ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Для стабильных поставок нужны трубы, а не газовозы

Для стабильных поставок нужны трубы, а не газовозы


25-12-2012, 09:22. Разместил: VP

Сжижение давит на газ. К старту международной "гонки СПГ"

 

24 декабря 2012   Александр Собко

 

Российские позиции на европейском газовом рынке, очевидно, начинают выправляться. Биржевые цены все больше приближаются к стоимости газа по контрактам с нефтяной индексацией, а «Газпром» бьет исторические рекорды по суточным объемам поставок. Конечно, свою роль тут сыграли и наступившие холода, но то, что картина будет примерно такой мы обращали внимание еще год назад (а также, совсем недавно – в бумажном «Однако»). 2011-2012 годы для российского газового экспорта оказались достаточно сложными, но в дальнейшем ситуация на несколько лет улучшится.

 

В общем-то особой прозорливости для подобных выводов не требовалось. Достаточно было взглянуть, на какой-либо долгосрочный прогноз спроса и предложения СПГ, чтобы понять, что «пузырь» (то есть избыток предложения) на рынке сменится дефицитом СПГ. Что, соответственно, отразится и на трубопроводных поставках.

 

Казалось бы, можно радоваться. Но нефтегазовая сфера отличается сильной инерционностью. И точно также, как уже год-два назад было ясно, что к 2013 году ситуация с российским газовым экспортом улучшится, сейчас уже понятно, что «халява» продлится 2-3 года, ну может быть, чуть больше, после чего объем мощностей по СПГ превысит спрос и определенные трудности вернутся.

 

Но мы сейчас не столько про трубопроводные поставки, сколько про СПГ. Напомним, что пока в нашей стране существует единственный завод СПГ на Сахалине (мощность 10 млн тонн, 1 тонна СПГ – это примерно 1,38 тыс. кубометров газа). В планах как минимум два завода – на Ямале («Новатэк»), и во Владивостоке (в рамках Восточной программы «Газпрома»). Еще один проект – Штокмановский пока все откладывается. Последнее время по его поводу поступают противоречивые данные. С одной стороны, «Газпром» на днях заявил, что в ближайшее время будет искать проектировщика завода и даже назвал мощность – очень немаленькую – 30 млн тонн. С другой стороны, на днях «Ведомости» опубликовали планы по инвестпрограмме «Газпрома» на ближайшие годы, и Штокмановского проекта там нет.

 

Одновременно по всем миру строятся или планируются масса конкурирующих проектов, и если все они будут реализованы, избыток СПГ на рынке обеспечен.

 

Да, возможно Катар не станет расширять свои производства, а некоторые австралийские проекты пока задерживаются. Но новые проекты добавят еще больший объем газа. Например, крупные запасы газа на шельфе восточного средиземноморья (Израиль, Кипр, Ливан) тоже планируется продавать в форме СПГ. Большие запасы газа найдены на шельфе Восточной Африки. Кроме того, есть еще и американский экспорт. Напомним, США уже точно будут экспортировать через несколько лет около 18 млн тонн в год. На эти объемы уже получены разрешения, и заводы по сжижению строятся. Но заявок почти на 100 млн тонн. Естественно, США боятся разрешать полномасштабный экспорт СПГ, и выдача новых разрешений была приостановлена до проведения исследования об эффекте возможного экспорта на экономику США и внутренние цены на газ. Исследование, публикация которого откладывалась несколько месяцев, на днях было обнародовано. Выводы такие – при всех сценариях экспорт СПГ окажет положительное воздействие на американскую экономику. При этом, чем больше будет экспорт – тем лучше. Учитывая проблемы сланцевой добычи, на наш взгляд, это выглядит полным безумием. Но факт есть факт. Если, опираясь на данный документ, американские регуляторы разрешат масштабный экспорт, на рынок попадет и этот дополнительный газ. Да, потом Штаты столкнутся с масштабным ростом цен на внутреннем рынке и другими проблемами, но нам от этого легче не станет.

 

Возможно, обстоятельства могут сложиться более оптимистично для нас. США одумаются и не станут разрешать масштабный экспорт. Израиль, Ливан и Кипр переругаются и не смогут поделить свой шельф, ит.д и.п. Но готовым нужно быть к наиболее пессимистическому развитию событий.

 

Таким образом, российским экспортерам СПГ нужно будет решить две задачи.

 

Во-первых, успеть законтрактовать (и на выгодных условиях), будущие объемы газа. Из-за огромных инвестиций в подобные проекты производители стремятся гарантировать сбыт продукции, поэтому фактически еще до начала строительства заключают договора на поставку большей части газа. Учитывая возможный избыток СПГ на рынке, ясно, что все производители поторопятся первыми заключить контракты. Ведь иначе их газ может оказаться невостребованным. Это обстоятельство во многом объясняет ту поспешность, с которой у нас начала выполняться и Восточная программа. В данных условиях оперативность действительно необходима.

 

Кроме того, как правило, даже при наличии долгосрочных контрактов, часть газа будет продаваться на условиях спотовых поставок с привязкой к биржевым ценам на газ.

 

В том числе и поэтому, нужно обеспечить достаточную конкурентоспособность проектов. Планируемые российские СПГ-производства будут крайне дороги, т.к. и добыча и сжижение газа будет проходить в условиях малоосвоенных территорий и/или крайнего Севера. И хотя большинство международных проектов тоже затратны, конкурировать на рынке наш газ сможет только в случае жесткого контроля над расходами.

 

И третий момент. Конечно, государство может существенно повысить рентабельность этих проектов, максимально снизив налоговую нагрузку на них. Более того, ясно, что с 100%-ной налоговой нагрузкой, они в принципе не могут быть реализованы. В то же время, было бы справедливо, если и государство получило максимально возможную сырьевую ренту. Рассчитать ее объем, чтобы при этом сохранить конкурентоспособность российского СПГ – непростая задача, которая должны быть решена в ближайшее время.

 

Наши комментарии на нефтегазовые темы обычно далеки от пораженчества. Но в данном случае действительно в будущем мы можем столкнуться на рынке СПГ с серьезной конкуренцией. Но выходить на рынок СПГ необходимо, наша страна и так существенно отстала в этой области. Успех должны обеспечить достаточная оперативность в принятии решений, контроль над расходами, и определенные налоговые послабления со стороны государства.

 


Вернуться назад