ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Шедевры украинской политической агитации

Шедевры украинской политической агитации


11-12-2012, 07:52. Разместил: VP

Результаты последних парламентских выборов на Украине достаточно много обсуждались и анализировались, а перекормленная вечно горячими новостями с Украины общественность перипетии внутриполитических событий часто воспринимает уже почти без эмоций. Поэтому не будет грехом оставить память о выборах-2012 не в виде аналитики, зацикливания на нюансах пропорционально-мажоритарной системы, описывания накала борьбы между кандидатами-мажоритарщиками, эпического повествования о превращении недовольства оппозиции итогами выборов во «всенародный Майдан-2» с быстрым его сдуванием (словно наглядный пример: вот что происходит с майданами без внешней поддержки), лишённого эмоций эпилога с назначением перевыборов по пяти избирательным участкам и пр. пр. пр. Но достаточно наглядно и эффектно будет сформулировать представление о прошедших выборах через обзор агитационного материала в виде плакатов политической рекламы, выдержек из предвыборных статей и даже комиксов. А материал как раз был таков, что заслуживает внимания.

 

Но и в широком бурном потоке разудалой политической агитации можно отыскать самые достойные внимания шедевры. Надо признать, что в нижеследующем материале я обильно использовал и некоторые материалы конкурса «Вперёд, к Провалу!», организованного всеукраинском еженедельником «2000», в котором избиратели усердно выискивали, по словам организаторов конкурса, как раз «всевозможные примеры нелепой и абсурдной предвыборной продукции». Хотя, по-моему, они, примеры эти, как раз наглядные, живые и отражающие общее состояние общественной мысли и были как раз рассчитаны на лёгкое поглощение избирателем суперкреативных образов политического пиара.

 

И сразу начнём с того, что самой абсурдной организаторами конкурса признана агитационная продукция, обнаруженная в избирательном округе 160. (Хотя, как выяснилось, тема «Тимошенко в лице Родины-матери» присутствовала на пропагандистских листовках и на президентских выборах с небольшими отличиями). Фактически представлен абсурд шараханья между символами советского прошлого и националистического настоящего – явление не экстраординарное, сам знаком с индивидами, гордящимися попеременно то победой Советского Союза в Великой Отечественной Войне, то героической национально-освободительной борьбой бандеровского подполья. Здесь как раз такой случай: возможно, подсознательно советские образы для избирателя Тимошенко действенны, хотя сама томящаяся в застенках неформальный лидер оппозиции охотно готова играть на чувствах националистического электората. Стоит напомнить, что и перед президентскими выборами рекламные политические слоганы ассоциировали Украину с именем Тимошенко («Вона - це Україна»). По замыслу автора рисунка, напоминающего знаменитый плакат времён Великой Отечественной войны Ираклия Тоидзе «Родина-мать зовёт!», проголосовать за «Батькивщину» и вообще всячески способствовать снятию кандалов с Тимошенко – занятие столь же ответственное, как защита Родины от фашистов в 41-45-ых годах.

 

 

Но данный округ выделился ещё одним агитационным произведением: «Сергей Талала: Молотком по Ноге». Сторонний читатель хрен догадается, о чём речь и почему некий то ли «лыцар», то ли украинский вариант Бэтмена размахивает молотком с человеческой физиономией, вот и мне пришлось вникать в особенности округа. Она кроется в фамилиях кандидатов: Молоток, Нога, Талала. В конечном итоге в округе победил самовыдвиженец Молоток, опередив Ногу из Партии Регионов и самого Талала.



Нетрудно догадаться, что тематика борьбы добра со злом жёстко присутствовала в большинстве оппозиционных агиток. Вот такой ломающий стену кулак весел повсеместно вдоль украинских трасс – а зритель должен был самостоятельно связать образ с фигурой Кличка и его партией «Удар».



А вот такой же кулак, но пробивающий листок с текстом языкового закона был замечен на рекламных щитах Луганска. Причем соседство партии Кличко «Удар» со «Свободой» Тягнибока заочно ставило крест на любых дальнейших перспективах политической силы на Донбассе.



Но особая фишка оппозиционного маневрирования перед выборами заключалась в призывах партий друг к другу снять кандидатуру на одномандатных округах в пользу более рейтингового оппозиционера, чтобы увеличить шансы на победу над кандидатом от действующей власти. Часто потом это подчёркивалось на рекламной продукции: «единый кандидат от оппозиции», «согласованный кандидат». Тем не менее, согласовывание не всегда означало прекращение конкуренции в стане оппозиции, и ниже этому наглядный пример: два оппозиционера, один «единый оппозиционный кандидат», другой «первый в списке оппозиционный кандидат», висят на одном столбе. (Победил в округе третий «единый» оппозиционный кандидат – Ярема).



