ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Самоопределение: источники и составные части
Самоопределение: источники и составные части26-12-2012, 12:59. Разместил: VP |
Дмитрий Куликов
Ценность русской имперской цивилизации — точка отсчета координат по Путину
В прошлом номере журнала «Однако» мы говорили о значении современного понимания управления как деятельности, обеспечивающей реализацию политических целей и приоритетов, в частности — целей и приоритетов, обозначенных в Послании президента Федеральному собранию. При этом не обсуждался вопрос, а откуда берутся, собственно, эти цели и приоритеты.
Ответ формально-логически прост. Цели вообще «берутся» из анализа ситуации и самоопределения субъекта. А политические цели и приоритеты возникают из анализа «большой» исторической ситуации и исторического самоопределения политического класса, правящей группы, политического лидера. Люди, совершившие самоопределение в некоторой ситуации, становятся идеологизированными (получают идеологию). Прошедшие самоопределение люди теперь знают, что они будут защищать буквально «не щадя живота своего» и с чем они будут бороться «не на жизнь, а на смерть». Выработав или получив идеологию, человек приобретает возможность социального действия, в том числе и организации коллективного действия или просто участия в нем. «Идеологическая близость» или «идеологические разногласия» — важнейшие инструменты фиксации политических союзников и противников.
Нынешнее Послание Владимира Путина важно не только в силу предметного содержания его тезисов, а еще более — в силу совершенно откровенной претензии этого Послания на формирование идеологии.
О важности самоопределения
Эволюция Путина от «антикризисного менеджера, нанятого страной» в 1999 году, до исторического деятеля, обеспечившего новый исторический период развития страны в 2010-е, пока не закончена. «Антикризисный менеджмент» Путиным в высокой степени осуществлен, однако устойчивое воспроизводство власти, а значит, и страны остается не обеспеченным и переход в режим странового развития — задачей пока не решенной. Однако, на наш взгляд, и статьи Путина периода президентской избирательной кампании, и декабрьское Послание — важное свидетельство его политической трансформации именно в этом направлении. Эти документы явно несут на себе следы другого, нежели в 1999 и 2004 годах, анализа исторической ситуации и другого личного самоопределения автора. Послание Путина-2012 важно, на наш взгляд, прежде всего своей идеологической функцией, поскольку позволяет вслед за президентом «запустить» процесс личного исторического самоопределения не только политическому классу, но многим нашим «простым» согражданам.
Идеология — хотя и не единственный, но тем не менее очень важный инструмент формирования человеческих общностей, в том числе и народа. Как правило, только наличие общей идеологии позволяет коллективам людей чему-то противопоставляться или что-то защищать. Через Послание Владимир Путин объясняет, почему такое индивидуальное, а затем и коллективное самоопределение особенно важно именно сегодня: «Хочу, чтобы все мы отчетливо понимали: ближайшие годы будут решающими и, может быть, даже переломными, и не только для нас, а практически для всего мира, который вступает в эпоху кардинальных перемен, а может быть, даже и потрясений».
Путин понимает, что мы войдем в эпицентр мирового кризиса в том состоянии, в котором Россия находится сейчас, со всеми проблемами, которые у нас есть сегодня. Невероятно важно в этой ситуации, чтобы все — и друзья, и враги — понимали, что лично он, Путин, нынешний президент России, будет защищать, несмотря ни на что, и за что он лично будет бороться. Путин в этом Послании демонстрирует политическому классу страны и в целом ее народу свой собственный пример самоопределения в складывающейся исторической ситуации.
Мировой кризис — кризис ценностный и мировоззренческийСистема современного западного капитализма, чье благосостояние основано на двух пирамидах — пирамиде «неограниченного» кредита и пирамиде «неограниченного» потребления, была спроектирована исключительно для победы над СССР и коммунистическим проектом. Свою задачу она выполнила еще 20 лет назад и, будучи неизменной с тех пор, испытывает сегодня очевидные проблемы. Возможность воспроизводства этой системы как базовой евроатлантической цивилизационной конструкции поставлена под очень серьезное сомнение.
Мы, проигравшие в холодной войне, вынужденно (как побежденные) «вскочили в последний вагон» евроатлантического поезда, отказавшись от своего собственного пути. Как выяснилось за последние 20 лет, это поезд, идущий в тупик. Сегодня нам очень нужно успеть с этого поезда сойти до его прихода на свою конечную станцию. Западу в ближайшее время придется начать платить по крупным историческим счетам. И возможности кредита, и возможности потребления оказались отнюдь не безграничными. Кризис будет серьезным и, скорее всего, «рекордным» по своим масштабам и силе воздействия на цивилизацию.
