А вот в том, что касается коррупции, свободы слова, превышения чиновниками должностных полномочий, мы выглядим весьма бледно.
Соавтор доклада Даниэль Кауфман прокомментировал результаты исследования так: «Мы не считаем, что лишь богатым и сильным странам удалось выйти на приемлемые уровни государственного управления и борьбы с коррупцией; финансовый кризис напоминает нам о том, что качество управления в странах «большой восьмерки» не всегда является образцовым».
Наша «необразцовость» – самая заметная. У России более или менее сносные показатели за 2008 год (именно он стал предметом исследования ВБ) в двух схожих исследуемых категориях. Речь идет в первую очередь об оценке эффективности работы правительства. Сюда эксперты отнесли, в частности, формулировку политики, независимость гражданской службы от политических давлений. Вторая категория – так называемое регулирование качества, которое понимается Всемирным банком как способность правительства обеспечить обоснованную политику и нормативные положения, которые поощряют развитие частного сектора. Однако и эти показатели выглядят неплохо, если нас сравнивать с развивающимся миром. РФ не выдерживает конкуренции с большинством развитых государств, ни с одной из других стран БРИК (Китай, Бразилия, Индия) и даже с Грузией.
По части политической стабильности, борьбы с насилием и терроризмом, судя по исследованию, мы преуспели еще меньше. Так же как и в вопросах свободы слова и обеспечения подотчетности правительства. То, как соблюдают права и законы наши чиновники, работники судебных и правоохранительных органов, у авторов доклада также вызвало весьма невысокие оценки. Что же до центральной, пожалуй, темы исследования – коррумпированности власти, то у нас тут совсем беда. У Украины, например, этот показатель почти вдвое лучше, чем у России, у Грузии – втрое. Что же, например, до США, Великобритании и Германии, то от них РФ отстает более чем в шесть раз.
Исследователи не составляли общего итогового рейтинга, в каждой «номинации» – свои оценки, выставленные странам в алфавитном порядке. Но, по какой категории ни проводи сравнение, результаты не в нашу пользу. «Подобные исследования нужны хотя бы просто для осознания проблемы, но этого недостаточно. Как правило, государство и так знает о своих слабых сторонах, – комментирует ситуацию заместитель начальника аналитического управления ФАС России, автор серьезных исследований и книг, касающихся коррупции, Максим Овчинников. – От простой констатации фактов ничего не изменится. А про то, что ситуация удручающая, нам известно. Любое исследование помимо выявления проблемы должно предлагать ее решение. Видо в одной административной коррупции очень много: например, когда заинтересован и взяткодатель, и взяткополучатель. В этом случае один алгоритм действий. Если же один из участников недоволен происходящим, тогда стоит использовать уже другой метод воздействия. В любом случае одних замеров недостаточно».
Об антикоррупционной борьбе говорят сейчас в России не меньше, чем об антикризисной. Однако особых успехов, если не считать несколько судебных дел против чиновников, в основном среднего уровня, не видно «Ни в одной стране мира до конца победить коррупцию нельзя, – объясняет Максим Овчинников. – Ее можно уменьшить, смягчить и даже свести к минимуму, как это сделали в Сингапуре и Гонконге. Для этого необходимо выбрать правильный метод.
Не ловить чиновников и показательно сажать их, а сделать так, чтобы дача взятки была в принципе невозможна».