ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > Анализируя японско-китайский островной конфликт

Анализируя японско-китайский островной конфликт


26-09-2012, 19:59. Разместил: mikailme

29 сентября будет отмечаться 40ая годовщина нормализации дипломатических отношений между Китаем и Японией, двумя странами, которые провели большую часть XX века во взаимной вражде, а зачастую и воюя друг с другом. Данная годовщина проходит на фоне самого низкого градуса современных китайско-японских отношений, связанных с дипломатическим конфликтом вокруг группы спорных островов в Восточно-Китайском море, известных как острова Сенкаку в Японии и острова Дяоюйдао в Китае.

 

Эти острова, представляющие собой всего лишь необитаемые скалы посреди океана, сами по себе значительной ценностью не обладают. Тем не менее, националистические группы в обеих странах используют их для разжигания старой вражды; в Китае, правительство даже помогает демонстрантам в организации протестов против действий Японии, выкупившей острова у частного владельца и фактически национализировавшей их. Однако напористость Китая не связана лишь с данной проблемой. Пекин предпринимает широкомасштабную экспансию и значительно увеличивает флот с целью защиты собственных морских интересов, усилия, которые Япония — островное государство, жизненные интересы которого связаны с морем — естественно принимает за угрозу собственной национальной безопасности. Движимый экономическими и политическими потребностями, Китай расширяет свое военное присутствие в регионе, что уже сказывается на духе японской внешней политики, которая постепенно выходит из того пацифистского сна, который являлся основной характеристикой действий Страны Восходящего Солнца на международной арене со времен окончания Второй Мировой войны.

 

 

Новые грани старого конфликта

Напряженность во взаимоотношениях между странами началась еще в апреле. Во время своего визита в Соединенные Штаты, губернатор Токио Синтаро Исихара, жесткий националист, известный за свою книгу «Япония, которая говорит Нет», изданную в 1989 году, и являющийся сторонником более весомой международной роли Японии, не привязанной к американским интересам и влиянию, заявил, что муниципальное правительство Токио планирует приобрести три из пяти островов архипелага Сенкаку/ Дяоюйдао у их частного японского владельца. В то время заявления Исихара сильного шума не вызвали, однако последовательные усилия по поиску средств и продвижению плана, привлекли внимание, а затем и прямое вмешательство официального японского правительства. Данные усилия также отвлекли внимание Китая от своего военного и политического противостояния с Филиппинами вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море.

 

Десятилетиями, Токио и Пекин в общих чертах придерживались неписанного правила не касаться вопроса спорных островов. Япония согласилась не проводить на островах никаких строительных и иных работ, а Китай в свою очередь согласился отложить рассмотрение любого рода претензий на острова и не позволить спору отрицательно сказаться на торговых и политических отношениях со своим восточным партнером. Несмотря на то и дело возникавшие конфликты, в основном связанные с задержанием китайских рыбаков кораблями японской береговой охраны или японскими или китайскими националистами, пытавшимися высадиться на острова, вялотекущие территориальные претензии занимали незначительное место в двусторонних отношениях между странами.

 

Однако планы Исихара по покупке островов муниципальным правительством Токио и даже начавшееся на островах строительство, заставило центрального правительство Японии перейти к решительным действиям. Находясь под внутриполитическим давлением, требующим обеспечить японские притязания на острова, правительство решило, что «национализация» островов будет самой незначительной из возможных проблем. Контролируя строительства и поселения на островах, центральное правительство надеялось удержать хрупкие договоренности с Китаем в силе.

 

Китай же воспринял японскую национализацию островов как внешнеполитический вызов. Даже когда в Японии еще шли споры о том, какое решение принять, Китай уже начал поджигать антияпонские настроения. Пекин тайно поддержал принятое в августе решение группы гонконгских активистов по высадке на спорных островах. В то же время, Пекин предостерег свои суда от вхождения в спорную акваторию. Полуавтономный же статус Гонконга был использован Пекином для дистанцирования от предпринятых активистами действий и возможности более гибкого диалога с Японией.

