остающейся в строю боевой техники была выпущена еще при СССР (ее доля составляет сегодня более 75%). Поэтому чиновники в погонах хорошо понимали, что армия еще долго не сможет отказаться от текущего ремонта оставшейся в строю техники прежних поколений. А значит, ей еще долго понадобятся пригодные запчасти. На этом мошенники и решили делать свой «бизнес». Каким же образом?

 

ТЕНЕВОЙ РЫНОК В СОЛИДОЛЕ


Все было просто. Наиболее ликвидные узлы и агрегаты, снятые со списанных и передаваемых на утилизацию боевых машин, не возвращались на склады в виде ремонтного фонда (пригодных к дальнейшему использованию запчастей), а доставались предприимчивым лицам, - как правило, из числа самих же военных чиновников, отвечавших за учет всего этого добра. Эти чиновники под видом лома продавали коммерсантам, скажем, еще исправные шасси к боевой технике.

Причем, делалось это с грубейшим нарушением приказов Минобороны, которые требовали, как уже говорилось, основные узлы и агрегаты, идущие на утилизацию, «приводить в состояние, исключающее их дальнейшее использование». Вот так и образовался гигантский теневой рынок бывших в употреблении (но относительно исправных и пригодных к эксплуатации) узлов и агрегатов к военной технике.

«Приговоренные» к утилизации танки и бронемашины стали для мошенников источником громадной прибыли. Например, стоимость идущего в утиль шасси под видом «черного лома» составляет около 100-150 тысяч рублей. Но что делали «бизнесмены»? Они снимали с шасси вполне работоспособные узлы (бортовая коробка, трансмиссия, двигатель, редуктор), в тайных шарашках делали косметический ремонт, придавая вид заводского новья, а затем поставляли заказчику (ремонтному предприятию).

Но уже по цене от 500 тысяч до 3 млн. рублей за единицу! Прибыль, как видим, получалась бешеная. Сказочная золотая жила! А «припудреное» старье в виде новых либо капитально отремонтированных заводских узлов и агрегатов ставили на боевые машины, которые быстро выходили из строя. Как правило, виновным становился солдат – плохо ездит, не следит за машиной...

И все это делалось под видом исполнения Государственного оборонного заказа (ГОЗ). Получалось, что государство щедро оплачивало фальшивый ремонтный фонд и работу ловких диверсантов, подрывающих обороноспособность его армии.

 

А запчасти аферисты приобретали, используя нелегальные схемы
Старые, востановленные кустарным способом запчасти. Только спец отличит их от новых


ЧИНОВНЫЙ БИЗНЕС


Сотрудники МВД, военной контрразведки установили, что «идеологами» мошеннических схем были должностные лица Главного автобронетанкового управления Минобороны России (ГАБТУ). Теперь уже бывшие. Еще в 2005-2007 годах они учредили несколько подконтрольных фирм, которые привлекались к ремонту и обслуживанию военной техники. Эти фирмы и становились исполнителями госконтрактов с Минобороны по ремонту и обслуживанию военной техники. С одной из таких организаций (ООО «Автотракторная служба», г. Санкт-Петербург) Минобороны России в течение 2006-2010 годов заключило договоры по ремонту военной техники аж на 4 млрд. рублей. Для работы нанимались граждане СНГ.

А запчасти аферисты приобретали, используя нелегальные схемы (договорные отношения с предприятиями-производителями узлов и агрегатов ООО «АТС» не заключало). Прибыль же выводилась через счета подставных фирм-однодневок, в том числе и за рубеж. Среди основных учредителей ООО «Автотракторная служба» - бывшие должностные лица автомобильной службы Ленинградского военного округа (военнослужащие А. Грицай, В. Ломов) и отдела реализации высвобождаемого военного имущества ЛенВО (В.Самсонов и О. Ковбасюк).

