ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Российские госкорпорации: такого нет нигде в мире
Российские госкорпорации: такого нет нигде в мире10-08-2009, 11:40. Разместил: VP |
Фото: АР
Деятельность госкорпораций вызывает серьезные вопросы у Дмитрия Медведева. Президент хочет разобраться, насколько эффективно эти структуры распоряжаются бюджетными средствами, и даже готов обсуждать тему их дальнейшего упразднения. Эксперты поддерживают президентскую инициативу, напоминая, что российские госкорпорации с их двойственным статусом не имеют аналогов в мире. Медведев дал поручение генпрокурору Юрию Чайке (на фото вверху; внизу — руководители ГК "Ростехнологии" и "Роснано" Сергей Чемезов и Анатолий Чубайс) и начальнику контрольного управления президента Константину Чуйченко провести комплексную проверку деятельности государственных корпораций. Особое внимание будет уделено "вопросам, касающимся целевого характера и эффективности использования переданного им государством имущества, финансовых средств, а также соответствия деятельности государственных корпораций целям, сформулированным в федеральных законах об их создании".
По итогам проверки президент поручил представить предложения, в том числе о целесообразности дальнейшего использования такой организационно-правовой формы, как государственная корпорация. Срок выполнения поручения — до 10 ноября 2009 года.
Не похожи на юрлица Госкорпорации ( ГК) привлекают внимание президента уже не в первый раз. В марте президентский Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства предлагал упразднить госкорпорации как форму юридических лиц. По мнению президентского совета, существующие ГК нужно преобразовать в хозяйствующие общества со 100-процентным госучастием ( например, " Роснано " , " Ростехнологии " ) , органы публичной власти ( " Росатом " ) или фонды ( Фонд содействия реформированию ЖКХ).
Юридические претензии к такой организационно правовой форме, как госкорпорации, были сформулированы в " Концепции развития законодательства о юридических лицах " , разработанной советом.
В документе отмечено, что в существующем виде ГК нельзя в полной мере считать государственными организациями ( с того момента как им передается на баланс имущество, они становятся его собственниками), а в ряде случаев они создаются преимущественно или даже исключительно для осуществления предпринимательской деятельности, хотя де-юре являются некоммерческими организациями.
Кроме того, каждая госкорпорация создается на основании специального федерального закона и поэтому не имеет учредительных документов, что также отличает ее от всех остальных юридических лиц.
При этом ГК обладают не только исключительным статусом, но и очень широкими полномочиями.
Например, " Росатому " были даны полномочия, аналогичные тем, что принадлежат федеральным органам власти.
Семеро смелых плюс " Автодор " В России за последние годы было создано семь госкорпораций: " Роснано " , " Ростехнологии " , Внешэкономбанк, " Росатом " , Фонд содействия реформированию ЖКХ, " Олимпстрой " , Агентство по страхованию вкладов ( АСВ). Все они созданы на основании специальных законов в период, когда президентом страны был Владимир Путин.
В июле уже Дмитрий Медведев подписал закон о создании ГК "Автодор", который активно лоббировал Минтранс. Впрочем, чиновники министерства подчеркивают, что в данном случае речь идет о создании госкомпании, а не госкорпорации, поскольку госимущество " Автодору " передается не в собственность, как ГК, а в доверительное управление.
Такого нет нигде в мире Общие мотивы создания госкорпораций в свое время выразил гендиректор ГК " Агентство по страхованию вкладов " Александр Турбанов: есть сферы, где рыночные институты не могут и не стремятся работать, где деятельность, по сути, неприбыльна, а конкуренция отсутствует. И в этих сферах государству для реализации определенных целей своей политики оказались нужны специальные организации.
Правительство не ограничивало госкорпорации в средствах. Так, " Роснано " получил 130 млрд рублей, Фонд содействия реформированию ЖКХ — 240 млрд, АСВ — 209 млрд, " Олимпстрой " — 242 млрд рублей, а " Ростехнологии " — 439 предприятий в качестве имущественного взноса. Под контролем госкомпании " Автодор " в общей сложности находятся 18,3 тыс. км дорог федерального значения.
При этом эффективность использования средств всегда вызывала сомнения у наблюдателей, а в последнее время и у государства. Например, прокурорская проверка Фонда содействия реформированию ЖКХ в апреле этого года выявила, что на административно-хозяйственные расходы в фонде потратили около 340 млн рублей. Из них две трети пошли на зарплаты сотрудникам, включая премиальные ( 234,9 млн). Как отмечали в Генпрокуратуре, это сопоставимо с расходами на содержание центральных аппаратов Роснедр, Росархива, Роспатента, Росреестра и Росинформтехнологий, вместе взятых.Из-за кризиса правительство вынуждено сокращать госкорпорациям финансирование. Согласно поправ- кам, внесенным в бюджет 2009 года, в этом году планируется изъять у фонда ЖКХ и " Роснано " 160,4 млрд рублей. " Роснано " планировало потратить до 2012 года около 130 млрд рублей, но корпорация передаст Минфину неосвоенные средства ( 85 млрд рублей), правда, при условии последующей компенсации. Финансирование " Олимпстроя " в текущем году было сокращено примерно на 33 млрд рублей.
