ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Виталий Третьяков: Я встречал в Твиттере призывы, которые фактически означали: «давайте закидаем Путина сиротами»

Виталий Третьяков: Я встречал в Твиттере призывы, которые фактически означали: «давайте закидаем Путина сиротами»


29-12-2012, 14:37. Разместил: VP
Виталий Третьяков - «КП»: Я встречал в Твиттере призывы, которые фактически означали: «давайте закидаем Путина сиротами»
Фото: Михаил ФРОЛОВ
Декан высшей школы телевидения МГУ прокомментировал «Комсомолке» подписание президентом «Закона Димы Яковлева» [эксклюзивное интервью]

Прокомментировать принятие «Закона Димы Яковлева» мы попросили журналиста, политолога, декана высшей школы телевидения МГУ Виталия Третьякова.

 

- Виталий Товиевич, закон Димы Яковлева, который стал нашим ответом на «закон Магнитского» принят президентом. Но в обществе до сих пор нет единого мнения по поводу запрета на усыновление наших детей гражданами США. Фактически, общество расколото на два лагеря.


- Общество не расколото. Точно нет. Это показывают и опросы общественного мнения. Московская тусовка - да. Большая ее часть против принятого закона. Но она будет против любого закона, который примет Путин. Даже если этот закон даст им власть в стране. И сироты здесь не причем. Я сам встречал в Твиттере призывы, которые фактически означали «давайте закидаем Путина сиротами».

Где были эти люди раньше? Почему до этого момента жизнь детей, оставшихся без родителей, их нисколько не волновала? Почему они ни разу не вышли на улицы с требованием защитить этих детей?

Большинство же россиян против того, чтобы наших детей отдавали в другие страны. Это абсолютно нормальная реакция нормального общества.

 

- Но ведь проблема-то действительно серьезная. Насколько гуманно запретить усыновлять в России детей-инвалидов, которые в США стараниями американских приемных родителей могли бы вылечиться или хотя бы жить более полноценной жизнью? Ведь это же дети-отказники!


- С чего вы взяли, что это отказники? Дело в том, что по этому поводу сейчас больше всего орут те, кто меньше всего знаком с этой проблемой. А я с ней знаком, и знаю, как часто российских граждан заставляют отказываться от детей, чтобы чтобы отдать их американцам. Хорошо, что сейчас эти факты стали предавать огласке. Плохо, что раньше этого не делали.

 

- Значит, Вы лично тоже против такого усыновления?


- Да, лично я - против. Я вообще бы запретил отдавать детей любым иностранцам. Кроме стран СНГ, разумеется, где у ребенка могут быть родственники. Это возможно лишь в том случае, когда ребенку могут оказать помощь только в какой-то конкретной стране, сделать сложную операцию, например. И хорошо, что этот закон заставил чиновников озаботиться состоянием детских домов.

 

- То есть вы считаете, что «закон Димы Яковлева» - правильный ответ на «закон Магнитского»?


- Неправильно, что детей привязали к «списку Магнитского», но то, что этой проблемой занялись - правильно абсолютно. Я думаю, списком Магнитского просто воспользовались, чтобы поднять эту проблему. Похоже, что власти давно хотели отказаться от усыновлений иностранцами. Вы только подумайте, мы уже отдали 59 тысяч детей только в США, это же позор для страны!

На Кремль посыпались упреки, что он использует детей в борьбе против США, но почему раньше никто не упрекал Кремль за то, что в нашей стане фактически разрешена торговля детьми? Мало того, часть общества считает эту торговлю благом. Но эти люди не гуманисты - они хамы и садисты. Либо они просто политические спекулянты, которым все равно, на чем спекулировать.

 

- Но есть и та часть людей, которые считают, что закон Димы Яковлева просто не эффективный ответ на «закон Магнитского».


- Экономических инструментов воздействия в данном случае немного: американцы не хранят у нас деньги, не имеют собственности, товарооборот у наших стран минимальный. Что еще мы можем сделать?

 

К сожалению, сейчас Россия слишком слаба, чтобы более адекватно ответить на вмешательство Соединенных Штатов во внутренние дела России, в том числе и на «список Магнитского».

 

Напомним, в пятницу, 28 декабря, президент поставил свою подпись под Федеральным Законом «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации», более известном в обществе, как «закон Димы Яковлева».

 

Согласно этому документу, с Нового года на территорию России будет запрещен въезд граждан США:

- причастных к нарушению основополагающих прав и свобод человека;

- совершивших преступления в отношении граждан РФ, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

- наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан РФ или причастных к их совершению;

- причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан РФ;

- вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан РФ;

- осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан РФ;

- принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций РФ.

Также Закон предусматривает арест на территории России финансовых и иных активов граждан США, которым запрещен въезд в нашу страну, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

С 1-го января граждане РФ, которые одновременно имеют и граждансство Соединенных штатов лишаются права быть членами или руководителями некоммерческих организаций (НКО), действующих на территории страны. А НКО, которые участвуют в политической деятельности и финансируются из США будут закрыты.