Позднее к ним присоединились бывший начальник Управления снабжения ГАБТУ МО РФ генерал-майор запаса Н. Марков и бывший начальник Управления ремонта ГАБТУ генерал-майор А. Артемьев). В преступную деятельность ООО «АТС» активно вовлекало руководителей предприятий (военных ремонтных заводов, арсеналов), вошедших в состав холдингов ОАО «Оборонсервис» (ОАО «Спецремонт», «Ремвооружение»).

 

ТЕХНОЛОГИЯ СТИРКИ ДЕНЕГ


В роли поставщиков узлов и агрегатов выступали фирмы, учрежденные руководителями «Автотракторной службы» и зарегистрированные на подставных лиц (как правило, мелких индивидуальных предпринимателей, не задававших лишних вопросов). После регистрации подставное лицо (директор фиктивной фирмы) заключало договор о поставке запасных частей с директором завода – исполнителем ремонтного госконтракта. Оформлялся комплект фиктивных документов (товарно-транспортных накладных, этикеток и паспортов производителя агрегатов), что позволяло придать легальный характер преступной схеме. А заодно - избежать ответственности при проведении налоговых и иных проверок.

После поступления денег подставные ООО обналичивали их через сеть «обнальных» площадок и подконтрольных индивидуальных предпринимателей (за определенный процент). Вырученные средства распределялись среди всех участников мошеннической схемы (ООО «Автотракторная служба», директор завода и его руководство в «Спецремонте», военпред, должностные лица МО РФ, утверждавшие начальные цены госконтракта и закрывавшие «работы»). Были среди них и отставные генералы, лоббирующие интересы исполнителей ГОЗ и ООО «АТС». И все довольны, никто не обижен, поскольку ремонтный ГОЗ финансируется в последние годы «с лихвой».

Конкретный пример подобного «сотрудничества» - взаимодействие ООО «АТС» с ОАО «9 Центральный авторемонтный завод» (г. Энгельс Саратовской области). В ходе проверки финансовой деятельности этого предприятия в 2010-2011 годах было установлено, что под видом закупки запасных частей денежные средства выводились на счета подставных фирм, созданных сотрудниками все того же ООО «АТС».

Когда же специалисты Федеральной службы по оборонному заказу устроили проверку на заводе, его руководители не смогли документально подтвердить произведенные им затраты на сумму свыше 600 млн. рублей...

9 января 2013 года Военный следственный отдел СК РФ по Саратовскому гарнизону возбудил уголовное дело в отношении ОАО «9 ЦАРЗ». Основание - выявленные хищения бюджетных средств при выполнении Гособоронзаказа в 2010-2011 годах (преступление квалифицируется по части 4 статьи 159 УК РФ - мошенничество в особо крупном размере).

Следствие установило, что только две коммерческие фирмы в Ярославле (ООО «Штрен» и ООО «Электротехстрой»), которых 9-й завод привлекал для выполнения госконтракта в качестве соисполнителей, вывели из его казны около 500 млн. рублей.

При этом организаторов афер нисколько не смутило, что генеральные директоры обеих фирм в период «поставок» запасных частей находились... в местах лишения свободы (граждане Биркгман и Сергеев - наркоманы, мотающие срок за бытовые кражи).

 

пескоструйными машинами со старых узлов и агрегатов удалялась ржавчина, затем производилась покраска и упаковка
Кустарный ремонт двигателей


ЛОВКОСТЬ РУК


И все же не думайте, что разветвленная ремонтная «мафия» неуклюже действовала на свой страх и риск, слепо заботясь лишь о наживе. Это не так.

Наглость и вероломство преступников имели особую причину: у них была прочная «крыша» в Минобороны, сановитые чиновники, которые заботились о легализации преступных схем. Взять тот же 9-й ремзавод. Почему он супротив требований законов стал единственным исполнителем ГОЗ? Ведь и Военно-промышленная комиссия, и Минпромторг, и Рособоронзаказ были против этого.

