ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Южный поток на политической карте Европы
Южный поток на политической карте Европы13-02-2013, 12:29. Разместил: god |
Текст: А. Андрюнин // Специально для Телеграфиста Под занавес 2012 года дан старт строительству газопровода «Южный поток», что вызвало всплеск интереса к инфраструктурным проектам «Газпрома», как со стороны экспертов, так и со стороны обычных граждан. Часто встречается непонимание – зачем России вкладывать дополнительные миллиарды долларов в проект поставки углеводородов в Европу, если уже существует относительно разветвленная газотраспортная система? Чтобы понять логику действий компании, посмотрим, как обстоят дела у основного внешнего потребителя российского газа – Евросоюза. Существенно изменить долю традиционных источников в энергетической корзине ЕС не представляется возможным в ближайшие 15-20 лет. На это есть несколько причин. 1. Альтернативные источники энергии не оправдывают возложенные Европой на них надежды (до 2020 года увеличить объем “зеленых источников” в общей энергетической корзине до 20 процентов) в связи с трудностями экономического и технического характера. 2. Атомная энергетика после событий на АЭС «Фукусима» признана «неэкологичной и небезопасной», предстоят сокращения мощностей почти по всей Европе, за исключением Франции и стран Восточной Европы. Выбывающие мощности необходимо будет замещать углеводородным сырьем. Наиболее приемлемым вариантом для европейцев является газ, как экологически чистый источник энергии. В связи с этим ЕС заинтересован в двух вещах: - снижение цены на газ Для достижения этих целей Евросоюз намерен диверсифицировать источники поставок газа на рынок ЕС и сделать его целиком спотовым. На спотовом рынке цена определяются единожды во время заключения сделки. В тоже время крупные компании типа “Газпрома”, поставляющие газ по трубопроводам, обычно заключают долгосрочные контракты с большими объемами, с плавающей ценой и с условием «бери-или-плати». Влияние спотовых цен на ценообразование на газ в Европе будет расти, т.к. в соответствии с Третьим энергетическим пакетом ЕС, будет осуществлен переход к новой архитектуре рынка газа ЕС, построенной на спотовой торговле. По замыслу еврочиновников, создание спотового рынка и увеличение количества игроков создаст избыток предложения, и в результате цена на газ будет снижена относительно цен того же “Газпрома”. Посмотрим, какие серьезные игроки, помимо России (33 % в 2011 году от всего объема) способны поставлять газ Европе. Норвегия, 26,6% в 2011 году. Традиционный поставщик газа внутри самой Европы и основной конкурент «Газпрома». Каждый год прогнозируется уменьшение поставок из Норвегии, но объемы в целом сохраняются за счет своевременного инвестирования в геологоразведку и разработку северных территорий шельфа и политике по снижению издержек. Кроме того, власти страны предлагают существенно снизить тарифы на транспортировку газа, которые позволят дополнительно снизить цены и уменьшить расходы добывающих компаний. Благодаря агрессивной ценовой политике и торговле на спотовом рынке по итогам 2012 года Норвегия смогла нарастить продажи в Европе на 16%, тогда как “Газпром” снизил их на 8%. Катар, 11% в 2011 году. Удовлетворение потребности ЕС в газе теоретически возможно за счет увеличения поставок сжиженного газа из Катара. Но Катар до 2014 года не намерен наращивать добычу газа. В предыдущие годы эта страна импортировала углеводороды в Европу с незначительной прибылью, потому что была вынуждена оплачивать уже запущенные проекты. Дело в том, что изначально увеличение добычи газа было рассчитано на рынок США, но “сланцевая революция” в Америке сделала импортные источники менее привлекательными. Далеко не факт, что Катар, расплатившись с инвесторами, после 2014 года не захочет искать более привлекательных покупателей, чем европейцы. Так, например, в конце прошлого года рост потребления газа в Азии уже привел к тому, что Катар переориентировал туда часть поставок. Во многом благодаря этому за ноябрь 2012 года цена на споте в Европе увеличилась на 10%. Тем не менее, Катар представляет серьезную угрозу Газпрому, т.