ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Ни хао Москвабад!

Ни хао Москвабад!


15-01-2013, 09:49. Разместил: VP

Во первых строках хотелось бы заявить, что ниженаписанное не розжиг, а просто попытка проанализировать складывающуюся ситуацию без эвфемизмов, чистоплюйства и просто, называя вещи своими словами. Речь идет о легальной и нелегальной миграции в России.

 

Нам говорят: «Трудовые мигранты важны для экономики. Они восполняют нехватку рабочих и рук и выполняют «непрестижную» работу».

 

Основной постулат политэкономии гласит, что рабский труд наименее эффективная форма трудовых отношений. Это провоцирует коррупцию и откровенный криминал, но говоря уж о таких эфемерных вещах, соблюдение прав человека. Любой бизнес, использующий труд гастербайтеров лишается стимулов для оптимизации и модернизации своего производства. Ну как же Москва проживет без бадахшанских дворников и баткенских плиточников? Да легко. Первый год-два она, конечно, будет зарастать говном… А потом на улицу выйдут другие дворники. Я не идеалист, и не думаю, что бизнесмены от ЖКХ вдруг осознают, что необходимо не воровать, а нанимать ответственных работников за нормальную (и реально выплачиваемую) зарплату. Но найти желающих взять в руки метлу труда не составит. Москва вспомнит уже забытый термин «лимита». В гастарбайтерах заинтересован бизнес, как мелкий, так и крупный. Их труд приносит сверхдоходы, при этом не обременяет ответственностью. В гастарбайтерах заинтересованно государство, это позволяет «держать за яйца» режимы бывших союзных республик, чьи бюджеты, чуть ли не наполовину складываются из доходов трудовых мигрантов. Заинтересованы чиновники, которые «держат за яйца» бизнес, использующий труд мигрантов. В трудовой миграции заинтересованы власть имущие неблагополучных стран и регионов - таким образом они выдавливают с территории активных людей, которых не способны обеспечить ни работой, ни социальной поддержкой. Эту цепочку можно продолжать бесконечно.

 

Маргинализация городского социума.

 

Кто сходи т с поезда на Казанском вокзале? Молодые и талантливые инженеры, многоопытные врачи, литераторы и художники, кондитеры и операторы станков с ЧПУ? Думаю, что никого не удивлю, если поделюсь статистикой ФМС – мигрантов с высшим образованием не более 13%. А девять из десяти это люди с низким образованием, из глухих провинций, не знающих языка и при этом никак материально не обеспеченных. Они попадаю в общество, где все социальные лифты для них закрыты наглухо, чужой язык, незнакомые нормы поведения. «новые» мигранты все труднее адаптируются к российским условиям, и на рынке труда, и в быту. Такие мигранты (с низким образованием, приехавшие из отдаленных и сельских районов) вообще менее социально адаптивны, менее склонны пользоваться действующими социальными институтами и сервисами – правовыми, образовательными, медицинскими, национально-культурными и т.п.- цитирую я официальную версию. На русском языке, это означает, что прибившим абсолютно на плевать на то, и на тех куда они приехали. Они не знают историю Москвы, и вообще, что это один из древнейших русских православных городов. Для них пустой звук, что такое «нормы социалистического общежития», точнее нормы морали, и правила вежливости, приличия, регулирующие поведение людей в общественных местах, в семье и быту. Более того, эти нормы зачастую входят в прямое противоречие с его собственными моральными устоями и обычаями, в которых он воспитывался и рос. И уж совсем наивно полагать, что мигранты едут и чистосердечным желанием сделать город лучше и чище, а жизнь горожан комфортней и приятней. Любой мигрант, в первую очередь, решает свои собственно материально-финансовые задачи. Место миграции, это место для зарабатывания денег и повышение своего собственного уровня жизни, и ни центом больше. Стоит ли их в это винить? Конечно нет. Они такие же люди, как и москвичи, и просто стараются выжить в этом, не всегда справедливом мире.

 

Импорт «дикости».

 

Проблема ассимиляции. К сожалению, у большинства вновь прибывших, даже при наличии желания принять новые правила игры, стать полноценным членом общества не получается. Тут масса причин: и низкий уровень знания языка, и искусственные барьеры созданные, как самим социумом, так и уже наличествующими этническими минианклавами. Для вновь прибывших, что бы не сгинуть в пучине большого города, держаться рядом с такими же как он, это насущная необходимость. Внутри таких этнических, или земляческих групп, конечно же, существует своя иерархия, чья верхушка вовсе не заинтересована, что бы кто-то из новеньких, предав их веру, национальную идентичность, а попросту говоря, «положив» на их власть, влился в ряды гражданского общества. Оформившись, как устоявшиеся социумы, такие группы начинают отвоевывать себе жизненное пространство. И чем более агрессивный их жизненный уклад на исторической родине, тем большей успешности, они добиваются на новом месте. Чем больше жизненного пространства, том все чаще возникают соприкосновения, не отдельных людей, а культурных и цивилизационных ценностей. А они, как я уже писал выше, зачастую прямо противоположны. Ритуальные убийства животных, громкая речь, отсутствие гигиены, да даже стрельба в общественных местах и пр. Как же тут не взяться конфликтам. Все это происходит, не по чьему-то злому умыслу, а по законам развития любых человеческих сообществ.

 

Отложенные конфликты.

 

При сегодняшних темпах развития ситуации нарастание этого «конфликтного» козырька идет с устрашающей скоростью. У любого сообщества рано или поздно включаются защитные механизмы для сохранения своей аутентичности. Националистические и откровенно шовинистские движения растут, как на дрожжах, а национальные минаинклавы и землячества становятся все более организованными и самодостаточными. До поры , до времени они могут быть спрятаны во внутрь репрессивными методами или путем идеологической обработки, но за всю историю человечества, кроме как через насилие этно-культурные и конфессиональные конфликты не решались. Русские и татары, татары и башкиры, башкиры и нагайбаки… сотни лет кровопролития и переделов земель, прежде чем все успокоились. Можно конечно привести в пример и современную Западную Европу, можно и Югославию и СССР. В конце концов, кто, как не маргинальные слои сделали революцию в 1917 году? А ведь это были те же самые русские и православные, просто вырванные из контекста своих родных деревень, и запущенные в жернова индустриальных городов.

 

Хотим ли мы оставить нашим детям решение этих конфликтов, или найдем в себе мужество начать их решать уже сейчас? На это вопрос предстоит ответить всем нам и в ближайшее временя. Еще раз повторюсь – рост ксенофобии и откровенного шовинизма, какие бы уродливые формы они не принимали, являются предопределенными явлениями. Конечно их нельзя оправдать с точки зрения общечеловеческих ценностей, но и всячески удобрять почву для их развития тоже крайне безответственно. И любое чистоплюйство, и разговоры о «равных правах» лишь добавляет проблем, как мигрантам, так и коренным жителям.

 

В качестве послесловия:

 

Президент России Владимир Путин внес в Госдуму поправки к закону о праве граждан России на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах страны, а также к Уголовному и Административному кодексам


Вернуться назад