Юрий ГРОМЫКО
Три года назад нами была сформулирована основная культурно-политическая угроза российскому обществу - его деинтеллектуализация. В прошлом году известный историк и политолог Наталья Нарочницкая выдала свою известную формулу: «Деинтеллектуализация страшнее, чем деиндустриализация». Нами эта формула была преобразована в пропорцую: Деинтеллектуализация страшнее деиндустриализации, но потеря обществом духовных оснований страшнее разрушения институтов образования и науки. То есть деинтеллектуализация относится к деиндустриализации также как потеря духовных оснований к разрушению социо-культурных институтов. Воля к духовной правде возвышается над реформой образования и науки. Лишь её потеря навсегда закрепляет ЕГЭ в качестве единственного мерила образованности, а участие в западных RandD воспринимается как замена российских институтов фундаментальной науки. Недавно Н.С. Михалков призвал к необходимости остановить оскотинивание
http://persona.rin.ru/news/328137/f/mihalkov-poprosil-putina-ostanovit-oskotinivanie-rossijan).
Итак рубеж пройден мы осознанно находимся в ситуации тотальной культурной войны , направленной на слом идентичности русских или в ситуации тотального культурного распада. Мне совершенно не интересно размышлять на темы, насколько талантливы или неталантливы последние фильмы Н.С.Михалкова, что происходит в Союзе кинематографистов, поскольку все эти «анализы» уводят от центральной главной темы - воспроизводство народа как народа, альтернативой чему является рассыпание его в прах.
Мне важно, что референтное политическому истеблишменту лицо сформулировало на своём языке последний член зловещей пропорции. Это значит, что ситуация стала предметом осознания и самоопределения для лиц принимающих решения. Они знают , что происходит. Вопрос состоит только в одном, как при абсолютном давлении Голливуда в том числе в виде беспомощных его имитаций на потребу в бесконечных расеянских телесериалах про ментов и уголовников, где менты всё больше похожи на уголовников, а уголовники на ментов, отвратительных ток-шоу, потери уважения на всех уровнях к русскому слову развернуть вспять зловещую формулу- приговор российской элите и обществу.
Очевидно, что это возможно только за счёт культивирование в душе страха и трепета перед актами святотатства разрушения отечественных святынь, где тех, кого это трогает, просто замолкают и отделяются от тех, кого это не трогает. Никаких противопоставлений и оскорблений. Просто становится ясно, что ты среди холодных чужих, которых согревает другое- насмешка над твои прадедами и желание испакостить родное огнедышащее слово. Те, кого этого не трогает, являются культурно чуждыми. Не надо смешивать акты ужаса от совершенного и совершаемого святотатства с «праведным» бодреньким негодованиям по поводу плясуний «Пуси райот». Здесь мы имеем дело с бытовым хулиганством, которое во многом спровоцировано неудивительной для книжного человека всегдашней социальной слепотой = попустительством дьяка Кураева.
Следует отметить, что война на поле культуры, нацеленной на разрушение культурных кодов народа, является значительно более сложным действием, чем сражение на поле брани, хотя требует не меньшего геройства и мужества. Все призывы к национализму ( просвещённому, «крутому» и прочее) в области культурно-развивающего действия деградационны по определению, поскольку заталкивают мировую русскую культуру в катакомбы, что как раз и необходимо противнику.
Именно целенаправленное действие по разрушению культурных архетипов и переделку идентичности и форм самосознания мы и связываем с консциентальным оружием и консциентальным измерением духовной войны. Совершенно очевидно , что такие выдающиеся существа как Дэвид Киллкален ( советник Петреуса и в Афрганистане и в Ираке) весьма поднаторели в этом типе деятельности в отличие от замечательного, стильного, но беспомощного канала «Раша Тудей». «Раша тудей» занимается контрпропагандой в лучших стилях последнего периода существования СССР, а люди типа Дэвида Киллкалена прекрасно понимают, что такое диверсии в кодах и системах культуры. Диверсия в культурных кодах неизбежно заканчивается гибелью и на поле брани, когда одряхлевший распадающийся народ поддаётся воле агрессора. Кстати абсолютно понятно обращение Н.С.Михалкова и Путина к теме Великой Отечественной войны- «Ибо мёртвых проклятье- эта кара страшна» (Твардовский).
Всякие экономизированные расчёты на пятидесятилетний горизонт ( о необходимости которых справедливо говорят и Путин и Рогозин), не учитывающие, что произойдёт с формой организации культуры в мире и русской культурой и культурными образцами смешны и убоги, поскольку не принимают в расчёт субъекта, который должен принимать решения в конце 50-летнего периода. А если этим субъектом окажется отнюдь не «свирепый гунн», который «в карманах трупов будет шарить», а вполне респектабельный джентльмен, заинтересованный в водоёмких индустриях на основе сибирских рек? Учёт перспектив развития мировой культуры требует специального метакультурного подхода, который мы обсуждали и разрабатывали последних пять лет на симпозиумах в Токио с замечательным русским режиссером Леонидом Анисимовым и историком из Владивостока- Владимиром Соколовым. Другой взгляд на проблематику метакультурного и метаполитического подхода представлен в работах видного китаиста-культуролога, философа Владимира Малявина.
НО вернёмся к ужасу от святотатства. Образец подобного ужаса представлен в фильме Евгения Шифферса «Путь царей», где специальными средствами моделируется , что переживала Душа Государя в момент убийства царской семьи. Данного типа некинематографический образец, способный на уровне сдирания «кожевых риз» и «скрежета зубовного» разделить в культурном пространстве своих и чужих, не имеет никакого отношения к добропорядочному качественному кинематографическому продукту типа «Цареубийца». В первом случае мы сопереживаем гибели наследника династии, во втором случае отождествляемся с психопатическим уродом. |