А вот пример, как политическая реклама в виде комиксов («Быль, как оппозиционер Бригинец регионального Каравигура одолел») поднимает тему как борьбы со злом в лице власти, так и увещевания других коллег по оппозиции согласовать действия (то есть снять свои кандидатуры). В 217-ом округе Бригинец состязался с чудовищем Каравигуром, три головы которого представляли: политолога Карасёва, заместителя министра экологии Игоря Вильдмана и депутата от ПР Василия Гуреева. Вкратце содержание комикса. Трёхголовому чудовищу, изрыгающему «Берегись, Бригинец, я страшный Каравигур!», герой комикса отвечает: «Ты ничтожество региональное». Другие оппозиционные кандидаты (Крикунов, Лановой, Силантьев) отстранённо наблюдают. Тогда Каравигур, с головами вышеуказанных коллег и туловищем свиньи, с надписью «Не забуду СССР» на филейной части (забудем, что выше лидер «Батькивщины» Ю. Тимошенко и ассоциировалась с советским образом Родины-матери) с криками «За Яныка! За бабло! За дерибан!» переходит в наступление, но Бригинец ловко наносит удары по головам Карасёва, Гуреева, Вильдмана, приговаривая: «На тебе, Карасёв, тень Балоги и Богословской, крикун Януковича! На тебе, Гуреев, парламентская тушка! На тебе за харьковские соглашения и языковый закон! На тебе Вильдман! Хотел купить оболонцев за контейнер мусора!» Разобравшись с чудищем, наш герой обращается к другим кандидатам от оппозиции: «Ну что, хлопцы, вы со мной?», но те в замешательстве. Хэппи-энд: Бригинец водружает над поверженным Каравигуром знамя «За Родину! За свободу! За честь!» и произносит: «Слава Украине! Вон Каравигуров с нашей земли!» Понравился ли сей сюжет избирателю, остаётся догадываться, но он оказался «былью»: Бригинец победил на участке.



Безусловно, представление о предвыборной агитации было бы неполным без зарисовок с «Бандеровщины». Нет, это не сарказм или навешивание ярлыка – именно так и называет районы Тернопольщины (а хотелось бы и всей Украины) Владимир Болещук, знакомя избирателей с идеологией «Плана возрождения Бандеровского края». И поскольку «настало время для бандеровской решительности», то и «Украине необходимы новые Бандеры, Шухевичи, Коновальцы». Важная составляющая плана – признание на государственном уровне ОУН и УПА при отмене повышенных пенсий и льгот работникам КГБ, МГБ, НКВД и остальным причастным к политическим репрессиям. (Из текста политрекламы). Увы, националистическая ниша в округе «Бандеровского края» была переполнена – кандидат от УНП не прошёл.



Немного о жаркой конкуренции в этой самой привлекательной националистической нише. Кто-кто, а уж Юрий Шухевич, сын главнокомандующего УПА, должен чувствовать в ней себя уютно в качестве «наследника героя», имя которого все украинские националисты связывают с борьбой за «национальное освобождение» - и клянутся продолжать его дело. Тем не менее лидер партии ««Украинская Национальная Ассамблея» обвиняет ВО «Свобода» в спекуляциях на имени его отца, что является «грехом с религиозной точки зрения».



По округу 164 за земли Тернопольщины и заодно за парламентский мандат бился и самовыдвиженец Василий Фиялка, называвший себя «лидером движения за освобождение» - от политических чужаков и комсомольцев. Носителем «красной заразы» в агитационных листках назывался даже глава облсовета, а заодно главный «свободовец» области А. Кайда, родившийся в Бердянске. Одна из фигур на красном фоне, символизирующем реки кровищи, над предостережением «Беда в наш дом идёт!» - губернатор области, а к компании «банкиро-комсомольской бригады» присоединились Ленин со Сталиным. Им и хотел противостоять Фиялка с мегафоном наперевес, да только снял свою кандидатуру. В округе победил кандидат от «Свободы».



Весьма прост путь спасения Украины и у Тараса Пастуха (некоторые злопыхатели как раз любят говорить о селянском менталитете национально-сознательного электората, но посчитаем в данном случае звучание фамилии просто совпадением), баллотировавшегося по округу 163. Рецепт защиты Украины кандидата от УНП: а) говорить на украинском; б) при любой возможности популяризировать украинскую национальную символику; в) всегда носить с собой желто-синюю ленту; г) отказаться смотреть передачи, покупать газеты и книги на русском. Только выиграл выборы как раз «свободовец» Кайда, но лозунги кандидатов вряд ли будут сильно разниться.