Но влиятельные дельцы из Минобороны не без ведома руководства обвели правительство вокруг пальца, все же заключив госконтракт с заводом на технадзор военной техники. Хотя он по всем ГОСТ должен проводиться головными производителями (по шасси гусеничных машин - это Мытищинский завод, по многоцелевым транспортерам - Муромтепловоз). В Департаменте размещения ГОЗ МО прекрасно знали это.

И все равно (явно не без команды сверху) оформили заключение (№ 235/3/108), согласно которому единственной организацией, выполняющей работы на базовых гусеничных шасси, якобы является ОАО «9 ЦАРЗ». Это заключение и стало основанием для включения завода в распоряжение Правительства РФ. Как видим, чтобы мошеннические схемы работали, преступники создавали для них нужные условия, умышленно искажали факты при подготовке материалов для обоснования госконтракта.

Вот таким образом предприятия ВПК целенаправленно выводились из ремонта. Его отдавали «своим» посредникам.

 

МЕСТО ПРЕСТУПЛЕНИЯ


В ходе обысков, которые провели сотрудники правоохранительных органов в организациях, где оформлялись фиктивные сделки с продажами запчастей (некоторые фирмы окопались в Санкт-Петербурге и в Ленинградской области), были обнаружены помещения (ангары, площадки хранения) общей площадью около 7 тыс. кв. метров. Масштабы преступлений требовали «рабочего пространства».

Вот там преступники и хранили тысячи (!!!) контрафактных комплектующих к различным видам военной техники, имелись цеха и оборудование, в которых пескоструйными машинами со старых узлов и агрегатов удалялась ржавчина, затем производилась покраска и упаковка.

Схема мошенничества та же: запчасти оформляли как абсолютно новые. А затем их поставляли на ремзаводы в рамках Гособоронзаказа. И тут государство щедро рассчитывалось с мошенниками за подделки, как за новую и абсолютно кондиционную продукцию.

Следователи обнаружили и другое: принадлежащие ООО «АТС» фирмы-однодневки (ООО «Штерн», «Спецтехкомплект», «Ремком» и др.) использовал в своих «интересах» не только 9-й завод. Они участвовали в отмывании средств ГОЗ и на других военных заводах и арсеналах ОАО «Оборонсервис», находящихся в Санкт-Петербурге, Смоленске, Воронеже, Тамбове и Серпухове.

По этой же причине были возбуждены уголовные дела в отношении руководителей ОАО «163 Бронетанковый ремонтный завод» (ст. Кущевская, Краснодарского края). Для ремонта танков и БМП на предприятии использовали узлы и детали после разбраковки старой техники. А затем оформлялись фиктивные документы, - якобы все это приобретено в фирмах Москвы. Таким образом было похищено более 150 млн. рублей.

 

ЗОЛОТАЯ ГАЙКА


Весьма любопытно, как формировались цены для продукции «единственных» исполнителей ГОЗ. Например, по условиям названного выше контракта с 9-м заводом предусмотрено приобретение запасных частей для проведения технадзора гусеничных машин типа «ГМ». Но цены, определенные этим контрактом, поразительно отличаются от базовых, устанавливаемых предприятиями ВПК, которые изготавливают запасные части для шасси тех же «ГМ» (ОАО «Мытищинский машиностроительный завод»).

Например, стоимость гайки (модель 569.11.02.009) для гидромеханической трансмиссии «ГМ», которую делают мытищинцы, составляет 1184 рубля. А по условиям госконтракта с 9 ЦАРЗ стоимость той же гайки - 528 тыс. рублей! Кольцо уплотнительное (модель 569.11.02.052) производится в ОАО «ММЗ» по цене 7 рублей, а его стоимость по контракту с «9 ЦАРЗ» составляет 527 тыс. рублей!

А всего в данный контракт было включено более 150 позиций, имеющих многократные (в сотни и тысячи раз!!!) превышения по сравнению с ценами заводов-производителей. И кто же поставлял данные изделия? Все те же фирмы-однодневки (существующие лишь на бумаге). Всего по данному контракту, как установило Главное управление по экономической безопасности и противодействию коррупции МВД России, со счетов 9 ЦАРЗ выведено и похищено около 1 млрд. рублей!

