ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > О загнивающей Орде в российском кино

О загнивающей Орде в российском кино


28-09-2012, 08:05. Разместил: VP

Роман Носиков

 

Уважаемые читатели! Мы находимся с вами в особом временном отрезке - после того, как мы увидели «Белый Тигр», «Предстояние», «Царь», «Край» и так далее, но перед тем как нам покажут «Сталинград» под режиссурой Ф. Бондарчука. В этот нелегкий момент посттравматического переживания, осложнённого ужасом предвкушения, нам совершенно необходимо продолжать следить за достижениями отечественного кинематографа.

 

Люди! Я принес вам прекрасное известие: на отечественном кинорынке появилась картина на историческую тему, которую можно в принципе смотреть. Не обдалбываясь корвалолом и не запивая шедевр сверхдозами коньяка. Вам это даже может понравиться. Невероятно, скажете вы? И всё же я утверждаю: в этот раз вам не придется, как обычно кусать кулак, плакать и спрашивать у титров «За что?!!»

 

Я говорю о только что вышедшем на экраны фильме режиссера А.Прошкина-младшего «Орда».

 

Фильм основан на фрагменте из жития святителя и чудотворца Алексия – митрополита Московского. Он, будучи под угрозой разорения Москвы, был вызван ханом Джанибеком в Орду, чтобы исцелить там ослепшую внезапно Тайдулу - первую леди Орды.

 

Момент наступления болезни описан в фильме весьма красочно: Тайдула присутствует при казни русского пленника и внезапно слепнет. По словам самой Тайдулы, она «начинает видеть тьму». Мне кажется, что, построив сцену таким образом, режиссер хотел показать, что жестокость, дикость нравов и насилие, которое постоянно в течение своей жизни видела Тайдула, утомили ее душу, и душа отказалась видеть эту жизнь дальше.

 

Тайдулу играет Роза Хайрулина. Играет сильно, уверенно. Тайдула у Розы Вакильевны вышла потрясающе харизматичной – когда такие женщины входят в одно помещение с вами, вы только через пару секунд понимаете, что встали и стоите навытяжку.

 

У фильма есть одно фундаментальное расхождение с житием: В житии Алексий молится, омывает лицо Тайдулы святой водой, и происходит чудо – Тайдула исцеляется, а Джанибек дарует Алексию всяческие дары, устраивает пир и так далее.

 

В фильме между молитвой со святой водой и чудом исцеления проходит много времени, в течение которого Алексий претерпевает унижение, муки и лишения, спускается в саму преисподнюю Орды – к русским рабам работящим на кочегарке, видит смерть, видит жестокость и испытывает то, что называется покаяние.

 

Здесь (я так думаю) опять происходит игра режиссера образами. Когда Алексий только прибывает в Орду, его проводят между двух огромных костров, и Алексей проходит, не опалив даже одежд. В кочегарке же у него загорается рукав, и Алексий не тушит его, позволяя огню охватить свою одежду почти полностью. Так он смиряется с тоем, что он не Владыка Алексий, как он представился рабам-полоняникам в самом начале, а всего лишь человек. Наутро после этого Тайдула выздоравливает и происходит вручение наград и привилегий.

 

В общем, в картине обнаружен артхаус и многозначность трактовок. Но доза не смертельна. Похвалить можно также за то, что технически фильм снять очень хорошо, музыка в кассу. За что благодарен творческому коллективу особо – им удалось избежать жутких клише о русской старине. Ну, это знаете когда у русских героев обязательно прямо из пшеничных бород и ярко синих глаз так и лезет произносимое добротным баском «исполать» или «княже».

 

При просмотре фильма ни одного «исполать» не обнаружено.

 

А теперь - о том, что разочаровало.

 

Разочаровало, уважаемые читатели, описание Орды. По уверениям режиссера Прошкина выходит, что практически всю Евразию покорил какой-то дикий кишлак, в котором даже цари одеты чёрт знает во что и смертельно обижаются, когда выясняют, что китайский фокусник, выступающий у них во дворце – вовсе не настоящий волшебник. Сцена расставания с иллюзией о существовании Деда Мороза проходит для «волшебника» крайне болезненно – непонятно с чего взрослый в других вопросах, но совершенно инфантильный в этом, монарх прыгает у него на голове, как бы говоря зрителям, что он дик, жесток и не понимает тонких хипстерских приколов.

 

Столица Орды живет в дикой грязище и вонище знакомой нам по фильму «Царь». Есть вероятность, что оттуда её и завезли.

 

Между тем еще задолго до завоевания Руси Орда завоевала Китай, откуда вывезла школу бюрократии, инженерное дело и шелк, конечно. Плюс представление о роскоши. По фильму же совершенно непонятно, как этим бомжам удалось покорить Русь и на что уходила взимаемая в течение столетий дань. Такое ощущение, что покорение было совершено при поддержке навоза, а полученное золото тратилось на его закупку. Потому что только навоз и грязища имеется в фильме в достойном великой монгольской Империи количестве.

 

Отсутствуют и чиновники, отсутствует инженерия, отсутствуют передовые по тем временам для Европы канализация и водопровод.

 

...Ну, не любим мы Орду. Настолько не любим, что даже спустя века не поднимается рука отдать должное уважение. Примерно так же как Европа не любит нас. Только Европа никак не может смириться с тем, что Россия – это не когда медведи людей на арене разрывают и не когда пьяные люди с косматыми бородами сначала лезут друг к другу целоваться, а потом режут, жгут и вешают, а уникальная культура, литература, архитектура и много других «ур».

 

...Вот. А фильм смотреть можно.

 


Вернуться назад