ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Российский Дальний Восток отдадут State Company for Development of Siberia and the Far East
Российский Дальний Восток отдадут State Company for Development of Siberia and the Far East4-02-2013, 14:44. Разместил: VP |
Кремль и правительство снова решили доверить будущее самых отдаленных уголков России - части Сибири и Дальнего Востока - уполномоченному государственному агенту в ранге госкорпорации или госкомпании, которая напрямую будет подчинена президенту России. Ясности со статусом и бюджетом пока нет, зато чиновники предлагают передать вновь учреждаемому институту развития восточной окраины России эксклюзивное право на разработку всех недр мега-региона. Работу над деталями нового плана правительство закончит к марту
Москва. 1 февраля. FINMARKET.RU - Уже несколько лет чиновники ищут способы ускорить экономическое и социальное развитие Сибири и Дальнего Востока. Теоретически, именно ими должно прирастать богатство страны, но практически перейти от слов к делу пока не получается. Не удается решить, кто и как именно должен поднимать бескрайние просторы Якутии и Приморья: государство обещает направить в регион огромные ресурсы, поэтому чиновники до сих пор ожесточенно спорят между собой и делят эти еще не полученные деньги. По данным "Финмаркета", этим управляющим может стать специальная компания развития с широчайшими полномочиями и правами собстенности на все неосвоенные богатства Дальнего Востока, от идеи создания которой вроде бы отказались в прошлом году.
На прошлой неделе Минэкономразвития направило доклад премьеру Дмитрию Медведеву ("Финмаркет" ознакомился с документом), в котором предлагает ответственным исполнителем планов по развитию Дальнего Востока сделать Минрегион и учредить специальную компанию с особым статусом.
Госкомпания с признаками госкорпорации
К докладу Минэкономразвития приложен проект закона "О развитии Сибири и Дальнего Востока" , предполагающий создание особого института развития для региона - новой госкомпании:
Какую юридическую форму получит этот институт развития, до конца не ясно. В документах Миэкономразвития он именуется то как госкорпорация, то как госкомпания. В министерстве "Финмаркету" пояснили, что рассматриваются оба варианта - на выбор правительства, а они готовы работать с любой из выбранных форм. Минрегион, МЧС, Росрыболовства проект закона уже согласовали. Замечания поступили от Минприроды, Минтранса и ФМС. Минфин традиционно не поддержал предложение "в части финансового обеспечения деятельности госкомпании".
Альтернативное будущее Дальнего Востока
Свои предложения первому вице-премьеру Игорю Шувалову, курирующему в правительстве в том числе и вопрос развития Дальнего Востока, направил и Совет Федерации. Сенаторы ("Финмаркет" ознакомился со списком из идей) предлагают сделать акцент на налоговых льготах для региона:
В аппарате правительства "Финмаркету" пояснили, что никаких решений по вопросам развития Дальнего Востока пока не принято: идет процесс сбора отзывов со стороны министерств. Минфин уведомил правительство, что намерен представить свою позицию ближе к окончанию срока исполнения поручений - к 25 февраля.
Денис Штирбу, юридическая компания Vegas Lex
Разница между госкомпанией и корпорацией может быть в объеме участия государства в этом ОАО. Существует еще новая концепция создания непубличных корпораций, которая предусмотрена в новой версии Гражданского кодекса. Но он еще не вступил в сил, но, возможно, имеется в виду и это. Однако не совсем понятно, зачем нужна еще одна компания для развития Дальнего Востока. Сейчас существует дочерняя компания Внешэкономбанка, которая получает финансирование и работает с инвесторами.
Наталья Орлова, Альфа-банк
Как любой экономист я не вижу необходимости создавать новую госкомпанию, Лучше расширять полномочия существующих ведомств или организаций. Но вполне возможно, что существуют специфические целевые программы, которые правительство считает комфортным финансировать под эгидой какой-то новой компании. В создании новых госструктур все-таки есть степень неэффективность, так как функции будут дублироваться. Что касается судьбы Минвостокразвития, то при его создании были задачи и функции, которые ему передавались. И теперь, когда оно уже создано, очень трудно его ликвидировать или сокращать число его сотрудников. Скорее всего, даже если полномочия будут сокращены, сама структура останется. Как минимум это создает определенную занятость и будет социально непривлекательным. Лучший способ для развития региона все-таки не создание компаний и министерств, а стимуляция прихода частных инвесторов в финансовые проекты, когда государство может не так активно увеличивать свой штат. Фактически оно должно отдавать часть полномочий частному бизнесу. Но здесь увеличение роли корпорации прямо пропорционально госфинансированию. В кризис значимость государственных финансов сильно выросла, так как частный сектор сильно пострадал. И прямое распределение ресурсов государства и привело к тому, что наплодилось множество госструктур. Сейчас мы выходим из кризиса и целесообразно этот тренд менять.
Евгений Гавриленков, Sberbank CIB
В разных странах опыт говорит о разном. В необходимости госкомпании я не уверен, корпорации также себя не оправдали. Структура как министерство территорий существует в Японии. Но у нас существует Минрегион, и я не очень понимаю, зачем в целом необходима и отдельная компания для Дальнего Востока, и отдельное министерство для него. Нужна одна структура, которая принимает решения, а когда их много, ничего не получается. Если полномочия по контролю за программами все-таки передадут Минрегиону, Минвостокразвития может быть слит с Минрегионом. Несколько структур на мой взгляд не нужны. Свободных денег в бюджете сейчас нет, но если нужно, их всегда изыскивают. Поэтому я не сторонник создания структур, так как это деньги на лишних чиновников.
Игорь Николаев, аудиторско-консалтинговая компания ФБК
Сейчас существует семь известных госкорпораций, а госкомпания одна - Росавтодор. Разница между ними небольшая, незначительная. Такой организационно-правовой форма как корпорация у нас не существует по Гражданскому кодексу. При образовании такой компании и передаче части полномочий Минрегиону, Минвостокразвития "повисает". Возникает резонный вопрос - зачем оно нужно? Необходимо все-таки оставить что-то одно. И так возникают вопросы, необходимы ли вообще специализированные организации для Дальнего Востока. Вероятность закрытия Минвостокразвития будет достаточно велика. У нас, к сожалению, чтобы развивать какую-либо территорию, необходимо заполучить проект типа Олимпиады, Универсиады или регаты. Это становится святым для федеральных властей. Даже при образовании министерства перспективы выделения средств хуже. Но опыт регионов показывает, что развиваться можно и без них. У Калужской области есть плюсы в климатических условиях и инфраструктуре, но у Дальнего Востока есть свои конкурентные преимущества. Нормальное развитие - это повышение инвестпривлекательности, решение проблем квалифицированной рабочей силы, а заниматься местными проблемами - повседневная муторная работа. Гораздо проще придумать идею типа корпорации или АТЭС, но это не гарантирует результат. Вернуться назад |