ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Во вторник Медведев решит, как подстегнуть рост: раздать триллионы на инвестиции или бороться с инфляцией и бюрократией

Во вторник Медведев решит, как подстегнуть рост: раздать триллионы на инвестиции или бороться с инфляцией и бюрократией


24-12-2012, 14:49. Разместил: VP

Правительство обеспокоено замедлением экономического роста: в среду Дмитрий Медведев соберет у себя чиновников, чтобы обсудить, как государство должно его стимулировать. Споры в кабинете премьера, вероятно, будут жаркими: Минэкономразвития предлагает накачать российскую экономику деньгами, в Минфине и Центральном банке против и предупреждают об опасности инфляционного перегрева и утраты экономической стабильности


 

Москва. 24 декабря. FINMARKET.RU - Темпы экономического роста в России падают уже шесть месяцев подряд, в канун Нового года премьер Дмитрий Медведев решил заняться этой насущной проблемой. Как стало известно "Финмаркету", во вторник Медведев соберет у себя рабочее совещание "по вопросу о мерах, направленных на стимулирование экономического роста".

Премьер уже получили от министров ответы на вопрос, как подхлестнуть российскую экономику, которая буксует с лета. Ответы получились прямо противоположные и взаимоисключающие.

Как следует из материалов к совещанию у премьера, с которыми ознакомился "Финмаркет", Минэкономразвития предлагает потратить больше бюджетных денег, для чего ограничить размер Резервного фонда 5% ВВП (вместо 7% ВВП, записанных в бюджете), в три раза увеличить кредитный портфель Внешэкономбанка и взять примерно 400 млрд рублей из пенсионных накоплений граждан, чтобы вложить их в инфраструктурные проекты.

Минфин же намерен и дальше ограничивать бюджетные траты, чтобы снижать инфляцию, бороться с нефтяной зависимостью и уменьшать влияние государства на экономику.

Медведеву придется сделать судьбоносный выбор - в пользу одного из этих стратегических вариантов.

 

 

Рост, которого нет


 

Рост ВВП в 2013 году может замедлиться до 3,0-3,2%, говорится в материалах Минэкономразвития. Пока прогноз сохраняется на уровне 3,6%, но экономическому росту мешают:

  • неурожай в России;
  • снижение спроса на нефть и газ, как внутри страны, так и в Европе;
  • замедление роста реальных доходов граждан страны;
  • рост процентных ставок по кредитам.

В связи с этим министерство уже снизило прогноз по промышленному росту с 3,6% до 3,2%. Физического роста экспорта, фактически, в 2013 году не будет - он составит не 1,7%, как ожидалось, а всего 0,4%.

Экономика нуждается в длинных и дешевых деньгах, считают в министерстве. Найти их велел и президент Путин, говоривший о роли кредитных ресурсов в своем недавнем послании Федеральному собранию.

 

 

План Клепача


 

Чтобы подхлестнуть экономику, Минэкономразвития предлагает:

 

В финансовой сфере:

  • расширить рефинансирование банков со стороны ЦБ, чтобы на рынке в начале 2013 года не возник кризис ликвидности из-за обязанности банков вернуть остатки бюджетных средств, размещенных Казначейством на банковских депозитах;
  • снизить банкам нормы резервирования по кредитам с госгарантиями;

В бюджетной политике:

    граничить размеры Резервного фонда 5% ВВП (принятое на прошлой неделе Госдумой новое бюджетное правило требует, чтобы он составлял 7% ВВП, но уже после решения депутатов первый вице-премьер Игорь Шувалов заявил, что считает такой размер слишком большим, и пообещал, что правительство еще вернется к этому вопросу) и учесть при расчете базовой цены на нефть инфляцию доллара;
  • создать Фонд развития для финансирования важных инфраструктурных объектов (правда, этот инструмент можно будет использовать только с 2014 года, когда Резервный фонд, по оценкам Минэкономразвития, превысит 5% ВВП);
  • пролонгировать регионам бюджетные кредиты за пределы 2018 года, чтобы они могли справиться с возросшей нагрузкой на их бюджеты в связи с необходимостью выполнить указы президента о росте зарплаты в бюджетном секторе;

Для стимулирования инвестиций:

  • расширить практику предоставления налоговых кредитов для реализации приоритетных проектов;
  • продлить льготы малому бизнесу по ставке страховых взносов (в 2012-2013 годах 20%; с 2014 года - общие 30% и 10% на зарплаты сверх установленного минимума, что обойдется малому бизнесу в 54 млрд руб. в год);
  • резко - втрое (на 750 млрд руб.) - расширить кредитный потенциал Внешэкономбанка, а также Россельхозбанка и Росагролизинга за счет средств ФНБ и ЦБ;
  • увеличить инструментарий для привлечения пенсионных накоплений в инфраструктурные проекты (чтобы использовать до половины годового прироста на пенсионных счетах в 2013 году, оцениваемого в 680 млрд руб.);

