В 1925 году Кипр был провозглашён колонией британской короны. После Второй мировой и потери Египта остров приобрёл для Англии неоценимое стратегическое значение, поэтому на подъём всемерно поддерживаемого из Афин движения за Энозис британцы отреагировали жёстко.
Во главе бунта стоял образованный, достаточно молодой и фантастически популярный на острове священник Михалис Мускос, в 1950 году провозглашённый не только главою автокефальной Кипрской православной церкви (под именем архиепископ Макариос III), но также – Этнархом, национальным вождём всех греков-киприотов.
В 1954 году, эвакуируясь из Египта, на Кипр переместились штаб-квартира британского военного командования на Ближнем и Среднем Востоке, части армии, авиации, флота, разведывательные объекты. В тот же год Греция поставила кипрский вопрос на повестку дня в ООН, требуя распространения на остров принципа деколонизации. Греками Энозис рассматривался тогда как добровольное объединение двух стран после положительного результата на всекипрском референдуме под наблюдением международного сообщества. Категорический отказ Лондона пойти навстречу грекам стал, пожалуй, главной причиной вспыхнувшей на Кипре через год войны.
Вначале 1955 года уроженец острова полковник греческой армии Георгиос Гривас объединяет радикальных националистов под знаменем Национальной организации кипрских борцов, ЭОКА. 1 апреля взрывами бомб сразу в нескольких районах ЭОКА объявляет войну колонизаторам, коллаборационистам, сторонникам раздела острова, коммунистам и турецким шовинистам.
ЭОКА, пользуясь поддержкой соплеменников-островитян, снабжаемая оружием, техникой и деньгами из Афин и многомиллионной греческой диаспоры, использовала партизанские и террористические методы, тем более что сам Гривас имел богатый опыт ведения нетрадиционной войны, сражаясь в 1940-х против немцев, итальянцев, коммунистов и македонских националистов.
Макариос был хорошо знаком с Гривасом: ещё в 1952 году в Афинах состоялась встреча духовного и военного вождей кипрских патриотов, итогом которой стало соглашение о совместных действиях против колониалистов. С весны 1955-го своё время Макариос посвящал не столько службе , сколько руководству легальным движением за Энозис и тайному покровительству боевикам.
20 августа 1955 года Греция официально обратилась в ООН с требованием применить к Кипру принцип национального самоопределения. В ответ колониальные власти объявили чрезвычайное положение. Мера не сработала: Макариос ратовал за Энозис ещё более громко, а ЭОКА продолжала убивать. В октябре губернатор сэр Джон Гардинг открыл переговоры по будущему острова, но непримиримая позиция возглавлявшего греческую делегацию Макариоса привела к провалу конференции.
В начале 1956 года лондонская пресса называла его не иначе как «лжецом, экстремистом, покровителем убийц, духовником террористов». 9 марта, дождавшись, когда он покинет резиденцию, чтобы отправиться в Грецию на встречу с премьером Караманлисом, британцы арестовали архиепископа, силой доставили его на военный самолёт и уже в полёте прочли указ Гардинга о его аресте. Макариос был отправлен в ссылку на далёкий атолл Маэ, что в Индийском океане, в группе Сейшельских островов. Операции ЭОКА, впрочем, достигли максимального размаха. Тогда, в 1957 году, колониальные власти освободили Макариоса, надеясь сбить волну террора. Въезд на Кипр святому отцу был воспрещён. Он, однако, обосновался в Афинах, продолжив кампанию за Энозис.
Между тем британский военный корабль задержал в территориальных водах колонии судно, шедшее из Греции с громадным грузом взрывчатки для ЭОКА. Опасаясь дальнейшего усиления повстанческого движения и не добившись успеха в военно-полицейских операциях, англичане решили сделать ставку на спецслужбы. Решили укротить полковника и архиепископа «ненасильственными» методами, узнав абсолютно всё об их человеческих слабостях, проникнув во все их интимные тайны. Обладая властью и огромными деньгами, англичане рассчитывали на скорый успех.
Сначала (не без помощи Вашингтона) нажали на Караманлиса, и он «вдруг» перекрасился из ярого «энозиста» в убеждённого сторонника независимого Кипра с разделом власти между греками и турками, то есть стал сторонником идеи, которую Лондон выдвинул в качестве альтернативы Энозиса, полагая сохранить влияние на острове с помощью турецкой общины двух суверенных британских анклавов (базы в Деклии и Акротите) и арендой иных территорий под военные объекты.
Многосторонние переговоры (с участием Макариоса и Гриваса) начались в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке, продолжились в декабре 1958 года в Цюрихе (здесь было объявлено об обоюдном прекращении огня) и окончательно переместились в Лондон. Когда в Ланкастер-Хаусе под председательством английского министра Селвина Ллойда должна была состояться церемония подписания договора о провозглашении Республики Кипр, Макариос внезапно и категорически отказался ставить подпись, мотивируя это тем, что не может изменить всенародной идее Энозиса, за которую он с юности боролся. Британская сторона пришла в бешенство, и по весомой причине – провал конференции был на руку только грекам, так как не исключалось, что давление международного сообщества, настроенного, в основном, прогречески, вынудило бы Лондон согласиться-таки на Энозис. Поэтому Ллойд быстро привёл в действие запасной вариант, объявив не о фиаско, но – об отсрочке, настоятельно порекомендовав архиепископу воспользоваться свободным временем для молитв и размышлений.
Едва Макариос вернулся в роскошные апартаменты во дворце Кларидж, как к нему пробрался агент MI-6, вежливо преподнеся бобины с магнитофонными записями и альбом с фотографиями. Просмотрев снимки, Макариос побледнел как смерть. Дело в том, что архиепископ был педофилом, и на снимках была запечатлена его постыдная тайна. «Молитесь Богу, Ваше Преосвященство, дабы на Вас снизошло просветление к завтрашнему дню», – процедил разведчик, прикрывая за собой двери.
Вначале 1955 года уроженец острова полковник греческой армии Георгиос Гривас объединяет радикальных националистов под знаменем Национальной организации кипрских борцов