Биолог-эволюционист Джаред Даймонд утверждает, что дети в традиционных обществах общительнее и любознательнее, а также обладают более развитым воображением. По его словам, причина тому — воспитание.
В различных странах мира в воспитании детей используются совершенно разные, а иногда даже противоположные подходы. Если в некоторых обществах шлепки — совершенно обычное дело, то в других они могут стать причиной развода. Тем не менее, различия не сводятся к одному лишь отношению к физическим мерам воспитания.
В своей последней книге «Мир вчерашнего дня: Чему мы можем научиться у традиционного общества?» (The World until yesterday: What can we learn from traditionnal societies?) преподаватель географии Калифорнийского университета в Лос-Анжелесе и знаменитый биолог-эволюционист Джаред Даймонд (Jared Diamond) противопоставляет воспитание юных американцев воспитанию детей в традиционных обществах Новой Гвинеи.
Различий здесь целое море: в рассмотренных Джаредом Даймондом маленьких обществах ребенку не позволяют плакать, чтобы «научить его самоконтролю», в противоположность тому, что делается в современных обществах западных стран. Кроме того, ответственность за детей ложится на всю группу, а не только родителей, чего, как легко догадаться, почти никогда не случается на Западе.
В таких маленьких традиционных обществах детей всегда держат за руку или на руках родители, другие взрослые или даже дети постарше, тогда как в США их обычно оставляют одних в колыбели. В отличие от описанных американским ученым обществ Новой Гвинеи на Западе матери меньше кормят детей грудью и не укладывают их спать рядом с собой. Наконец, дети в традиционных обществах обладают куда большей свободой выбора с самого раннего возраста.
Такой непохожий подход к воспитанию естественным образом формирует совершенно разных подростков и взрослых. Джаред Даймонд приводит наблюдения нескольких ученых, из которых следует, что дети в традиционных обществах плачут меньше своих западных «собратьев», что они общительнее, любознательнее, увереннее в себе и изобретательнее, а также обладают более развитым воображением. По сути, они вообще гениальны. Они не превращаются в маленьких чудовищ в подростковом возрасте и умеют делиться.
Получается, что небольшим традиционным обществам удалось найти идеальную модель воспитания? Подобное утверждение все же вызывает сомнения. Во-первых, утверждение о большей «независимости и общительности» людей в таких обществах опирается исключительно на наблюдения и впечатления. Другими словами, ничто так и не было научно доказано. Кроме того, в воспитании не бывает чего-то абсолютно черного или белого, здесь нужно найти золотую середину, уметь приспосабливаться. Поэтому различия в воспитании детей в западном мире и традиционных обществах, вполне вероятно, объясняются непохожими условиями жизни.
В таких странах как США, где детям с самого раннего возраста приходится иметь дело с духом борьбы и конкуренции, родителям лучше начать готовить их к этому с малых лет. К тому же, в результате перемены нравов (по крайней мере, на Западе) за последние несколько десятилетий все больше женщин выходит на работу. И им больше не приходится заниматься детьми целый день. Таким образом, культура в очередной раз позволяет отчасти объяснить различия в воспитании.
Вместо того, чтобы (оправданно или нет) заниматься критикой, лучше было бы попытаться осознать, что воспитание детей на самом деле гораздо гибче, чем нам кажется.
Atlantico обратился за комментариями к психологу и психоаналитику Монике де Кермадек (Monique de Kermadec).
Atlantico: В своей последней книге биолог-эволюционист Джаред Даймонд противопоставляет воспитание на Западе и в маленьких традиционных обществах. Он утверждает, что в традиционном обществе дети общительнее и любознательнее. Что вы об этом думаете?
Моник де Кермадек: В традиционных обществах дети гораздо больше контактируют со взрослыми, чем на Западе. Таким образом, они ощущают другое отношение к себе с самого раннего возраста. В таких малых обществах модель воспитания способствует развитию социального и эмоционального интеллекта.
Сравнивать две системы воспитания сложно, потому что мы живем в обществе, которое разделяет детей и родителей. Так, например, вам будет очень непросто привести ребенка на работу! Мне кажется, что главный вопрос звучит следующим образом: как научить жить в мире, в котором мы с вами живем? Дети должны быть готовы к миру, где у нас все меньше связей с другими, и нужно уметь выкручиваться самому. Воспитание детей на Западе оставляет их одних. Тем не менее, оно вовсе не обязательно учит их разбираться со всем в одиночку.
— Чему мы можем научиться у традиционных обществ в плане воспитания?
— Модель воспитания в традиционных обществах (дети растут в контакте со взрослыми, в группах смешанных возрастов и получают возможность учиться на собственном опыте) кажется мне хорошим предложением. Но как реализовать нечто подобное на практике в обществе, где родители видят детей очень редко? Предлагаемая традиционным обществом система — это идеал. Кроме того, она соответствует воспитательной модели, которая некогда существовала и в наших западных обществах: дети ходили в школы без жесткого раздела на возрастные группы, находились в постоянном контакте со взрослыми и обладали широкой свободой, которая позволяла им узнать куда больше самостоятельно. Пришедшие вместе с индустриальным обществом перемены оказали огромное влияние на условия воспитания.
Сегодня в воспитании детей мы полагаемся почти исключительно на слова, а не на непосредственный опыт.
Тем не менее, если много говорить, но никак не подкреплять это практикой, думаю, что ребенок не будет готов к современному миру со всеми его опасностями. Ребенок может не обжечься, потому что взрослый рассказывает ему о том, что нельзя касаться огня. Но сегодня у нас просто предпочитают не пускать детей на кухню, и они могут получить ожоги, как только окажутся у огня.
— Чем можно объяснить такие различия в воспитании детей?
— Причиной изменения нашего подхода к воспитанию стали перемены в обществе. Всего лишь 30 или 40 лет назад дети могли спокойно играть без присмотра на улице. Сегодня же после школы они сразу же идут домой, а рядом с ними всегда находится взрослый. То есть, у них меньше возможностей для того, чтобы ощутить свободу и научиться чему-либо на собственном опыте. Наше общество сделало это практически невозможным: школа находится далеко, и чтобы попасть туда, нужен транспорт. Жизнь в условиях большого города не позволяет использовать модель традиционного общества. Причем это касается не только менталитета: материальные условия жизни привели к коренным изменениям в системе воспитания.
— Существует ли идеальное воспитание? Если да, то как оно выглядит?
— Я бы сказала, что в идеальной системе воспитания всегда находится место для общения между взрослым и ребенком. При таком воспитании дети учатся не только на книгах и различных советах, но и получают возможность узнать что-то на практике. Кроме того, ребенок не должен жить в жестко огороженном мирке своих сверстников: он должен быть в состоянии воспользоваться опытом старших и передать собственный младшим.
— Все это так непохоже на модель воспитания в наших западных обществах...
— Это действительно так, но мы все же можем добиться того, чтобы наши дети общались с теми, кто старше и младше их самих. Только мы с вами можем расширить эти горизонты для наших детей. Сейчас мы живем в тесных семейных ячейках, и контакты с родственниками уже далеко не так часты как во времена, когда несколько поколений жили под одной крышей. Но с этим также можно справиться: нужно наладить общение ребенка с его дедушкой и бабушкой или другими людьми в возрасте, которые могут поделиться с ним своими воспоминаниями и опытом. Чем дольше мы живем в больших городах, тем больше мы вынуждены прикладывать осознанных усилий для того, чтобы вернуть некоторые качества старой системы воспитания детей.