ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Русский очаг в Парагвае / Russia.RU

Русский очаг в Парагвае / Russia.RU


17-12-2012, 15:16. Разместил: VP

Чувство любви к Родине более отчетливо выделяется у людей в двух случаях — когда мы что-то делаем ради общего блага (исходит из исторической общинности русской цивилизации) и когда мы находимся вдалеке от неё. К первому случаю можно отнести, например, не приведи Бог, войну. Ко второму — эмиграцию или дальние поездки по миру. Когда же общество разобщено и личный интерес ставится выше общественного, то самосознание  людей теряется в пучине навязываемых стереотипов.

 

Как нам понять, что такое русская идея? Известно, что всё познаётся в сравнении. Поучительным примером этого является история младшего брата моего прапрадеда — Ивана Тимофеевича Беляева. Который, будучи отброшенным революцией 1917, за десятки тысяч километров от Родины попытался воссоздать Русский очаг, не где-нибудь, а в далёкой южноамериканской стране — Парагвае.

 

Как повели себя тысячи русских эмигрантов вдали от Родины? Навряд ли по географической карте есть уголок более далёкий от России, где была столь масштабная русская диаспора. На примере их поведения мы можем понять, чем русская цивилизация отличается от англосаксонской. Как к индейцам относились наши соотечественники, и как — англосаксы. История не терпит сослагательного наклонения. Поэтому на конкретном примере легко увидеть разницу и осознать, какая цивилизационная модель является правильной и справедливой.

 

Несколько недель назад я дал комментарий порталу Russia.RU по этой теме.

 

 

https://www.youtube.com/embed/rNWOgqLBepE?wmode=opaque&wmode=transparent&fs=1&hl=en&showsearch=0&rel=1&theme=darkv&wmode=opaque

 

Сегодня мы становимся свидетелями серьёзных перемен в общественной жизни, в политической и государственной — в том числе. Но куда ведут нас эти перемены и на что мы должны ориентироваться?

 

Очень много разговоров посвящено поиску русской идеи. Как нам понять: что такое русская идея? Ну, я считаю, что, во-первых, стоит обратить внимание на историю нашей страны, на наше прошлое. И в том числе поиски русской идеи в контексте нашей страны пока что выглядят несколько туманно потому, что мало кто понимает, что это такое.

 

Но было бы интересно посмотреть, как наша русская идея реализует себя во вне — вне нашей стандартной среды. И вот как раз одна из таких историй — история, связанная с моим прапрадедом Иваном Тимофеевичем Беляевым, — это образование русского очага в Парагвае.

 

Иван Тимофеевич Беляев родился в Санкт-Петербурге 19 апреля 1875 года в семье потомственного военного Тимофея Михайловича Беляева. Позже Тимофей Михайлович Беляев получил звание генерала от артиллерии и был комендантом Кронштадтской крепости в нелёгкие годы матросских бунтов 1905—1907 годов.

 

Иван Тимофеевич Беляев долгие годы служил на Кавказе. Там он получил звание генерал-майора от артиллерии, участвовал, в том числе, в легендарном Брусиловском прорыве. Годом ранее получил «Георгиевский крест» за доблесть во время сражения. А после он примкнул к рядам Белой армии и сражался на её стороне вплоть до 20-го года, вплоть до отхода, и 25-го марта 1920 года уплыл из Новороссийска вместе с белой эмиграцией в Галлиполи.

 

Позже Иван Тимофеевич через Европу, через Болгарию отправился на другой край света — в Аргентину. Там он узнал о том, что президент Парагвая созывает русских офицеров, русских эмигрантов и русских инженеров, и специалистов для того, чтобы помогать Республике Парагвай в её развитии.

 

На тот момент он предоставил русским офицерам потрясающие условия. Он давал им хорошее жалование, т.е. жалование самого президента составляло порядка 15тысяч песо. В то же время русским офицерам он давал по 3-4 тысячи песо и давал им все возможности для реализации: землю, необходимые, скажем так, должности. Т.е. он восстанавливал полностью те должности в армии, которые имели офицеры в царской армии. И в результате этого страна стала меняться на глазах.

 

Иван Тимофеевич Беляев вместе с другими офицерами обучил парагвайскую армию и подготовил её к страшной войне, которая случилась впоследствии. В довоенные годы — с 1924 по 1932 где-то — Иван Тимофеевич совершил порядка 13 экспедиций в область Чако. Дело в том, что война между Парагваем и Боливией 1932—1935 годов состоялась из-за области Чако, в которой жили индейцы.

 

Область ранее не исследованная. И американская компания «Standard oil» (Америка имела сильный протекторат в Боливии тогда) решила напасть на Парагвай из-за этой области, чтобы завладеть нефтяными месторождениями. Но благодаря тому, что Иван Тимофеевич Беляев совершил 13 экспедиций, он подружился с индейцами.

 

Индейцы очень любили и почитали Ивана Тимофеевича потому, что он составил, в том числе, и словари с из языка на парагвайский и привнёс очень много в плане культуры, в плане, вообще, знаний. И Иван Тимофеевич, в частности, создал театр у них. Т.е. индейцы путешествовали по всей Латинской Америке.