Следующая статья нового закона запрещает передачу детей – граждан РФ на усыновление (удочерение) гражданами Соединенных Штатов, На территории России закрываются все агенств, которые занимались организацией подобных услуг. Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанное 13 июля 2011 года аннулируется.

Закон  принят Госдумой 21 декабря и одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года.

Процедуру усыновления упростят, приемные родители получат налоговые льготы и «ежемесячное вознаграждение»

Также Владимир Путин подписал указ «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Глава государства дал поручение правительству до 15 февраля 2013 года разработать систему « правовой, организационной и психолого- педагогической поддержки граждан РФ, намеревающихся усыновить (удочерить), взять под опеку (попечительство, патронат) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также семей, воспитывающих приемных детей».

Правительству поручено упростить процедуру усыновления (например, сокращается перечен документов представляемых будущими усыновителями и снижаются требования к нормативам по их жилой площади). Для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, будет усовершенствована система оказания медицинской помощи , в том числе и высокотехнологичной.

Под особый контроль возьмут и условия в которых обитатели детдомов и дети из приемных (патронатных) семей будут проходит обязательные медосмотры и диспансеризацию. До 1 марта 2013 года по поручению президента в Госдуму должны быть внесены проекты федеральных законов, предусматривающих: - предоставление налоговых льгот родителям, усыновившим (удочерившим) ребенка, оставшегося без попечения родителей, в том числе ребенка-инвалида, а также родителям, усыновившим (удочерившим) второго и последующих детей; - увеличение социальной пенсии детям-инвалидам и инвалидам с детства I группы, до 8704 рублей в месяц; - увеличение единовременного пособия при передаче ребенка на воспитание в семью.

Указ президента предусматривает повышение пособий лицам, ухаживающим за  детьми-инвалидами, выплат ежемесячного вознаграждения опекунам и приемным родителям (каждый регион величину этой премии будет определять самостоятельно) и повышение зарплат педагогам детдомов до уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Оба документа вступают в силу с 1 января 2013 года.

Список «невъездных» уже составлен

По словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова перед тем как подписать закон «О мерах воздействия…», который запрещает усыновление российских детей американцами, глава государства учел все точки зрения.

Также Песком заявил, что список граждан США, которым запрещен въезд в Россию уже составлен, но его публикация не планируется.

Павел Астахов: «Указ президента – старт глобального проекта «Россия – без сирот»

Одним из первых, подписанные президентом документы, прокомментировал детский омбудсмен:

- Надо сейчас все силы бросить на то, чтобы поддержать российские семьи, восстанавливать семьи, находящиеся в опасном социальном положении, и стимулировать приемные семьи. Мы с задачей устройства сирот, даже если это дети-инвалиды, можем справиться. Я считаю, что указ президента — это начало реализации глобальной стратегии "Россия без сирот, - заявил цполномоченный по правам детей Павел Астахов РИА «Новости».

Напомним, программа «Россия без сирот» подразумевает, что через  5-7 лет в стране все детские дома, за исключение специализированных медицинских учреждений, будут ликвидированы за ненадобностью – все сироты к этому времени будут устроены в приемных семьях. Реализацией программы будет заниматься Минобрнауки, где по словам главы ведомства Дмитрия Ливанова, уже идет работа по созданию специальной рабочей группы.

Сейчас, по данным Павла Астахова, в России  на каждого ребенка-сироту приходится тысяча взрослых мужчин и женщин дееспособного возраста. Также Астахов подчеркнул, что главам регионов  необходимо под особый контроль взять ситуацию с 46 детьми- сиротами, на которых уже были оформлены документы приемными родителями – американцами. После Нового года дети должны были отправиться в за океан, но после принятии «закона Димы Яковлева» они останутся дома и им надо искать новые приемные семьи.

Владимир Лукин: «В законе большое количество правовых неопределенностей»

Уполномоченный по правам человека при президенте Владимир Лукин считает, что «закон Димы Яковлева можно оспорить в Конституционном суде. «Взрослый» омбудсмен так прокомментировал принятый документ «Интерфаксу»:

- По моему мнению, закон неграмотный, в нем большое количество правовых неопределенностей, и есть моменты, которые вызывают сомнения в его соответствии Конституции и другими законами России.

Справимся сами?

По данным Фонда «Общественное мнение», за 14 лет число россиян, которые хотят запретить или ужесточить требования к усыновлению наших детей иностранцами, увеличилось вдвое.

На вопрос: «Как вы считаете, надо облегчить или, наоборот, ужесточить процедуру усыновления иностранцами российских детей?» в мае 1998 годаответили: облегчить – 50%, ужесточить – 23%, запретить усыновление за границу – 14%, затрудняюсь ответить – 13%. А в декабре 2012-го: облегчить 11%, ужесточить – 53%, запретить усыновление за границу – 22%. Затруднились ответить 14%.

 

ПОЛНЫЙ ТЕКСТ ЗАКОНА - стр. 2

Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»

 

 

Опубликовано: 29 декабря 2012 г. в "РГ" - Федеральный выпуск №5975

 

Вступает в силу:1 января 2013 г.

