ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > США могут полностью прекратить импортировать сырую нефть, перейдя на производство синтетического топлива
США могут полностью прекратить импортировать сырую нефть, перейдя на производство синтетического топлива3-12-2012, 11:50. Разместил: VP |
«Нефть России», 03.12.12, Москва, 10:59 США могут полностью прекратить импортировать сырую нефть, перейдя на производство синтетического топлива на основе угля, природного газа и биомассы. К такому выводу пришла исследовательская группа из Принстонского университета, показавшая, что переход на синтезированные топлива станет экономически оправданным уже в ближайшие 30-40 лет, - пишет www.gazeta.ru.
Помимо положительных экономических и политических последствий, связанных с уменьшением зависимости американской экономики от импорта сырой нефти, переход на синтезированные топлива позволит Соединенным Штатам существенно сократить и свой вклад в мировые выбросы техногенных парниковых газов, прежде всего CO2, который будет частично поглощаться растениями, предназначенными для получения биомассы, считают авторы аналитической статьи, опубликованной в журнале Американского института инженеров-химиков (оригинал англоязычной статьи доступен по адресу: http://onlinelibrary.wiley.com/doi/10.1002/aic.13842/abstract).
Технология производства жидкого топлива методом продувания перегретого водяного пара через каменный уголь в присутствии катализаторов (процесс Фишера-Тропша и аналогичные ему) была изобретена еще в 20-х годах прошлого века в Германии и активно использовалась Третьим Рейхом и союзной ему Японией, испытывавших сильный дефицит нефти, для производства синтетического бензина, дизельного топлива, парафина и смазочных масел. После Второй мировой войны с падением цен на нефть эти предприятия были свернуты, и долгое время единственный крупный завод по производству синтетического дизеля действовал лишь в ЮАР. Небольшая промышленная установка по синтезу жидких углеводородов, собранная из немецкого трофейного оборудования, работала также в СССР в Новочеркасске вплоть до начала 90-х.
Последние несколько лет на фоне падения рентабельности нефтедобычи и роста цен на нефть о синтетическом топливе, процессе Фишера-Тропша и богатом опыте немецких инженеров-химиков, поставивших эту технологию на промышленные рельсы, стали говорить все чаще. Притом не только среди экспертов, но и в американском Министерстве обороны, которое весьма озабочено тем, что почти половина потребляемой США нефти импортируется (при этом две трети этого импорта перерабатывается в автотопливо), а также в Министерстве энергетики, предложившем налоговые льготы штатам, развивающим у себя подобные производства.
Принстонская группа, подойдя к проблеме системно, пришла к выводу, что для полного удовлетворения потребностей экономики США в моторном топливе и смазочных материалах американцам необходимо построить 130 заводов по производству синтетического топлива, использующих в качестве сырья уголь, природный газ и биомассу.
По разработанному группой сценарию такие производства должны размещаться в оптимальной близости как к источникам сырья, так и к потребителям топлива.
Комплексная модель, включающая в себя стоимость не только сырья, но и других потребляемых ресурсов — прежде всего воды и электричества — а также стоимость землеотводов, рабочей силы и пр., предусматривает строительство в разных частях США 9 маленьких, 74 средних и 47 больших предприятий, производящих, соответственно, 1, 28 и 71 процентов всего объема топлива. Самый большой кластер заводов, согласно модели, расположится в центральной и юго-восточной части страны, а наибольший объем производства синтетического топлива придется на Канзас, где будет расположено 11 больших заводов. Наибольшее же число заводов придется на Техас, но из-за особенностей аграрного производства в этом штате их мощность будет средней.
По подсчетам группы средняя цена синтетического эквивалента барреля сырой нефти составит, в случае реализации такого плана, 95,11 долларов, что вполне приемлемо, учитывая нынешнюю цену на нефть. Цена будет варьироваться в зависимости от места производства.
Так, согласно расчетам, самое дешевое топливо будет производиться в Канзасе ($83,58 за эквивалентный баррель).
Цена на синтетическое топливо могла бы быть еще ниже, если сырьем для синтеза служили бы только газ и уголь. Однако в этом случае добиться 50-процентного снижения выбросов СО2 уже не получится. Как бы то ни было, использование биомассы в качестве еще одного компонента синтеза не снизит конкурентоспособность синтетического топлива при условии, если сохранятся нынешние, в районе 90-100 долларов, цены на нефть.
Авторы статьи подсчитали также, из чего будет складываться цена синтетического топлива.
Большую ее часть составят капиталовложения в новые производства — строительство и обслуживание новых заводов.
Далее следует стоимость растительного сырья, в качестве которого будут использоваться сельскохозяйственные культуры, не представляющие ценности для пищевой промышленности, и электричество.
Таким образом, главным фактором, сдерживающим развитие производства синтетического топлива, остается большой объем стартовых вложений, которые превышают пока вложения в строительство аналогичных мощностей по переработке нефти в 3-4 раза. Поэтому для реализации сценария, предусматривающего полный отказ от нефтяного импорта, необходима мощная поддержка государства в виде налоговых льгот и прочих инициатив, стимулирующих на федеральном и местном уровне инвестиции в производство, которое в ближайшие 30-40 лет может, по выражению авторов статьи, «стать основой новой американской экономики».
Собственно, члены принстонской группы и не скрывают, кому адресовано их исследование в первую очередь. Это американское Министерство энергетики, Министерство обороны США и федеральное Агентство по охране окружающей среды. Вернуться назад |