к. именно благодаря дешевому сжиженному газу Катара ЕС смог оказать давление на Газпром и начать переход к торговле на спотовом рынке. Кроме того, существует теоретическая возможность строительства Катаром газопровода из Персидского залива к побережью Средиземного моря с ресурсным наполнением из месторождения Северное Поле. В этом случае Катар сильно упрочил свои позиции на рыке Европы. Катар, обладая крупным танкерным флотом, в силу своего расположения в настоящее время доставляет газ потребителям по морю через Персидский залив, который может быть перекрыт Ираном. Для увеличения безопасности поставок в Европу и уменьшения издержек Катару выгодно строительство газопровода по территории Саудовской Аравии, Иордании и Сирии. Серьезным препятствием на пути как раз становится Сирия, оппозицию в которой Катар активно спонсирует. Алжир, 12,9 % в 2011 году. Еще один поставщик углеводородов в Европу и конкурент России. После “арабской весны”, на фоне ухудшения отношений с Западом, Алжир начал активное взаимовыгодное сотрудничество в области энергетики. Скорее всего, РФ и Алжиру в дальнейшем удастся учитывать и уважать бизнес-интересы друг друга на европейском рынке. Нигерия, 4,3% в 2011 году В 2009 году Газпром создал на паритетных началах совместное предприятие с государственной Nigerian National Petroleum Corporation (NNPC) — NiGaz Energy Company Limited. С учетом того, что доказанные запасы газа Нигерии составляли в 2010 году около 5 трлн куб. м. (во всей Африке — 14,6 трлн), Нигерия может превратиться в одного из крупнейших поставщиков газа на мировой рынок, в том числе в Европу. Газпром уже приобретает добычные активы в этой стране. Для европейцев это приоритетный регион поставки энергоресурсов наряду со Средиземноморьем. ЕС стремится создать собственную инфраструктуру для поставки газа из этого региона. Так в рамках «Южного коридора» (собирательное название для всех проектов, не путать с одноименным проектом Газпрома, который появился позже) ЕС рассматривались газопроводы Nabucco (Турция – Болгария – Румыния – Венгрия – Австрия), ITGI (Турция – Греция – Италия), TAP (Албания – Адриатическое море – Италия), WhiteStream (Грузия – Черное море – Украина – Румыния). До 2013 года дожили два конкурента – NabuccoWest (укороченный вариант Nabucco – от границы Турции до австрийского города Баумгартен, по территории Болгарии, Румынии, Венгрии и Австрии) и TAP («Трансадриатический трубопровод»). В 2013 году в ЕС скорее всего будет принято решение о строительстве одного из них. Оба трубопровода начинаются у границ Турции и ведут дальше в Европу. Для транспортировки газа по территории Турции Европейские страны рассчитывают использовать трубопровод TANAP, договор о строительстве которого был заключен Турцией и Азербайджаном 28 июня 2012 года. Таким образом, инфраструктура для транспортировки газа у Европы будет, но есть проблема с наполнением трубы. Основным источником для «Южного коридора» станет вторая стадия разработки азербайджанского газоконденсатного месторождения «Шах Дениз». Первые поставки ожидаются в 2016-2017 годах при объемах в 16 миллиардов кубических метров газа, что соответствует пропускной способности TANAP. Европе при этом достанется только 10 миллиардов, 6 купит Турция (для сравнения – «Газпром» в 2011 году поставил в Европу 150 млрд). Однако в будущем пропускная способность TANAP может быть расширена до 31 миллиарда кубических метров в год, что почти вдвое превышает возможности «Шах Дениз – 2». Этот объем предполагается обеспечить за счет других месторождений азербайджанской части Каспия, а в перспективе, по заявлениям премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана, и за счет туркменского газа. В тоже время газопровод от Туркмении по дну Каспийского моря проложить нельзя до тех пор, пока статус Каспия не определен, а каждая прикаспийская страна имеет собственное мнение и флот в подкрепление. Если даже будет найден приемлемый способ перевозки газа с одного берега Каспия на другой, высока вероятность того, что газ Туркмении уйдет в Азию. Из приведенного материала видно, что наибольшую угрозу российскому Газпрому в перспективе одного-двух лет составит традиционный соперник – Норвегия, которая успешно конкурирует за счет оптимизации и снижения издержек. Зачем же тогда Газпрому еще один инфраструктурный проект, если значительно увеличить объемы поставок газа в Европу все равно не реально? Газпром и так вынужден жестко конкурировать с Норвегией за свою долю на рынке. И все же в строительстве новой инфраструктуры есть смысл. После «газовых войн» с Украиной «Газпром» должен увеличить надежность поставок в Европу, чтобы не давать в будущем дополнительных оснований, на которые мог бы ссылаться ЕС в своем стремлении уйти от сотрудничества с Россией. Кроме того, сам факт наличия новой газотранспортной системы будет рычагом для воздействия на политику Украины по вопросу вступления в Таможенный союз и другим вопросам интеграции. Европа, в свою очередь, не может найти альтернативу всему российскому газу. Остается одно – сделать так, чтобы РФ по-прежнему поставляла газ и эти поставки были максимально надежными, а значит нужно обойтись без посредников в виде стран-транзитеров типа Украины. Благодаря такому сочетанию факторов и родился «Южный поток». Газопровод пройдет из России по дну Черного моря в Болгарию, где разделится на две ветки. Одна пойдет через Грецию в Италию, а вторая — через Сербию и Венгрию в Австрию. В 2016 года «Газпром» планирует поставить через «Южный поток» 15,75 млрд кубометров газа, в 2017 году — 47,24 млрд кубометров, а в 2018 году — 63 млрд кубометров. Вернуться назад |