ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Немного про пропаганду.
Немного про пропаганду.3-12-2012, 12:25. Разместил: VP |
Для многих слово «пропаганда» сейчас ассоциируется с чем-то примитивным, тоталитарным, негативным и нечестным. Казалось бы, какая может быть пропаганда сейчас, когда все свободны и говорят что хотят? У нас ведь есть Интернет, есть «свобода слова», мы думаем каждый по-своему. Для этого нужно рассмотреть систему, в которой работает пропаганда. Естественно, что систем в нашей жизни много: различного вида, уровня, формы и т.д. И некоторые из этих систем конкурируют между собой, например, за ресурсы (Вася выставил Петю в глазах начальника неудачником и увел его проект, чтобы получить прибавку к зарплате). Чтобы сделать работу системы неэффективной, достаточно внести рассогласование, например, дать разным элементам взаимоисключающие цели (см. "Лебедь, рак и щука"). Для рассогласования страны, как системы (чтобы не отвлекаться на частности, возьмем некую абстрактную страну), вносятся, например, националистические темы и т.п. Этого можно достичь формированием негативного представления о системе и её принципах у отдельных элементов этой системы, что заставит их пересмотреть собственные цели. Для этого до них необходимо донести определенную информацию, которая начнет формировать новые представления и ценности. Поскольку наше представление априори не обладает всей полнотой знаний о реальности, а является образом, который складывается из фрагментов и интерполируется (дорисовывается) до более менее полной картинки, то формированием представления о действительности можно управлять. Для этого могут использоваться различные уровни. Один из нижних уровней - это формирование системы ценностей, в рамках которой как раз и производится разделение аспектов на положительные и отрицательные. Это длительный и сложный процесс с большим горизонтом планирования (т.е. по времени может занимать несколько поколений), поэтому в повседневной жизни он практически не заметен (если целенаправленно не пытаться его заметить). После того, как сформирована ожидаемая система ценностей, можно использовать следующий уровень: актуализация аспектов, нужных для формирования заданного представления о действительности (которая в свою очередь обратно влияет на систему ценностей). Грубо говоря, если хочешь ненавидеть человека - думай о его недостатках, если уважать - о достоинствах. Соответственно, если хочешь продать товар, то в рекламе выпячивай его достоинства. На уровне страны это работает в рамках информационных потоков, формируемых в различных СМИ. Далее, любая информационная волна формирует вторичные волны, которые как бы подтверждают первую информацию, а на самом деле являются её следствием. Т.е. нам сказали, что на улице мокро - мы идем и ищем лужи, а когда находим - показываем их прохожим и говорим, чтобы они были осторожнее. Если нам сказали, что на улице после дождя вышло офигенное Солнышко - мы идем и улыбаемся, не замечая луж. На основе этого работает, как пропаганда, так и антипропаганда. Это вполне естественный процесс и в нем нет ничего плохого. Но, как любой процесс - он к чему-то ведет. Если процесс управляемый, значит у него есть цель. Вполне логично, что цель преследует интересы того человека, который её поставил. Поэтому хорошо, если его интересы совпадают с нашими, если нет, то нам не повезет. Но, поскольку мы не замечаем даже самого процесса, то и его результат может быть для нас сюрпризом. Поэтому у нас есть выбор: доверить формирование нашего представления о реальности внешним источникам, либо попытаться делать это самостоятельно. Но нужно понимать, что проще всего найти ту информацию, которую специально положили на поверхности. Поэтому, даже при попытке самостоятельного осмысления действительности, внешние процессы имеют очень большое влияние. Вернуться назад |