 

Как и ожидалось, силы японской береговой охраны арестовали гонконгских активистов и наложили арест на их судно, однако Токио вскоре освободило нарушителей, не желая портить отношения с Китаем. Меньше чем через месяц, после того как правительство приняло окончательное решение о покупке островов у частного японского владельца, Китай захлестнула волна антияпонских выступлений, во многих местах вылившихся в беспорядки и вандализм, направленный против японских продуктов и компаний. Несмотря на то, что многие из этих демонстраций поддерживались государством, китайцы попытались снизить накал протеста, когда ситуация начала выходить из-под контроля.  Все еще используя антияпонскую риторику, государственные китайские СМИ широко освещают усилия местных органов власти по выявлению и наказанию провокаторов, заявляя, что проявление патриотизма не должно перерастать в антиобщественное поведение.

 

Сегодня, всего через месяц после начала активных действий, как Китай, так и Япония пытаются удержать ситуацию в стабильных рамках. Китай перешел от бунтов митингующих к саботированию взаимной торговли с Японией на местном уровне — большинству японских товаров крайне тяжело пройти китайскую таможенную очистку, их задерживают и долго проверяют. Япония же послала в Пекин для обсуждения проблематики своего заместителя министра иностранных дел. В это время китайские корабли продолжают патрулировать акваторию спорных островов, и также поступают сообщения, что сотни и даже тысячи китайских рыбацких лодок в Восточно-Китайском море собираются возле островов для проникновения на японскую территорию.

 

Продолжая контролировать развитие события, ни одна сторона не может уступить в данном территориальном споре, и оба государства продолжают искать пути политического урегулирования вопроса, с целью не позволить ситуации усугубиться.

 

Политические дилеммы Пекина и Токио

Территориальные споры Китая и Японии, мировых экономических держав номер два и три,  вокруг островов проходит на фоне политического кризиса внутри стран и общей неуверенности в перспективах собственных экономик. Однако конфликт также отражает и отличные позиции двух стран в истории развития, и их роли по поддержанию баланса сил в Восточной Азии.

 

Китай, самая быстроразвивающаяся сила в Азии, переживала десятилетия быстрого экономического роста, однако сейчас сталкивается с системным кризисом, подобным тому, с которым столкнулась Япония в 90е, а Южная Корея и другие азиатские тигры спустя десятилетие. Китай достиг пика в развитии экономической модели, основанной на широком кредитовании и экспортной ориентированности. Сегодня, страна должна дать ответ тем экономическим и социальным последствиям, которые ее ожидают уже в ближайшем будущем. Весьма мрачный фон для передачи лидерства в Китае, который страна переживает раз в десять лет. Проблемы лишь подогревают политическую нестабильность и усиливают споры вокруг выбора других путей экономического развития и создания более устойчивой экономической модели. Однако несмотря на замедление экономического роста Китая, его военная мощь продолжает возрастать.

 

День за днем, китайская армия становится все более современной военной силой, все более активно влияя на формирование китайской внешней политики и более настойчиво продвигая интересы государства на региональной арене. Китайские военно-морские силы 23 сентября приняли на вооружение первый в истории страны авианосец, и этот корабль может стать символом военной экспансии Поднебесной. В то время как Пекин оценивает авианосец в роли инструмента, который позволит продвигать интересы страны в регионе (а в перспективе, и в мире), также как это делают Соединенные Штаты, стоит отметить, что корабль подобного типа у страны всего один, а сам Китай еще новичок в планировании операций для подобного типа морских авиационных групп. Обладание единственным авианосцем скорее наложит больше ограничений, чем предоставит возможностей. Они будут связаны, в первую очередь, с опасениями и потенциально негативной реакцией соседних государств.

 

Япония, напротив, в течение двух десятилетий находится в постоянной экономической стагнации — темпы роста малы, хотя и рецессии не наблюдается. Тем не менее, два десятилетия бурного роста китайской экономики, в некоторые годы достигавшего двузначных величин, затронули и японскую экономику. Несмотря на трудности, японская экономика обладает множеством скрытых преимуществ. Основной проблемой Японии является отсутствие экономического динамизма, опасения, которые начинают отражаться в японской политике, где новые силы готовы изменить политический статус-кво. Долгое время доминирующая на внутриполитической арене страны Либерально-Демократическая партия три года назад проиграла выборы Демократической партии, при этом сегодня обе главенствующие партии ощущают достаточно жесткую конкуренцию со стороны независимых, новых кандидатов и стремительно развивающихся региональных группировок, проповедующих национализм и призывающих к более агрессивной внешней политике.