Для поддержания экспорта:

  • укрепить потенциал экспортного кредитования через институты ВЭБ;
  • добиться от Европы снятия ограничений для экспорта на их рынки российского мяса, зерна, а также сахара;

Осуществить точечную поддержку ряда отраслей:

  • опять же через Внешэкономбанк запустить программу стимулирования ипотечного кредитования;
  • стимулировать продажи отечественной авиатехники, особенно, "Сухого-Суперджет-100";
  • дополнительно выделить в 2013-2014 годах 180 млрд руб. на транспортные проекты к чемпионату мира по футболу;
  • расширить доступ иностранным производителям, работающим в России, к госзаказу, включая, комплектующие к гособоронзаказу;
  • принять меры таможенно-тарифного регулирования и нетарифной защиты отечественных производителей в легкой и пищевой промышленности в условиях вступления России в ВТО.

 

Минфин: не тратить деньги, а привлекать их


 

Чиновники Минфина не согласны с коллегами: министерство уверено, что своей сверхжесткой сберегательной политикой создает мощнейший фундамент для макроэкономической стабильности. Эта стабильность, считают в министерстве, со временем создаст в стране долгосрочный инвестиционный ресурс, положительно скажется на суверенном кредитном рейтинге и, в результате, на темпах экономического роста.

Правительство, по мнению Минфина, не может позволить себе мягкую денежную политику, и не должно искусственно накачивать экономику деньгами. В 2012 году больше половины доходов бюджета составили поступления от продажи нефти и газа, слишком рискованно в такой ситуации накачивать экономику бюджетными деньгами и снижать стоимость кредитных ресурсов.

Рост надо стимулировать системными мерами и за счет развития институтов, полагают в Минфине. Для этого надо:

  • оперативно создать мегарегулятор на базе ЦБ;
  • реализовать дорожную карту по созданию в Москве международного финансового центра;
  • укрепить и провести докапитализацию института центрального контрагента (биржи ММВБ-РТС);
  • расширить инструментарий для инвестирования пенсионных накоплений;
  • развивать венчурное инвестирование для малых и средних компаний;
  • повышать качество институтов и госуправления, добиваясь поставленной президентом Владимиром Путиным цели войти в двадцатку первых стран в рейтинге Doing Business;
  • сокращать долю государства в экономике, начав давно обещанную большую приватизацию;
  • поощрять федеральными трансфертами регионы с успешным опытом привлечения инвестиций (Калужская область, Татарстан);
  • для повышения эффективности бюджетных инвестиций расширить инструментарий государственно-частного партнерства.

 

Центробанк: денег хватает, надо сбивать инфляцию


 

ЦБ скорее поддерживает Минфин. Позицию Центрального банка изложена в письме зампреда Алексея Улюкаева. Потока "дешевых и длинных денег" от ЦБ, как просил в своем послании Путин, обращаясь непосредственно к руководству ЦБ, исполнительная власть не дождется.

Банк России будет и дальше заниматься таргетированием инфляции и не намерен отказываться от плавающего курса рубля, несмотря на то, что такой курс, действительно, "предъявляет повышенные требования к механизмам рефинансирования банковской системы". Имеется в виду, что ЦБ больше не может печатать рубли, чтобы купить на ни доллары и, тем самым, обеспечить экономику ликвидностью.

По мнению ЦБ, главная беда экономики, которая замедляет рост, - это инфляция. Именно высокая инфляция способствует повышению процентных ставок, которые, в свою очередь, делают кредитные ресурсы недоступными для бизнеса. С инфляцией ЦБ будет бороться насмерть, а печатать новые деньги он не хочет. Улюкаев прямо пишет, что ЦБ:

  • не будет увеличивать накачку банковской системы ликвидностью, полагая, что дефицита там нет, и не будет предпринимать шагов по сдерживанию роста кредитных ставок (они растут из-за ускорения темпов инфляции и усиления инфляционных ожиданий, в том числе из-за волатильности на внешних рынках, способствующей оттоку капитала). "Предоставление дополнительной ликвидности будет иметь выраженный инфляционный эффект", - пишет Улюкаев;
  • не изменит в ближайшее время ставку рефинансирования (ставка РЕПО и так отрицательна: 5,5% при инфляции 6,5-7,0%);
  • не будет стимулировать кредитную активность монетарными методами (прирост кредитования корпоративного сектора составляет 17,1%, населения - 42,7% к прошлому году);

"Главный вклад, который могут внести центральные банки в формирование долгосрочных инвестиционных ресурсов в экономике - это поддержание ценовой стабильности и устойчивости банковской системы", резюмирует Улюкаев.

