ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > О безусловной и актуальной ценности прошлого

О безусловной и актуальной ценности прошлого


5-02-2013, 15:41. Разместил: VP
Дмитрий Куликов Дмитрий Куликов Сфера интересов -  философия управления, философия истории. Методолог. Продюсер (фильмы "Матч", "Вождь разнокожих, "Пустой дом"). Родился в г. Шахтёрск, Донецкой области, УССР, СССР 18 ноября 1967 года. С 1987 года в Москве. 

 

То, что тема единства, непрерывности и преемственности отечественной истории является одной из ключевых для «Однако», -- это не дань уважения нашим великим предкам, хотя это и свято. Это не попытка разоблачить злонамеренные фальсификации истории -- хотя и этим тоже надо заниматься. И это не потому, что Путин назвал принцип единства нашей истории основной составляющей русского культурного кода -- хотя мы ценим это его понимание.

 

Дело в том, что единство истории и культурный код -- это не предвыборные лозунги и не предмет умственных кабинетных упражнений. Это очень актуальное понятие -- хотя, конечно, и предъявляет суровые требования к работе ума и души.

 

Понимание как интеллектуальная функция «отвечает» за формирование смысла вещей и процессов. Без понимания мир и происходящее в нём для человека буквально обессмысливаются. Современный европейский человек не понимает своего прошлого (уже даже и не знает), а значит он ничего не может понимать и о том, что с ним «происходит сейчас», не говоря уже о том, каким он видит возможное и желаемое завтра.

 

Заявления о конце Истории, присутствующие в дискурсе многих западноевропейских постмодернистов, к которым столь поверхностно отнеслись их критики, на самом деле имеют довольно глубокие последствия и совсем другое значение, нежели приписываемое им окончание противостояния капитализма и коммунизма, тоталитаризма и демократии. Если история закончилась, то это значит, что Человеку (как индивидуальному, так и коллективному) теперь не нужно знать и понимать исторического смысла и значения своего существования. Таким образом зафиксирован новый принцип действительного неравенства людей в мире, в котором есть способные самоопределится исторически в новых сложных исторических условиях, и они будут властвовать и править, и те, кто почему-то окажется не соразмерным историческому самоопределению, в том числе потому, что якобы История закончилась и это теперь совсем не нужно.

 

Человек по-настоящему существует только в Истории. Если конечно мы говорим о человеке, живущем в мире после пришествия Христа. Это означает, что человек ставит перед собой исторические цели, соразмерные задаче исторического существования всего человечества. Человек должен быть в состоянии понять суть исторических событий и исторических процессов. Понять настолько глубоко и точно, чтобы быть способным самоопределится исторически, т.е. одновременно по отношению к прошлому, настоящему и будущему. Это невероятно сложная задача.

 

Современная западная философия отказалась от этой сверхзадачи, поскольку отказалась от категории реальности как сущности, возникающей одновременно и вследствие человеческого самоопределения. Кризис базовых интеллектуальных структур западноевропейской цивилизации, который мы сегодня можем воспринимать буквально «глядя за окно», этой же европейской цивилизацией пока ещё не понят, т.е. не осмыслен -- а значит будет продолжаться в качестве такового. Опередить в понимании и осмыслении – значит опередить исторически. Это исторический шанс, которым можно воспользоваться при правильном самоопределении. А можно и не воспользоваться. Пропустить, прозевать, "прогавить".

 

Будущее каждого народа (нации) как коллективной человеческой организованности, а тем более будущее каждой цивилизации прямо зависит от способности точно понять своё прошлое; опираясь на это понимание, правильно проанализировать свою ситуацию настоящего; и, исходя из этого, не ошибиться и поставить нужные исторические цели, достижение которых будет «гарантировать» историческое будущее.

 

Одновременно это и способность в любой момент исторического времени ответить на вопрос «Кто такие МЫ» как коллективная человеческая организованность. «Хроническая неспособность» отвечать на этот вопрос «автоматически» приводит к исчезновению из Истории людей, утерявших возможность (способность) к такого рода историческому самоопределению. Вызов, стоящий перед культурно-исторической общностью «русская (российская) цивилизация», -- это прежде всего вызов «правильного» исторического самоопределения.

 

После окончания советского проекта, который, без сомнения, был мощнейшим двигателем мировых процессов исторического развития, нам необходимо ещё раз осмыслить и понять всю свою историю как единое и непрерывное системное целое, как ресурс для проектирования и программирования нашего возможного будущего.

 

История, конечно же, не закончилась, она просто в очередной раз радикально усложнилась. А это значит, что для её понимания нужны другие инструменты организации человеческого мышления.

 

...И вот именно поэтому мы сегоня упрямо повторяем кодовое слово «Сталинград». Более чем современное.


Вернуться назад