Нам очень нужно постараться поставить этот разворачивающийся кризис себе на службу и таким образом завоевать в ходе его преодоления одну из мировых лидерских позиций для нашей страны.
Идеология Путина на сегодня — это идеология обеспечения способности России пройти через неизбежные и уже почти очевидные мировые потрясения и не только сохраниться при этом в качестве единой и суверенной страны, но еще и сформировать действительные ресурсы для собственного лидерского исторического развития. В скором времени по причине разворачивающегося кризиса станет достаточно очевидной полная бесперспективность импорта западных цивилизационных образцов социального, экономического и политического устройства, а это означает историческое банкротство российской либерально-демократической идеологии 90-х годов. Это неправда, что у нас в стране все эти годы, начиная с падения СССР, не было господствующей идеологии (в соответствии с требованиями Конституции).
Либерально-демократическая идеология западного цивилизационного превосходства, идеология «постоянной приватизации и формирования класса собственников» фактически господствовала в стране все эти годы. Сегодня ее главенство поставлено под сомнение. По крайней мере, это идеологически следует из Послания-2012.
Это происходит отнюдь не в силу нашей цивилизационной несовместимости с Западом, как любят утверждать доморощенные и иностранные русофобы. С совместимостью у нас все нормально, и западные образцы в нашей истории мы импортировали не раз и успешно. Иногда это действительно было полезно. Проблема в том, что нынешние предлагаемые нам Западом образцы безнадежно устарели. Они утратили актуальность еще в момент падения СССР, для победы над которым и были предназначены. Самому Западу в ближайшее время придется от этих устаревших образцов отказываться, и это будет нелегко.
Дело в том, что разворачивающийся кризис вынудит всю европейскую цивилизацию (и западную ее ветвь, и нашу — восточную) осуществлять новое социальное проектирование больших (цивилизационных) масштабов. Именно в этом деле мы должны оказаться конкурентоспособнее.
Путин в Послании указывает на ресурсы такой конкурентоспособности: ценность суверенной единой страны, единство и целостность российской истории, патриотизм и даже пассионарность по Гумилеву. Идеологично? Да. Все перечисленные ресурсы явно не материальные. Они относятся к сфере человеческого духа и человеческого мышления. По-другому не может быть сегодня, поскольку в нынешней ситуации только наличие общих ценностей, целей, безусловных приоритетов, за которые можно зацепиться, стоя буквально на краю, может помочь нашему народу и нашей стране выжить и шагнуть вперед. Именно поэтому, как нам кажется, президента Путина так огорчает отсутствие в нашем обществе «духовных скреп». Именно поэтому столь идеологично Послание Путина — ведь когда-то же нужно начинать строить идеологическую альтернативу западному либерализму, теряющему свои господствующие позиции.
«Для всего мира мы один народ, мы — русские»
Это еще один очень сильный и очень важный именно идеологический тезис из президентского Послания. Этот тезис в устах президента звучит впервые и поэтому не может не привлекать к себе пристального внимания.
Утверждение, что все мы, независимо от этнической принадлежности, русские, — тезис по-настоящему имперский. Не следует бояться этого слова, поскольку важны не просто слова, а сущности, стоящие за ними. Россия, сформировавшаяся изначально, исторически как государство многонациональное и многоконфессиональное, просто не сможет сохраниться и существовать в любом другом виде, кроме имперского. Это важная, принципиальная и новая позиция в идеологии Путина. Он подчеркивает ее неоднократно в разных частях своего послания: «Мы должны не просто уверенно развиваться, но и сохранить свою национальную и духовную идентичность, не растерять себя как нация. Быть и оставаться Россией». Что это значит? Это значит, что рассматривать нашу страну как национальное государство — недопустимо и губительно. Поскольку Россия никогда таковым и не была.
Идеология империи как формы и способа позитивного сосуществования разных этнических и культурных единиц на самом деле есть одновременно и условие сохранения России. Способны ли мы все, проживающие на нашей огромной территории, перед лицом исторических вызовов осознавать себя единой нацией, русской нацией, не по этническому, а по идеологическому и самоопределенческому принципу? Готовы ли мы, сможем ли мы в значимом своем большинстве так самоопределиться по отношению к остальному миру? С учетом того, что наши геополитические исторические конкуренты в этом, мягко говоря, не заинтересованы.
От ответов, положительных или отрицательных, на эти идеологические вопросы зависит, сможем ли мы воспроизвести и развивать свою страну в той исторической ситуации, которая складывается сегодня. Ответы не очевидны. Более того, желаемые положительные ответы представляются сегодня весьма проблематичными. Но, читая Послание, понимаешь, что Путин свой выбор сделал.
Вернуться назад |