 

 

Наталья Акиндинова, директор Центра развития ВШЭ:


 

"Истина, как обычно, посередине. Безусловно, нужно инвестиционный климат улучшать, но определенные госинвестиции тоже необходимы. Никакой инвестклимат не поможет сделать инфраструктуру, частный бизнес в этом, как правило, не участвует.

Стратегические споры между Минфином и Минэкономразвития шли все последние годы. Но сейчас механизм согласования практически перестал работать: ведомства стали постоянно впадать в какой-то клинч. Если раньше компромисс находили, то сейчас все выходит на уровень президента. А он говорит, что и те предложения хороши, и это тоже делайте.

Сейчас у нас попытки улучшить инвестиционный климат - предпринимательская инициатива, дорожные карты - ведутся техническими мерами низового характера, рассчитанными на длительное время. А проблема в том, что темпы роста упали уже сейчас. И быстро добиться сильного ускорения уже нельзя ни улучшением инвестклимата, ни бюджетными инвестициями: просто никаких бюджетных денег не хватит, даже если Минфин будет согласен.

Большие проблем в базовых институтах, определяющих инвестклимат, в правоохранительной системе. Реальная политика скорее способствует снижению доверия между бизнесом и государством. Например, президент заявил о деофшоризации экономики, ведется борьба с однодневками. Дело вроде хорошее. Но некоторые ведомственные законопроекты на этот счет предлагают драконовские меры по борьбе с фирмами, которые работают не по юридическому адресу. Большинство компаний находится не по юридическому адресу, но по фактическому могут стабильно платить налоги.

Или в рамках борьбы с терроризмом не так давно закрыли в Москве на неделю таксомоторный парк, подложив муляж бомбы водителю маршрутки. И представители ФСБ сказали, что они и дальше будут действовать в том же духе. Это гораздо более интенсивные сигналы бизнесу, чтобы не активничал, не высовывался, и тем более не инвестировал".

 

 

Алексей Балаев, Экономическая экспертная группа


"Наверняка, правительство примет компромиссное решение. Но на мой взгляд, в ближайшие годы, скажем, до 2018 года, будет в большей степени ориентировка на госинвестиции.

Улучшение инвестиционного климата требует структурных реформ, горизонт реализации которых достаточно большой. Например, рекомендации ОЭСР, на которые правительство в последнее время ориентируется, рассчитаны на срок не менее пяти лет. Составляющая прибавки экономического роста за счет улучшения инвестиционного климата в это время будет гораздо меньшей, чем от прямого стимулирования экономики госинвестициями.

Некие программы по госинвестициям уже заложены и в макроэкономический прогноз Минэкономразвития, и в трехлетний бюджет. Но министр Белоусов полагает, что дополнительные средства для госинвестиций можно найти за счет смягчения бюджетного правила. Пока нет предпосылок к тому, что однозначные договоренности на этот счет могут быть достигнуты.

Но за счет структурных реформ, улучшения инвестиционного климата эффект на следующий год будет достаточно ограниченным. Заметные изменения могут быть только за счет дополнительных госинвестиций. Хотя это и менее надежный инструмент: сегодня цены на нефть высокие и средства в бюджете есть, завтра все может сильно измениться. За счет структурных реформ рост будет не сразу, зато он будет иметь более фундаментальные основания.

У нас в следующем году при 7% роста инвестиций рост ВВП прогнозируется на уровне 3,5-4,0%. Чтобы увеличить рост хотя бы до 5%, нужно, чтобы общий рост инвестиций составил более 10%, лучше - 11-12%. Получается, что все, что более 7% прироста инвестиций, должно обеспечить государство".

 

 

Максим Шеин, инвестиционная компания "Брокеркредитсервис"


"Позиция Минфина представляется более правильной: начинать надо с инвестиционного климата. Учитывая, какие огромные деньги у нас утекают за рубеж, госинвестициями эти дыры не заткнуть.

Поддержка экономики - понятие растяжимое. Если и поддерживать, то не отстающие предприятия и отрасли, а наоборот, сильные. Получить положительный эффект можно быстрее.

С другой стороны, вкладывать деньги в развитие инфраструктуры в России надо не только в качестве антикризисной политики. Это должна быть одна из приоритетных задач государства в принципе. Если Минэкономразвития хочет добиться увеличения госинвестиций, надо ориентироваться именно на инфраструктурные проекты. Известное дело: чтобы человек не голодал, ему не надо давать рыбу; лучше научить ее ловить".


Вернуться назад