Что касается самой «Свободы», то с её именем связано появление нижеследующей скандальной агитационной продукции, которую смогли обнаружить в почтовых ящиках жители Ровно. С её страниц от имени кандидата в народные депутаты Олега Осуховского звучит призыв: «Украинцы должны карать!» Вот отрывок из текста: «....Ни один жидомоскальський торгаш не сможет торговать в наших городах без страха быть наказанным за обман и обсчёт. Ни одна москальская потаскуха не сможет быть уверена, что ее ребёнок родится! Ни один подмоскальский прихвостень не сможет спать спокойно, пока помогает угнетать украинский народ! «Свобода» покарает их смертью! Отдайте свой голос за меня, Олега Осуховского – и смерть врагам перестанет быть только лозунгом! Смерть и кара выйдет на улицы и станет возле дверей наших врагов!»



В другой статье от имени кандидата заявляется, что мэр г. Ровно Хомко – предатель украинского народа и его ожидает участь коррупционеров – расстрел. В статье этого же агитационного листка, написанного от имени госпожи Фарион, сообщается, что ВО «Свобода» считает метод индивидуального террора достойным для подражания и выражает солидарность с Андреасом Брейвиком. Но ещё более шокирует статейка под названием «Руанда. Праведная резня»: показательный пример того, как «доведённый до отчаянья народ племени хуту» 18 лет назад осуществил «жестокую, но справедливую карательную акцию» над представителями господствующего меньшинства тутси.



Безусловно, читатель воскликнет: «Ау, прокуратура!» Однако сразу с появлением подобной «агитации» кандидат в депутаты О.Осуховский на пресс-конференции заявил, «что его политическая сила к вышеназванной «псевдогазете» не имеет никакого отношения». Что это провокация власти, которой возмущены жители города. Конечно, к подобной продукции партия, в идеологии которой, по словам некоторых представителей, лежит любовь, не может иметь отношения. Разве можно было ранее усмотреть угрозы в словах активиста партии Михальчишина (теперь уже депутата от 118 округа в Львовской области), что «Наша бандеровская армия перейдёт Днепр, перейдёт Донецк, и выбросит ту синежопую банду из Украины»; разве была агрессия в наставлениях одного из лидеров партии И. Фарион, произнесённых в садике детям, что если кто из них будет носить русские имена, то «нужно паковать чемоданы и уезжать в Московию», или в её самой новой идее (наверное, скоро будет продвигать в стенах парламента) - об обложении налогом пения на русском языке; и как бы ничего экстраординарного нет в предложении Михника разрешить «психически здоровым украинцам должны носить с собой огнестрельное оружие»? На одном из украинских форумов наткнулся на обсуждение материала «псевдогазеты»: посетители, ещё не зная о том, что «Свобода» всячески будет открещиваться от скандальных агиток, обсуждали (часто на русском) не аутентичность материала, а то, что «хватит ли решимости у партии выполнить обещанное». Как бы то ни было, в 152 округе в Ровно победил как раз Осуховский.

После намёков на события в Руанде, бравых комиксов с низложением Каравигура или смелого вызова комсомольской бригаде вооружённых идеологией Ленина – Сталина кровавых банкиров весьма скромно в плане мобилизационном смотрится постер увядшей партии Ющенко «Нашей Украины»: ворон пялится на вытканного на полотне соловья, который как бы символизирует «нашу мову солов'їну». Чтобы ворон чего не сделал с соловьём, текст снизу напоминает: защити соловьиный язык, именно этим сохранишь Украину!



Это можно сделать, лишь избрав в Раду Виктора Ющенко. Пусть даже предвыборные кампании некоторого числа кандидатов и были построены на обвинениях в тайном пособничестве Кремлю, но из них только Ющенко - «Единый Неподконтрольный Кремлю». Остальные все – и депутаты, и граждане страны – по всей видимости, всё-таки подконтрольны, ибо партия набрала чуть больше 1%.



Но особая примечательность прошедших выборов – количество партий, заботящихся об экологии: в бюллетене присутствовало аж три зеленых партии: Партия зеленых Украины, Политическая партия «Зеленые», «Зеленая планета». Другое дело, что эта самая экология совсем перестала интересовать украинских избирателей, поскольку зелёные партии все вместе не взяли и процента на пропорциональной основе, ни мандата по одномандатным округам. Порадуемся хотя бы тому, что зелёные кандидаты стремительно молодеют: судя по тексту на билборде, им всего по три года и вместо детского сада они хотели бы в парламент.



Что касается провластных кандидатов, то, кроме тематики стабильности и оптимизма, они могли выделиться некоторыми абстракциями. Ниже – пример того, как кандидат Момот ассоциирует себя с инструментом и спрашивает у избирателя, что с помощью него можно сделать. То ли начальник Приднепровской железной дороги не совсем знаком со своими возможностями, то ли решил заинтриговать избирателя. Последнее удалось: Момот победил в 27 округе в Днепропетровске.