Парламентские возражения Ранее, в начале прошлого года, госкорпорации подверглись критике в Совете федерации. Раздел, посвященный негативному влиянию госкорпораций на развитие экономики, был включен в ежегодный доклад " О состоянии законодательства в Российской Федерации в 2007 году " .
Один из авторов раздела — председатель комитета СФ по промышленной политике Валентин Завадников в разговоре с корреспондентом " Газеты " называл " возрождением совка " усиление роли госкорпораций в экономике.
Сенаторы не одиноки в своем мнении. Организаций, которые сочетали бы коммерческие и государственные функции, нет ни в одной стране мира, напоминает зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрей Макаров. " По закону госкорпорации — это некоммерческие организации, но задачи у них абсолютно коммерческие " , — согласен с коллегой глава комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников.
" Не должно быть такой ситуации, когда госкорпорации пытались бы вмешаться в рыночную среду и получать конкурентные преимущества путем использования тех привилегий, которые получили со стороны государства " , — считает президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин, которого беспокоят неопределенно широкие полномочия подобных структур.
Бюджет не резиновый Гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов считает, что основной причиной проверки деятельности госкорпораций стал именно дефицит бюджета. По мнению эксперта, таким образом президент стремится проконтролировать финансовые потоки.
В свою очередь источник " Газеты " в администрации президента прямо указал, что мартовский доклад Совета по кодификации и гражданскому законодательству стал одной из причин этой проверки, однако заверил, что предстоящая проверка не приведет к закрытию госкорпораций. " Пока об этом говорить преждевременно, — заявил собеседник корреспондента " Газеты " . — Так как форма госкорпораций существует уже несколько лет, есть смысл проверить ее эффективность, сделать выводы, что работает в этой форме, а что нет " .
Аналогичный ответ был получен и в правительстве. Источник " Газеты " в Белом доме объясняет инициативу бюджетной экономией. " Нужно понять, сколько госкорпорациям нужно реально средств. В этом контексте и нужно рассматривать поручение президента " , — добавил он.
Анатолий Чубайс: "Хоть горшком назови" Первым из руководителей госкорпораций, кто публично отреагировал на заявление президента, стал глава " Роснано " Анатолий Чубайс. " К проверкам и любым преобразованиям мы готовы, хотя я думаю, что они не произойдут. Для меня предельно малозначима наша организационно правовая форма. Преобразуют нас завтра в 100-процентное акционерное общество — будем работать как АО, сделают некоммерческим партнерством — будем партнерством. Хоть горшком назови, это значения не имеет " , — заявил Чубайс в пятницу на совещании в Пензе.
Примечательно, что там же глава "Роснано" представил стратегию развития госкорпорации до 2015 года, по которой объем ее инвестиций в российскую экономику должен вырасти минимум до $1 млрд в год.
Для чего необходима оценка деятельности госкорпораций? Владимир Мау, ректор Академии народного хозяйства при правительстве РФ У нас всех проверяют. Наверное, это имеет смысл, ведь госкорпорации выведены из нормального корпоративного контроля.
Александр Шохин, президент РСПП
Я бы хотел полностью поддержать эту инициативу. В начале прошлого года, когда Дмитрий Медведев был еще кандидатом в президенты России, на форуме РСПП, в котором он принимал участие, мы ставили вопрос о необходимости определить оптимальную организационно правовую форму государственных структур, которые находятся в бизнесе. Скажем, насколько они оказывают публичные услуги и конкурируют с частными структурами.
Во-первых, не должно быть такой ситуации, когда госкорпорации пытались бы вмешаться в конкурентную среду и получать преимущества на основе недобросовестной конкуренции через преференции и привилегии со стороны государства.
Во-вторых, насколько оптимальна специальная форма госкорпораций в отличие от принятых в корпоративном законодательстве форм, скажем, таких, как открытое акционерное общество, пусть даже со 100-процентным участием государства.
Эти два вопроса, на мой взгляд, до сих пор остаются на повестке дня. Более того, за эти полтора года появилось много свидетельств того, что действительно существуют элементы недобросовестной конкуренции, поскольку госкорпорации в первую очередь получают поддержку со стороны государства. И есть конкретные примеры, связанные с теми же АвтоВАЗом и " Ростехнологиями " . И еще не доказано, что такие государственные ОАО, как, например, РЖД, " Роснефть " , " Газпром " и т. д., менее эффективны, нежели госкорпорации, функционирующие по специальным законам, которые выводят их из-под действия универсального корпоративного, бюджетного и иного законодательства.
Сама идея оценить их эффективность (не на тот предмет, уворовали ли государственные менеджеры те или иные бюджетные деньги или нет, расходовали ли их целевым образом или нет), то есть эффективность организационно-правовой структуры, в том числе и в условиях кризиса, заслуживает внимания.