 

Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ "О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации"

 

Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года

 

Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года

 

Статья 1

 

К мерам воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации, относятся:

 

1) запрет на въезд в Российскую Федерацию граждан Соединенных Штатов Америки:

 

а) причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека;

 

б) совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации, находящихся за рубежом, или причастных к их совершению;

 

в) наделенных государственными полномочиями и способствовавших своими действиями (бездействием) освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан

 

Российской Федерации или причастных к их совершению;

 

г) в чьи должностные обязанности входило принятие решений, отсутствие или наличие которых привело к освобождению от ответственности лиц, совершивших преступления в отношении граждан Российской Федерации или причастных к их совершению;

 

д) причастных к похищению и незаконному лишению свободы граждан Российской Федерации;

 

е) вынесших необоснованные и несправедливые приговоры в отношении граждан Российской Федерации;

 

ж) осуществляющих необоснованное юридическое преследование граждан Российской Федерации;

 

з) принявших необоснованные решения, нарушившие права и законные интересы граждан и организаций Российской Федерации;

 

2) арест на территории Российской Федерации финансовых и иных активов граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещен въезд в Российскую Федерацию, и запрет на любые сделки с собственностью и инвестициями этих граждан.

 

Статья 2

 

1. Список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию, и организаций, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, ведется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

 

2. В отношении граждан Соединенных Штатов Америки, включенных в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи:

 

1) устанавливается запрет на распоряжение имуществом, находящимся на территории Российской Федерации;

 

2) приостанавливается деятельность на территории Российской Федерации находящихся под их контролем юридических лиц;

 

3) приостанавливаются полномочия (членство) в советах директоров или иных органах управления организаций, зарегистрированных на территории Российской Федерации.

 

3. Предложения о внесении изменений в список, предусмотренный частью 1 настоящей статьи, могут представляться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации, а также государственными органами.

 

4. Порядок ведения списка, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

 

5. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации, не реже одного раза в год информирует палаты Федерального Собрания Российской Федерации о ходе выполнения настоящего Федерального закона.

 

Статья 3

 

1. В соответствии с настоящим Федеральным законом деятельность некоммерческих организаций, которые участвуют в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации, и безвозмездно получают денежные средства и иное имущество от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки или реализуют на территории Российской Федерации проекты, программы либо осуществляют иную деятельность, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, приостанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, направляет сведения о некоммерческих организациях, деятельность которых приостановлена, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации.

 

2. Гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство Соединенных Штатов Америки, не может быть членом или руководителем некоммерческой организации, ее структурного подразделения либо структурного подразделения международной или иностранной некоммерческой организации (отделения, филиала или представительства), участвующих в политической деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации. Нарушение данного запрета влечет за собой приостановление федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, деятельности указанной некоммерческой организации (структурного подразделения).

 

3. Приостановление деятельности некоммерческой организации (структурного подразделения) в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи влечет наступление последствий, предусмотренных абзацем первым пункта 61 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". В отношении имущества некоммерческих организаций (структурных подразделений), деятельность которых приостанавливается в соответствии с частями 1 и 2 настоящей статьи, решение о наложении на него ареста принимается судом по заявлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

 

4. В случае, если некоммерческая организация, деятельность которой была приостановлена в соответствии с настоящим Федеральным законом, прекратит безвозмездное получение денежных средств и иного имущества от граждан (организаций) Соединенных Штатов Америки либо прекратит на территории Российской Федерации реализацию проектов, программ либо осуществление иной деятельности, которые представляют угрозу интересам Российской Федерации, деятельность такой организации возобновляется по решению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций.

 

Статья 4

 

1. Запрещается передача детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, а также осуществление на территории Российской Федерации деятельности органов и организаций в целях подбора и передачи детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки, желающим усыновить (удочерить) указанных детей.

 

2. В связи с установленным частью 1 настоящей статьи запретом на передачу детей, являющихся гражданами Российской Федерации, на усыновление (удочерение) гражданам Соединенных Штатов Америки прекратить от имени Российской Федерации действие Соглашения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в области усыновления (удочерения) детей, подписанного в городе Вашингтоне 13 июля 2011 года.

 

Статья 5

 

Внести в подпункт 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 34, ст. 4029; 2003, № 2, ст. 159; 2006, № 31, ст. 3420; 2007, № 3, ст. 410; 2008, № 19, ст. 2094; № 30, ст. 3616) изменение, изложив его в следующей редакции:

 

"7) в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе если этот гражданин включен в список граждан Соединенных Штатов Америки, которым запрещается въезд в Российскую Федерацию;".

 

Статья 6

 

Действие настоящего Федерального закона и подпункта 7 части первой статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на граждан государств, которые приняли решение о запрете въезда граждан Российской Федерации на территории этих государств и об аресте активов граждан Российской Федерации по мотиву причастности граждан Российской Федерации к нарушениям прав человека в Российской Федерации.

 

Статья 7

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

 

Президент Российской Федерации

 

В. Путин

 


Вернуться назад