Похожим образом заинтриговал и другой кандидат от ПР - Бутковский: начальник главного территориального управления МЧС по Днепропетровской области предлагал разгадать тайну своей личности. Больше добавить сюда нечего, кроме того, что кандидат победил в 29 округе.



А ниже – один из самых загадочных и вызывающих билбордов: что хотел этим сказать кандидат в депутаты по 7 одномандатному округу в Ялте? По отзывам, которые оставили об этом раскомплексованном кандидате в депутаты на различных форумах крымчане, политик успел побывать во многих партиях часто противоположного политического спектра. Символизируют ли модельного вида девушки именно эту политическую полигамию, или кандидат решил представить себя в качестве гаремодержателя и этим вызвать почтение и зависть избирателя – предлагаю решить читателю. На всякий случай сообщу, что избиратели, судя по всему, «закоплексовали» - рассматриваемый кандидат набрал в округе около 3 % голосов.



Но ещё больше должна была озадачить политическая реклама, которую разместил на своих страницах Луганский еженедельник «Молодогвардеец» в виде интервью кандидата в народные депутаты по 108-му округу Юрия Терникова. Читатель газеты «2000», обнаруживший интервью и приславший материал на публичное обозрение, «заподозрил розыгрыш» (хотя спокойно мог бы принять и за элементарный чёрный пиар) и обратился с вопросами в редакцию «Молодогвардейца», где ему ответили: это политическая реклама, которую оплатил штаб интервьюируемого кандидата. Тогда надо предположить, что у кандидата от Партии Регионов поехала крыша – достаточно несколько отрывков из текста. Терников сообщает в нём, что намерен выкупить химобъединение им. Петровского и создать на его месте «роскошное место отдыха со стриптиз-барами, секс-шопами, дорогими ресторанами и VIP-дискотеками и казино». Легализацию наркотиков, судя по «интервью», кандидат считал одной из своих важнейших задач, а «молодёжь легко найдёт себя в новом комплексе: танцовщицы, массажистки, стриптизёрши, крупье, бармены». На сопровождающем «интервью» фото изображены крепкие парни с битами, подпись гласит, что они займутся охраной ныне градообразующего предприятия в период его приватизации.



В сети обнаружил открытое обращение кандидата к изданию: в октябре Юрий Терников поблагодарил журналистов газеты «…за то, что без какого-либо моего участия, не будучи со мной знакомыми, ни перемолвившись со мной ни единым словом, журналисты издания на протяжении почти пяти месяцев уделяли мне столь пристальное внимание…». «Ни один человек даже мысли не допустил, что я могу выступать с бредовыми исками, требующими запретить установку детских площадок и газификацию или не менее бредовыми программными заявлениями об упрощении визового режима для африканских и азиатских мужчин». (Сие должно означать, что кандидат не имел отношение ни к вышеуказанному интервью, ни ко всем иным написанным от его имени материалам на страницах издания). Не знаю, допускал ли избиратель такие мысли, но кандидата от ПР по 108 округу обогнал самовыдвиженец Мошеньский.

Кандидаты в народные депутаты пытались привлечь избирателя не только смелыми планами, но и неожиданно звучащими слоганами. Опять-таки в почтовых ящиках в городе Ровно можно было обнаружить листовку следующего содержания: «Заяц – это Лев украинской политики».



Но в качестве последнего примера в подборке креативных украинских агитматериалов хочется оставить своеобразный хэппи-энд: жуткое обещание кандидата по тому же округу, где баллотировался Заяц-Лев, самовыдвиженца Алексея Хахлева останется невыполненным (их обошёл кандидат от «Батькивщины» Возняк). А обещал кандидат в депутаты следующее: «Если (в случае избрания) кто-то попытается давить на меня, чтобы я перешёл в Партию Регионов, или попытается забрать у меня карточку для голосования – я лучше отрежу себе руки». Отпала необходимость высматривать при трансляциях заседаний Верховной Рады безрукого депутата, и это очевидный позитив.



Безусловно, примеров того, как жёсткая политическая конкуренция порождает примеры жёсткого агитационного или антиагитационного креатива украинских предвыборных баталий, было намного больше. Так много, что всё не охватишь – остаётся только поблагодарить бдительных избирателей, частично организаторов конкурса «Вперёд, к Провалу!» газеты «2000» и самих украинских политиков – чего только не напридумаешь в жаркой борьбе! Но согласитесь, через такую призму следить за выборами не менее интересно, чем разбирать программные заявления, аналитику или результаты соцопросов. Если любые выборы на Украине чреваты последствиями, то можно надеяться, что агитационная продукция и впредь сможет несколько смягчать смутные нехорошие ощущения.


Вернуться назад