Теперь можно понять, почему бывшее руководство Минобороны России, в том числе подведомственное ему начальство ОАО «Оборонсервис» и субхолдингов «Спецремонт» и «Ремвооружение», оставались «глухими» к неоднократным сигналам правоохранительных органов (ФСБ, МВД, ГВП, Счетная палата) о создавшейся ситуации. Кто же так просто откажется от 500-1000% прибыли, добытой практически из воздуха? Можно только догадываться, чем закрывали глаза и затыкали уши высокопоставленных чиновников обороны те, кто купался в океане дармовых денег.

 

В таком виде катки к бронетехнике свозятся в отстойники под Питер, затем в кустарных условиях их восстанавливают и поставляют в ГОЗ
В таком виде катки к бронетехнике свозятся в отстойники под Питер, затем в кустарных условиях их восстанавливают и поставляют в ГОЗ

 

Значительно открыли дорогу для реализации коррупционных схем проведенные бывшим министром обороны изменения в системе военной приемки. По решению А. Сердюкова, с начала 2012 года Военные представительства были отстранены от утверждения и согласования цен при подготовке и исполнении ремонтных госконтрактов. Их же отвели и от приема работ по ремонту военной техники, проводимому подразделениями ОАО «Оборонсервис». Как тут не подумаешь: чем меньше глаза, тем легче воровать. Вот еще одно тому доказательство.

В марте 2012 года Минобороны заключило с ОАО «Спецремонт» трехлетний госконтракт (№ Р/3/6/36-12 ДГОЗ) по сервисному обслуживанию и ремонту боевой техники. Цена вопроса - 86 млрд. рублей. К концу года выяснилось, что плановое исполнение контракта провалено. Обслужено и отремонтировано не более 17 % запланированных объемов техники. Но куда ушли 32 млрд., рублей, выделенных на 2012 год, до сих пор непонятно...

 

В целом, получился парадокс: ввоз узлов и агрегатов к военной технике в Россию - это контрабанда, а перепродажа их внутри страны - простая коммерческая сделка!
Списаные двигатели ждут своего часа в одной из фирм в Ленинградской области


ПОЧЕМУ ЭТО ПРОИСХОДИТ?


На первый взгляд, все это происходит из-за несогласованности действий некоторых должностных лиц Департамента размещения ГОЗ, Главного автобронетанкового и Главного ракетно-артиллерийского управлений МО, других структур Минобороны. Такая несогласованность выгодна мошенникам. Потому за последние годы реализация высвобождаемого движимого имущества (той же старой бронетехники) превратилась в запутанный коррупционный «клубок».

К тому же люди, которые греют руки на преступных сделках, научились великолепно пользоваться «дырами» в законах. Во времена Сердюкова в Минобороны не было четкой и прозрачной нормативной базы на сей счет, не было и контроля за всеми этапами мероприятий, проводимых после списания военной техники. Это и создавало возможность для вольного трактования таких процедур, как «дефектовка», «разбраковка», «разборка», «разделка», «демилитаризация», «утилизация».

Все это - «идеальные» условия для получения огромной «левой» прибыли от приобретения лома по многократно заниженной стоимости (ведь скрывается фактическое количество цветных, драгоценных и редкоземельных сплавов). Кроме того, у коммерсантов есть возможность почти бесплатно приобретать узлы и агрегаты, якобы переведенные в лом.

Например, наиболее ликвидные шасси на базе МТ-ЛБ (многоцелевой тягач, легкий, бронированный) инженерной и артиллерийской техники передаются в качестве лома целиком. А существующая нормативная база, в том числе Указ Президента России от 22.02.1992 г. №179, запрещающий свободный оборот на территории России запасных частей к военной технике, не предусматривает серьезной ответственности за их приобретение в обход установленных правил.