 

Причем даже до бурного роста региональных партий, Япония начала постепенно, но неотвратимо, двигаться в сторону отказа от наложенных на нее вследствие поражения во Второй Мировой войне ограничений. Являясь живым свидетелем усиления военной мощи Китая, развития программы ядерных вооружений Северной Кореи и даже военной экспансии Южной Кореи, Япония осознала, что потенциальные угрозы ее безопасности становятся все очевиднее, что и заставило официальный Токио начать предпринимать активные действия. Соединенные Штаты, отчасти руководствуясь желанием разделить ответственность за обеспечение безопасности со своими союзниками, подталкивает Токио к более активному участию в региональной и мировой политике, роли, соизмеримой с общим мировым экономическим влиянием страны.

 

На фоне экономической стагнации последнего времени, за прошедшие 20 лет страна спокойно провела реформу вооруженных сил, расширив конституционные возможности применения армии. Например, Япония подняло статус оборонного агентства до министерства обороны, расширила международные контакты в области обучения и подготовки войск, начала более активно покупать и производить системы вооружений, успешнее интегрировалась в американскую системы ПРО и начала развертывание собственных вертолетоносцев.

 

Гонка за доминирование в Восточной Азии

Мы становимся свидетелями того, как Китай борется за новую роль своих вооруженных сил в международных отношениях, в то время как Япония проходит этап переоценки роли армии как инструмента внешней политики. Два десятилетия стремительного экономического роста Китая подходят к своему логическому завершению, население страны все еще крайне бедное, нет никакого прогресса в увеличении внутреннего потребления, а это значит, что Пекину предстоит пройти еще долгий путь к достижению более эффективного распределения ресурсов и прибылей. Это грозит Китаю неминуемым ростом социальной напряженности. Япония, после двух десятилетий согласия общества мириться с экономической стагнации при высоком уровне жизни, теряет свое терпение по отношению к той бюрократической системе, которая лучше всего известна своей инерцией.

Обе страны становятся свидетелями роста национализма, обе ищут нового места для более активной роли своего военного потенциала, и обе занимают одно и то же стратегическое место. Заявление Вашингтона о повышении внимания к Азиатско-Тихоокеанскому региону, заставило Пекин задуматься о том, не включится ли Япония в игру Соединенных Штатов против Китая, отдающую аналогиями с Холодной войной.

Сегодня мы являемся свидетелями начала нового изменения сил в Азии. Не случайно, что за установлением в 1972 году дипломатических отношений между Китаем и Японией, Пекин посетил Ричард Никсон. В то время речь об островах Сенкаку/ Дяоюйдао даже не шла, так как они находились под управлением США. Японская армия подчинялась Соединенным Штатам вследствие решения Токио обменять свои военные права на доступ к американским рынкам и защите со стороны США. Изменение в американо-китайских отношениях быстро повлек за собой и стремительное развитие китайско-японских отношений.

Американский интерес в поддержании постоянного баланса между двумя ключевыми  силами в регионе никоим образом не должен повлиять на доминирующую роль самих США в Тихом океане. Во время Второй Мировой войны Соединенные Штаты поддерживали Китай в его борьбе против империалистической Японии. Сегодня, действуя сообразно, США поддерживает военное возрождение Японии, которое будет способно сдержать усиливающийся Китай. Вхождение экономики Поднебесной в новый экономический цикл, который, несомненно, повлечет за собой и изменения во внутриполитической структуре страны, несомненно, вызовет геополитический сдвиг в регионе. Но что бы ни происходило между Китаем и Японией, невидимой тенью над ними всегда будут висеть США, верные своей древней римской политике «разделяй и властвуй».


Вернуться назад