Ири Рикин
Перевод предоставлен изданием «Курсор» (Израиль) Признайтесь, что вы были немного разочарованы тем, что 21.12.2012 так ничего и не произошло. Майя обещали нам взрывную вечеринку под названием «Конец света», а роковая дата обернулась еще однм рутинным днем: поиском автостоянки в центре города, скачиванием аппликаций для смартфона. Но прежде, чем вернуть в кладовку спички и консервы, давайте зададимся вопросом: почему люди из поколения в поколение верят в то, что конец света ожидает их за углом. Почему, какого черта, нас так просто напугать? В своей книге «Изобретение завтрашнего дня» ее автор, Даниэль Мило, утверждает, что все началось 60 тысяч лет назад. Где-то там, между Кенией и Эфиопией, один пещерный человек сказал другому: «Увидимся завтра», и этим навсегда изменил нашу жизнь. Рождение будущего не только внесло в жизнь человека инородный элемент в его морфологической ипостаси (кстати, во многим языках, например, в японском, будущее время отсутствует), но и превратило его жизнь в непрерывное, нервное ожидание. И хотя с тех давних пор человек упрочил свое положение, присвоив себе статус венца творения, его внутреннее состояние ухудшилось, ибо сам факт своего существования он стал воспринимать как проблему. Человек – единственное живое существо на земле, которое не только страдает от таких неизлечимых заболеваний, как скука, депрессия, шопоголизм, но и осознает абсолютную конечность своего существования. И поэтому почти весь свой ограниченный срок пребывания на земле он проводит в попытке ответить на сакраментальный вопрос: «Что будет?» Предыдущий виток назывался «Баг 2000». Помните, как мы боялись? В ООН даже издали книгу в честь шестимиллиардного жителя Земли, который, по версии Фонда народонаселения этой международной организации, родился в Сараево у гордой матери по имени Фатима – 12.10.1999 года. Четырнадцать писателей со всех концов планеты были приглашены для написания личных посланий новорожденному. Общим знаменателем всех этих посланий была одна и та же мысль – мы все очень боимся. Мир, изображенный литераторами, выглядел мрачным, опасным, полным насилия, крайне недружелюбным местом. Не совсем подходящим местом, для того, чтобы в нем рождаться. Местом, в котором легко найти смерть. Будущее было описано в столь черных красках, что после прочтения книги не хотелось больше жить.
Если бы я был этим шестимиллиардным младенцем, меня охватила бы паника. Возможно, я просто отказался бы появляться на свет. Но если бы я был одним из авторов ооновской книги, я бы успокоил малыша. Пусть наш мир не самый лучший из всех возможных. Но стоит помнить всегда – могло бы быть гораздо хуже. А в будущем наше положение может оказаться значительно лучше, чем мы думаем. Наиболее эффективным успокаивающим средством является чтение разного рода пророчеств и предвидений прошлого. Они были не менее грандиозными или апокалиптическими, чем в наши дни. В первые десятилетия прошлого века ученые предвидели мегаполисы, в которых будет функционировать воздушный транспорт, работающий на ядерном топливе - никаких дорожных пробок, никакой бедности, никакой преступности; 13-часовая рабочая неделя и различные средства, которые сделают человека более здоровым и более счастливым существом. В одном из номеров газеты «Таймс» 1939 года такое общество будущего называли «городом завтрашнего утра».
После Освенцима и Хиросимы травмированное человечество перешло от розовых мечтаний к жутким кошмарам. Потоком пошли предсказания о ядерных катастрофах, экологических катастрофах, о бездушных и лишенных морали компьютерах, которые уничтожат род людской. Лишь в августе 1945 года было опубликовано 800 книг и историй, рассказывающих о грядущем ядерном апокалипсисе. «Это чтение для тех, кто озабочен будущим,» - написал Л.Рон Хаббард в предисловии к своей книге «Поле битвы – Земля». В 1968 году популярный эколог Пол Эрлих в своей книге «Демографическая бомба» написал, что наиболее оптимистическим сценарием будущего является смерть от голода в 1985 году только пятой части населения планеты.
Маникакально-депрессивные пророчества связаны не только с теми или иными историческими событиями, современниками которых являются их авторы, но и с романтической натурой предсказателей – те переносят свои ощущения, связанные с однонаправленными дегенеративными процессами их собственного организма на окружающую реальность, предвидя закат цивилизации. Когда знаменитому британскому фантасту Герберту Уэллсу было 36 лет, он со всей категоричностью провозгласил о «начале эры стремительного прогресса, который будет продолжаться вечно». Это было в 1902 году. Сорок лет спустя, заболев смертельной болезнью, Уэллс написал, что «мир находится на грани краха».
«Прогнозирование – очень сложная вещь. Особенно, когда дело касается будущего,» - сказал в свое время выдающийся физик Нильс Бор. Ведь если, согласно теории относительности Эйнштейна, нет абсолютного пространства и времени, а в соответствии с принципом неопределенности квантовой механики, причинность не позволяет достоверно прогнозировать будущее, то и мы, состоящие из тех же частиц, из тех же атомов, находимся в поле полной неопределенности. Поэтому можно расслабиться: у нас нет ни малейшей возможности узнать, что с нами будет дальше.
Оригинал публикации: Haaretz
Вернуться назад
|