Сознавая опасность сложившейся ситуации, болеющие за дело специалисты неоднократно предлагали ввести пономерной учет основных узлов и агрегатов к военной технике. Однако это мнение было проигнорировано военным начальством, более того, с приходом Сердюкова в ГАБТУ МО РФ отменено имевшееся ранее ведение учета танковых двигателей.

В целом, получился парадокс: ввоз узлов и агрегатов к военной технике в Россию - это контрабанда, а перепродажа их внутри страны - простая коммерческая сделка! Пример: войдите в Интернет и наберите «купить двигатель УТД-29» - и увидите десятки коммерческих предложений, в то время как этот двигатель - от БМП-3, является изделием военного назначения, его свободный оборот в России запрещен...!

 

ЧТО ДЕЛАТЬ?


Первый вывод, который напрашивается из всей этой криминальной истории: сформированная за последние годы в Минобороны России - система ремонта и сервисного обслуживания военной техники - по сути является грамотно налаженной многоуровневой коррупционной схемой хищения бюджетных средств, пустившей свои корни «щупальца» не только в органы военного управления, но и ряд контролирующих структур (везде «прикормлены» и расставлены свои люди.

Ибо совершенно очевидно, что решение о передаче исполнения Гособоронзаказа в сфере ремонта в ОАО «Оборонсервис» - не только системная ошибка, но и результат прихоти бывшего министра Сердюкова, желавшего «жестко» распоряжаться громадными бюджетными деньгами.

 

Рабочий одной из
Рабочий одной из "шарашек" восстанавливает каток

Кстати, сейчас военно-следственные органы отрабатывают версии о причастности должностных лиц Минобороны России и ОАО «Оборонсервис» к созданию и реализации выявленных мошеннических схем. Но в рамках даже нескольких уголовных дел вряд ли удастся изменить существующий (изначально коррупционный) порядок организации ремонта, основанный на использовании серых схем для преступного вывода бюджетных средств из военной казны.

Заявленное новым Министром обороны РФ Сергеем Шойгу решение о передаче ремонтных заводов ОАО «Оборонсервис» в состав головных предприятий ВПК (под крыло Минпромторга и др. ведомств), безусловно, верное. Это во многом сможет повысить качество исполнения Гособоронзаказа. Но это лишь половина дела. А что нужно сделать еще?

 

Мнение специалиста


Аркадий МИХАЙЛОВ, заместитель гендиректора оборонного предприятия, доктор военно-технических наук:


- На мой взгляд, надо прежде всего на государственном уровне принять решение о налаживании промышленного производства ремонтного фонда к военной технике прежних поколений (как уже говорилось ее доля в ВС РФ – 75 %, при этом реализуемая Государственная программа вооружения-2020 в одночасье не исправит ситуацию).

Принципиально необходимо определиться в целесообразности использования в ремонте военной техники узлов и агрегатов, получаемых от разборки списанных и утилизируемых ее образцов. Очевидно, что изделие после 20 лет эксплуатации не может иметь требуемого ресурса (т.н. «старение металла», его внутренний износ).

И как следствие – риск преждевременного выхода из строя, эфемерность гарантийных обязательств после ремонта и т. п. Короче, надо навести порядок в сфере утилизации и реализации получаемых продуктов. Нужно на законодательном уровне установить уголовную ответственность за неправомерный оборот узлов и агрегатов к военной технике на внутреннем рынке РФ и принять все меры, исключающие возможность приобретения узлов и агрегатов к военной технике у фирм, не имеющих аккредитации у головных производителей изделий.

Если это не будет сделано, то существующий порядок утилизации будет оставаться источником теневого рынка неучтенных и бывших в употреблении узлов и агрегатов к военной технике. И главная угроза здесь - не только масштабное воровство из бюджета, но и подрыв боеготовности ВС РФ, поскольку воевать на сломанной технике не удастся…

 


Вернуться назад