ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Почему женщины воюют с женщинами ("The Guardian", Великобритания)

Почему женщины воюют с женщинами ("The Guardian", Великобритания)


29-11-2012, 13:17. Разместил: VP

Джоан Смит

 

© Flickr.com/lanuiop/cc-by-nc-sa 3.0

 

От епископов до Бруни и суфражисток - феномен, когда женщины голосуют против интересов женщин, представляет собой отнюдь не новое явление

 

Некоторые женщины не хотят становиться епископами. Более того, они не желают предоставлять такой возможности и другим представительницам прекрасного пола. Это становится очевидным после изучения данных, опубликованных руководством Англиканской церкви, которые показывают, что дамы составляли почти половину из общего числа членов верховного органа церкви из мирян, голосовавших против законодательной нормы, позволяющей возводить женщин в сан епископа. Действительно, 33 из 74 членов Генерального синода, являющихся мирянами, которые высказались против такого закона, представляют лучшую половину человечества. Среди них есть и консервативные евангелисты, и люди, принадлежащие к католическому крылу Англиканской церкви. Их поддержали еще 2,2 тыс. женщин, подписавших петицию, содержащую призыв отказаться от проведения вышеуказанной реформы.

 

Видя эти цифры, трудно воздержаться от вопроса, почему некоторые дамы рубят сук, на котором сидят. Почему они активно противодействуют тем нормам, которые вроде бы предлагаются в их собственных интересах? Результаты голосования в Генеральном синоде противоречат самому ходу истории, из которого видно, что число женщин, голосующих за политиков, призывающих к равенству полов, таких, например, как Барак Обама, постоянно растет. В прошлом месяце сторонники реакционных взглядов на проблемы абортов и контрацепции раз за разом терпели поражения в Соединенных Штатах, а данные опросов общественного мнения в Великобритании свидетельствуют о том, что женщины-избиратели в массовом порядке покидают ряды приверженцев Консервативной партии.

 

Идея того, что, поставив женщину руководить мужчинами, мы каким-то образом нарушаем естественный порядок вещей, сложившийся в обществе, звучит просто нелепо в 21 веке. Тем не менее, подобная мысль находит отклик в душах поразительно большого числа представительниц прекрасного пола, причем не только в сфере религии, но и, стыдно сказать, в области политики. В понедельник, когда Джордж Осборн объявлял имя нового управляющего Банка Англии, на министерской скамье в парламенте мы не увидели ни одной дамы. Создается впечатление, что женщины-министры желают забивать свои очаровательные головки финансовыми вопросами не больше, чем женщины-прихожанки надевать епископское облачение и указывать священникам-мужчинам, как тем надлежит действовать в своих приходах. На прошлой неделе также стало ясно, что дамы, похоже, не имеют, или не нуждаются в возможности претендовать на должность генерального директора телерадиокомпании ВВС.

 

Этим можно в какой-то мере объяснить ту политику силы, которая стоит за, казалось бы, совершенно необъяснимыми решениями. Совсем не удивительно, что, столкнувшись с разительным противоречием между публичными призывами к равенству полов и тем, что на самом деле происходит внутри организаций, некоторые женщины выбирают самый простой и безопасный вариант, отождествляя себя с традиционными центрами силы. Посмотрите на всех этих «первых леди», которым легче примкнуть к власти, чем добиваться ее для себя. Когда Карла Бруни-Саркози заявляет на страницах журнала Vogue о том, что женщинам не нужен феминизм, она выступает как представительница прекрасного пола, ощутившая все материальные выгоды, которые дает статус супруги одного из самых влиятельных политиков мира.

 

Эти дамы приобрели то, чего хотели, не раскачивая лодку, добились весьма комфортного положения, поэтому им чужды интересы женщин, которые оспаривают существующее положение вещей. Отождествлять себя с мужчинами - это традиционное средство добиваться своего в патриархальном обществе, поэтому представительницы прекрасного пола, идущие по такому пути, как правило, разделяют взгляды реакционеров-мужчин на женщин, исповедующих другие принципы. Если вы консервативная прихожанка Англиканской церкви, то вас пугает перспектива увидеть на посту главы епархии «пробивную» женщину, получившую власть, и вы, конечно, голосуете против нормы, разрешающей это. Ни одна традиционно мыслящая женщина не хочет быть обвиненной в агрессивности и склонности к конфронтации, даже если безропотное подчинение власти мужчин равносильно самоубийству в долгосрочной перспективе.

 

Во многих отношениях феномен, когда женщины голосуют против интересов женщин, представляет собой отнюдь не новое явление. До Первой мировой войны угроза превращения в «бесполое существо» достаточно эффективно использовалась против суфражисток. Страх перед этой угрозой заставил некоторых женщин вступить в Национальную женскую антисуфражистскую лигу, основанную в 1908 году британской романисткой, писавшей под псевдонимом миссис Хамфри Уорд (Mrs Humphry Ward).

Уорд, чья жизнь может послужить поучительным примером, представляет собой крайне интересную фигуру в истории женской эмансипации. Автор многих бестселлеров, она дошла в своей пропагандистской кампании до крайностей и даже продвинула своего сына Арнольда в члены парламента от Консервативной партии, чтобы он мог агитировать и голосовать против предоставления женщинам избирательных прав. Уверовав то, что власть является исключительно мужской прерогативой, она, похоже, уже не видела разницы между стремлением к равенству полов и желанием превратиться в мужчину. Я подозреваю, что за результатами голосования в Генеральном синоде стоит похожая сумятица в умах, по крайней мере, она явно характерна для тех дам, которые боятся того, что женщина утратит свою женственность, став епископом. Подобные страхи отнюдь не являются чем-то необычным для женщин, стремящихся в той или иной мере участвовать в политической жизни. Примером этого может послужить вчерашняя новость о том, что члены ячейки организации «Женский институт» (Women's Institute) в графстве Девон проводят занятия по танцу у шеста.

 

В своей книге «Женщины правого крыла» (Right-Wing Women), изданной в 1983 году, Андреа Дворкин (Andrea Dworkin) утверждает, что представительницы прекрасного пола соглашаются на власть мужчин, чтобы защитить себя от мужского насилия. Она, безусловно, права, однако не только боязнь насилия заставляет женщин голосовать против своих же собственных интересов. Есть еще проблемы статуса и имиджа в обществе, что доказывает интервью, которое дала Бруни-Саркози журналу Vogue. «Я вовсе не отношусь к активным феминисткам», - мурлыкала супруга бывшего президента Франции. Принятый ей образ домохозяйки, безусловно, работает на нее, даже если это не та роль, к которой стремятся современные женщины.


Вернуться назад