 

Парагвайская армия на момент прибытия бело-русских офицеров представляла собой, скажем так, нелучшее зрелище. Потому что, допустим, солдаты носили сапоги на плечах и одевали их только по праздникам. Кроме оружия, кроме мачете, у них там ничего не было. Вся армия имела в распоряжении несколько десятков пулемётов и какие-то там ржавые самолёты. В то время как Боливия, которая не только финансировалась «Standard oil», но туда прибыли немецкие генералы после Первой мировой войны, под руководством которых и происходили все сражения.

 

Так вот: за три года, благодаря тому, что была составлена полная картография области Чако, благодаря тому, что индейцы воевали на стороне парагвайцев и русских офицеров, нашим офицерам с парагвайскими солдатами удалось полностью разгромить боливийско-американско- немецкую армию, можно сказать так. И в результате этой войны погибло 30 тысяч парагвайцев и вдвое больше — 60 тысяч — боливийцев.

 

После войны Иван Тимофеевич стал национальным героем Парагвая. В частности, он занимался проблемами индейцев. Он создал специальный фонд, который помогал индейцам решать такие крупные глобальные вопросы. Он был одним из тех людей, одним из первых людей, который подал запрос в ООН о создании специальной конвенции по индейцам.

 

С тех пор индейцы приобрели свои права. К ним стали по-другому относиться. Вот в прошлом году в составе экспедиции дипломатической я посещал Парагвай, Аргентину и Бразилию и имел возможность пообщаться с теми людьми, которые помнили Ивана Тимофеевича при жизни.

 

Министр обороны, один из главных сенаторов, министр образования — они все отзывались о нём исключительно положительно. Потому, что вот вопрос: парагвайцы произошли от испанцев и от индейцев. Но, как сказал главный сенатор, что мы знали свои испанские корни и мы ничего не знали про индейские корни. А тут приехал какой-то человек из другой части света — из России — и привнёс для нас вот это знание тайное, сакральное, которым мы не обладали. И с тех пор они очень чтят его.

 

Иван Тимофеевич умер в возрасте 81 года 19 января 1957 года. После его смерти около трёх дней Асунсьон, столица Парагвая, находилась в трауре. Когда его отпевали, собрались все индейцы со всей округи. Помимо президента и должностных лиц индейцы пели «Отче наш». Он научил их — перевёл на испанский язык, на их диалект гуарани, православную молитву. Он объяснял, как устроено наше государство, и хотел его там воссоздать. Но, к сожалению, у него это не получилось. В силу ряда причин русский очаг не получился.

 

В частности, я думаю, что русский очаг вне России — это похоже на чудо. Но вот чудо было, но не до конца. И вот когда его хоронили, индейцы после похорон, после отпевания сказали, что мы заберём нашего вождя с собой. Они относились к нему, как к Богу. Они называли его Белый вождь, Белый отец, Хуан Бланка, Иван Беляев. И после этого они увезли его на свой остров, который мы посещали. Похоронили его там, и одна из семей индейских племени, вождём которого он был (племя Мака) стала его сторожить.

 

Со временем, к сожалению, река Парагвай стала выходить из берегов и стала затапливать это поселение. Индейцы сделали следующий шаг: они сделали монумент ему на четырёх сваях четырёхметровых. Сверху сделали бюст, а внутри хранится его прах.

 

И этот монумент мы посещали в прошлом году. Было очень приятно видеть, как семья индейцев до сих пор каждый день живёт там, караулит и стережёт его память светлую.

 

Из этой истории — такой вековой традиционной родовой истории — можно увидеть и узнать вот эту самую русскую идею: что несли с собой русские люди, как к русским людям относились, и какими мы должны быть. Что сегодня говорят о коррупции? Что такое коррупция? Коррупция — прежде всего (в условиях, в которые мы попали после развала Советского Союза) — это дефицит морали.

 

И нам всем очень не хватает морали и нравственности. Что бы не говорили некоторые люди, как бы это не называли, но действительно, если человек ворует — это плохо, если человек совершает аморальные проступки — это плохо. И сегодня, поскольку по Конституции мы не можем иметь идеологии.

 

Единственной идеологией, которая должна быть противовесом идеологии мамона — идеологии денег — это должна быть идеология морали и нравственности. Я думаю, что многие зрители, которые сейчас нас смотрят, должны к этому прислушаться и внутрь себя заглянуть, и попробовать понять, о чём идёт речь.

 

Может быть, посмотреть фильм, который был снят при участии Никиты Михалкова про Ивана Тимофеевича. Вот скоро на экраны выйдет новый фильм, снятый по заказу Министерства культуры. Потому, что это — одна из таких историй, чтобы начать исследовать историю своего государства, своего рода, своей семьи, чтобы прийти для себя к каким-то определённым ценным и важным выводам."

 

Источник: http://www.russia.ru/news/politics/2012/12/14/5412.html

 

Более полная информация о Русском очаге в Парагвае и об Иване Тимофеевиче Беляеве доступна по ссылке:

 

http://cuamckuykot.ru/tags/ivan-timofeevich-belyaev


Вернуться назад