Если бы на основе этих проверок был сделан вывод о целесообразности перевода всех госкорпораций в форму открытых акционерных обществ, в том числе для цели последующей приватизации ( как минимум долей в этих корпорациях, с тем чтобы допустить туда частный капитал, о чем Путин и Медведев говорили неоднократно), это было бы лучшим результатом проверок.
А если все ограничится поиском конкретных недобросовестных менеджеров, которые неэффективно использовали бюджетные деньги, то это будет просто стрельба из пушки по воробьям.
Игорь Юргенс, председатель правления Института современного развития ( ИНСОР), вице-президент РСПП
Анатолию Чубайсу и Сергею Кириенко я бы дал шанс, а " Олимпстрою " просто некуда деваться: поздно пить " Нарзан " , когда печень отвалилась.
На действия остальных я с удовольствием посмотрю в ноябре после результатов проверки. Госкорпорации создавались под цели. Эти цели конечные. То есть задумка была неплохая, а реализация — как всегда.
Валерий Драганов, первый зампред комитета Госдумы по промышленности ( фракция " Единая Россия " )
Если в очередной раз проверят деятельность госкорпораций, особенно в контексте антикризисных мер, так это нормально. Да и депутаты Госдумы сейчас тоже хотят знать, как расходуются средства.
Если говорить о " Ростехнологиях " , то многие активы этой корпорации навесили буквально как гири. Ведь многие предприятия с очень низкой рентабельностью, а некоторые и вообще находятся на грани банкротства, и это, безусловно, отягощает деятельность корпораций.
Так что эта проверка еще раз заставит объективно взглянуть на принципы формирования госкорпораций и вливания туда тех активов, которые не должны тянуть назад. Основное назначение и главная цель госкорпораций — это развитие высоких технологий.
И этой цели никто и ничто не должно препятствовать.
Андрей Макаров, зампред комитета Госдумы по бюджету и налогам ( фракция " Единая Россия " )
Неэффективность госкорпораций ясна любому объективному человеку изначально. Госкорпорации у нас — это организации, которые сочетают в себе коммерческие и государственные функции, чего, строго говоря, нет ни в одной стране мира.
Совершенно очевидно, что, скажем, " Роса том " — это государственная структура, которая разрабатывает нормативные акты и так далее. И почему при этом " Росатом " должен быть коммерческой структурой, не слишком понятно. И почему " Роснано " , которая по идее должна заниматься коммерческими инвестиционными проектами, одновременно может быть государственной корпорацией? Тоже не слишком понятно.
Зато это очень удобно для того, чтобы эффективно использовать государственную собственность в личных целях.
Давид Якобашвили, председатель совета директоров компании " Вимм-Билль-Данн Продукты питания "
Ситуация тяжелая — кризис, так что ничего необычного в этом нет. По-моему, каждый определенный период времени там проводятся проверки. Если говорить вообще, то и история показывает, и специалисты говорят — частный бизнес всегда эффективнее.
Госкорпорации — это достаточно сложная вещь. Возможно, они эффективнее лишь на определенный период времени, когда у частного бизнеса есть проблемы. Но потом все равно дело надо передавать частному бизнесу, и тогда вся эта схема будет работать гораздо эффективнее. Всем ясно, что о своем всегда заботишься больше, чем о не своем. А в государственных делах, к сожалению, всегда бывает очень много коррупции. Кстати говоря, эта проверка может еще быть и своеобразной предтечей перехода государственного в частное.
У нас, к сожалению, это иногда задерживается на долгие годы.
Леонид Гозман, сопредседатель партии " Правое дело "
Государство — плохой хозяин, и в государственных корпорациях большая вероятность всяких безобразий и злоупотреблений, чем в частных.
Кроме того, я хочу надеяться, что тем самым ставится вопрос о целесообразности курса на огосударствление экономики, который проводится в последние годы и который очевидно неэффективен.
Что касается целесообразности работы госкорпораций, то здесь не может быть однозначного ответа. По-видимому, есть моменты, когда действительно необходимо активное участие государства. И в этом случае создание госкорпораций оправданно.
Они обеспечат нормальное развитие и нормальную структуру той или иной отрасли, а потом уйдут, оставив все частному бизнесу.
Мне кажется, что в последние годы государства слишком много стало там, где его в экономике быть вообще не должно. С другой стороны, государства стало слишком мало там, где оно действительно должно быть, например в обеспечении безопасности граждан.
Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству ( фракция " Единая Россия " )
Государственные корпорации были созданы совсем недавно, полномочия у них очень большие, а деньги — просто колоссальные. Нужно проверять, насколько эффективно работают эти деньги. И насколько эффективно действует структура, которой раньше не было, — госкорпорация.
МАРИНА СОКОЛОВСКАЯ, КСЕНИЯ БАТАНОВА, АНАСТАСИЯ НОВИКОВА, АНДРЕЙ БИРЮКОВ, АЛЕКСАНДР САРГИН Вернуться назад |