ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Цивилизационный кризис: конец идеологии

Цивилизационный кризис: конец идеологии


13-11-2012, 10:37. Разместил: VP

 

14.52 КБ

Теоретически, можно найти идейных, честных и бескорыстных людей (а также все остальные качества, которых так не хватает нынешним чиновникам), у которых имеются внутренние порывы, чтобы делать что-то положительное. Но самый главный вопрос: каков механизм осуществления? Какие зацепки? Какие рычаги? Одно дело, найти половину процента интеллектуальной «пассионарной» элиты, но остальное население как было, таким и осталось. Как его «заряжать»? Как на него воздействовать?

Некоторые предлагают Сталинские методы, «убрать весь нынешний бардак расстрелами». Расстрелять можно. Но появятся новые. Можно взять какое-то министерство и всех там расстрелять. Но ведь нужны будут новые чиновники, чтобы кто-то в этом министерстве работал. А работать они будут по старым правилам системы. Или кто-то знает новую систему управления? Ладно, допустим, система есть. Как контролировать этих гоблинов? Где инструмент? Пистолет у виска? Но те, кто держит этот пистолет, они ведь тоже быстро скурвятся. Или назначать надзирателей за надзирателями? И так до бесконечности.

У Сталина были не только расстрелы, как некоторым мерещится. У него была идеология, были люди, которые верили в коммунизм, они были готовы работать честно. Да, многих приходилось контролировать страхом смерти. Но были и нормальные, и немало. Они уравновешивали систему. Но сейчас это всё невозможно, т.к. сейчас нет и не может быть идеологии, никто ни во что не верит. Назначь самых кристально честных, и через год их либо выгонят, либо они перестанут быть честными и впишутся в систему.

Даже если вдруг появится новая революционная система управления государством, например, с помощью высоких технологий контроля человека, то всё равно без шоковой терапии не обойтись никак. Невозможно плавно и безболезненно перейти от нынешней ситуации к какой-то другой. Будет слом. Причём нерукотворный, не по чьей-то злой воле. А после него, не будет сразу такого, что все нужные люди внезапно окажутся на своих местах. Но «новая система управления» это пока что всего лишь хотелки.

Пропаганда не работает (точнее, работает всё хуже и хуже), банально потому что есть интернет. Например, идёт мальчик в школу, а там ему учительница начинает что-то «втирать» про коммунизм. Он придёт домой и скажет, что какая у нас замечательная учительница, как она интересно и правильно рассказывает. Затем он садится за компьютер, залезает, например, на сайт http://lurkmore.to/ (для детей весьма читабельно) и читает в популярном изложении, как устроена жизнь с другой точки зрения (http://lurkmore.to/Коммунизм). После этого он понимает, что рассказы учительницы ему не так импонируют, как раньше. Да и родительские наставления тоже.

Интернет тоже часто называют пропагандой. Но эта пропаганда не государственная. Там пишет тот, кто хочет. Хочешь ― читаешь. Что тебе «в душу» запало, с тем ты и будешь соглашаться. Другое дело, что нынешние подростки текстов особо не читают. Но, зато, они смотрят ютуб. Если сделать десятиминутный ролик, где красочно с картинками показаны достижения Сталина (метро, победа в войне, индустриализация, прорытые каналы), всё это сделать живенько с дизайном и технологиями фильма «Аватар», то тут же все станут сталинистами. А через месяц им покажи видео, где гулаг, расстрелы, то Сталин тут же станет плохим. А потом опять хорошим. Потому что никого не интересуют «факты», всем подавай красивые картинки.

Как в таких условиях может существовать какая-то целенаправленная пропаганда? Нынешняя т.н. пропаганда направлена на то, чтобы народ просто не лез не в свои дела. По сути, на ухудшение ситуации.

«ВВП останется в русской истории вовсе не как возродитель СССР, а как царь-освободитель. Так как именно при Путине наше государство окончательно перестало интересоваться тем, что думает российский народ. Из строгого учителя, лезущего в печенки, регулярно бьющего по попе ремнем и ставящего в угол на горох, это государство превратилось в отстраненного наблюдателя, которому, в общем, по фигу, что станет с его нерадивыми чадами. А это дает и нам встречную возможность — впервые за всю историю России! — перестать воспринимать государство и его вождей всерьез». (http://www.mk.ru/politics/article/2011/10/06/630299-on-dal-nam-absolyutnuyu-svobodu.html)


Проблема в том, что нынешняя «пропаганда» не работает без «наркотизации» населения. У нас эта наркотизация основана на ценах за баррель нефти, а на Западе на печатании долларов. И как только все эти фокусы закончатся, и уровень жизни упадёт, то вся эта чепуха тут же перестанет работать. Если у вас пустое брюхо, а ещё плачет голодный ребёнок, то вам будет наплевать на рассказы разных кремлёвских пропагандистов.

Некоторыми предлагаются рецепты «оживления» пропаганды, посредством отключения интернета. Во-первых, из одного центра весь интернет закрыть невозможно. Во-вторых, даже если нечеловеческими усилиями это сделать, то в нынешнем своём «весёлом» состоянии народ уже точно массово выйдет на улицу, и этому режиму останется совсем недолго. Кстати говоря, в ноябре вроде как собираются отключить ютуб, вот и посмотрим на эффект.

Если говорить о России, то в начале 20-го века большая часть населения была неграмотными дикарями, которые даже читать не умели. Вот на таких людей работает идеология, пропаганда, какие-то митинги и лозунги. На них работала бы любая чепуха. Сейчас ― нет. Потому что сейчас все образованные. Что-то читают и смотрят, пусть хоть и тупые программы. Но что-то в голове у них есть. Пропаганда ― это тупое воздействие в лоб. Вывески, лозунги, призывы к светлому будущему. В 90-е годы работала любая реклама, когда показывали мужика со сникерсом, и все оголтело бежали их покупать. Сейчас мужиком со сникерсом никого не удивишь, потому что информационных потоков много, у всех забитая голова. Поэтому пропаганда (тупое воздействие в лоб) не работает вообще.

А вот пиар (косвенное воздействие) работает, но плохо. Когда потихоньку капают и раздувают некий тренд. Да и то, специально тренд выдумать не получается, он по сути возникает сам собой, и талант пиарщика заключается в том, чтобы его оседлать. Складывается некий потенциал какой-то социальной активности. Как, например, в нулевые годы стал моден гламур и пафос. И все атрибуты гламура и пафоса (шмотки, атрибуты, наращивание волос, ногтей, жоп, сисек, тренинги «как стать стервой» и проч.) начали активно пользоваться спросом, возникли целые отрасли. И так везде, в том числе в политике.

В политике сейчас моден национализм. Хотя ещё лет десять назад все русские националисты были не просто маргиналами, их просто не существовало в общественной жизни, т.к. они никому не были интересны. Нынешний же националистический тренд создан не каким-то текстами, а он возник сам собой как противодействие кавказской этнической преступности.

А вот специально что-то искусственно внедрить ради светлого будущего ― не получится. Не верит сейчас народ в светлое будущее. Ни в коммунизм, ни в «кредитно-потребительский рай», ни в какой другой «конец истории». Все справедливо считают, что это всё разводка, и отвечают, что как же вы задолбали со своим раем, коммунизмом и обществом тотального среднего класса и всеобщего потребления.

Вернуться назад