ОКО ПЛАНЕТЫ > Размышления о политике > 100 дней премьерства: Политологи оценили Дмитрия Медведева в новой должности

100 дней премьерства: Политологи оценили Дмитрия Медведева в новой должности


28-08-2012, 09:07. Разместил: VP
ВЕРА МОСЛАКОВА
Политологи сомневаются в успешном будущем правительства Медведева.Фото: EPA. DMITRY ASTAKHOV
Политологи сомневаются в успешном будущем правительства Медведева.
Фото: EPA. DMITRY ASTAKHOV
 
 
28 августа – сотый день работы правительства Дмитрия Медведева. После вхождения новых членов кабинета министров в курс дел стало понятно, что правительство ждут серьезные изменения. Как утверждают политологи, нынешний состав пока не смог дать внятный ответ на вопрос о том, как будет реформироваться пенсионная система, не сумел доработать бюджет, принять антикризисный план действий, а также сформировать прогноз социально-экономического развития России до 2030 года.

Начиная с мая, Медведев провел лишь одно заседание президиума, предпочитая собирать кабинет министров в полном составе. «По истечении 100 дней окончательно стало ясно, что Дмитрий Медведев – технический премьер, правительство техническое, а центр принятия решения перешел в Администрацию президента», – сказал «НИ» эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин. По мнению политолога, осенью, скорее всего, в этом правительстве произойдут серьезные перестановки. «Сам Медведев сохранит свой пост, но его креатур всех вычистят, и Медведев станет стопроцентным техническим премьером или уйдет из большой политики», – полагает эксперт.

Перспективы у правительства в принципе есть с учетом тех трансформаций, которые сейчас намечены. «Естественно, это будет до первого обострения социально-экономической ситуации, – полагает политолог. – А судя по тем трендам, которые обозначились во второй половине августа, обострение осенью все-таки состоится. Может, не в сентябре-октябре, а в ноябре или даже декабре. Но совокупность негативных факторов намечается, и дефицит продовольствия, и повышение в очередной раз тарифов ЖКХ 1 сентября, и проблемы на предприятиях в регионах, и забастовка на Уральском заводе. Все это накопится, и правительству за это придется отвечать, скорее всего, уже в этом году».

Декан кафедры прикладной политологии Высшей школы экономики Андрей Мельвиль тоже говорит о том, что за сто дней правительство не продемонстрировало сколько-нибудь значимых прорывов и инициатив. «За 100 дней не произошло ничего драматического. Этот период был периодом притирок и оформлением отношений внутри правительства, и даже не столько внутри самого правительства, сколько с внешними агентами влияния, прежде всего с функционально параллельными структурами в администрации», – пояснил «НИ» ученый.

По его словам, технически имеющийся кабинет министров вполне компетентен, хотя поражает разброс ориентаций и установок и политических траекторий разных его членов. Некоторые назначения большинству наблюдателей казались абсолютно непонятными и продиктованными непонятно какими мотивами. Это относится к области культуры, к энергетической политике, уточняет г-н Мельвиль. «Мы за 100 дней не услышали ничего относительно стратегических и практических установок по целому ряду ключевых сюжетов, которые стоят перед страной, – констатирует собеседник «НИ». – Это проблема пенсионной реформы, проблема ЖКХ, проблема определения внешнеполитической идентичности, проблема военной реформы».

Сто дней правительства Медведева как последние

 

 

Сегодня правительство Дмитрия Медведева отметит 100 дней своей работы. Премьер был утвержден 8 мая, новый состав кабмина был назначен 21 мая. С тех пор действующее правительство запомнилось экспертам противостоянием с командой президента Владимира Путина, введением «бюджетного правила», которое готовил уволенный Медведевым Алексей Кудрин, и вступлением в ВТО, которое подписал Владимир Путин. Опрошенные РБК daily экономисты и политологи рисуют безрадостные перспективы правительства на будущее.

 

По словам первого вице-президента ЦПТ Алексея Макаркина, при формировании кабмина Медведев получил квоту на назначения, но количество назначенцев не переросло в качество. Среди назначенцев оказалось много замов, поскольку министры ушли с Путиным в Кремль. Окружение Владимира Путина и правительство Дмитрия Медведева фактически вступили в открытое противостояние. Пока оно проявилось в сфере ТЭКа и среде силовиков (эксперты напоминают о появлении фильма «Потерянный день» о якобы запоздало принятом Медведевым решении о введении войск в Южную Осетию).

 

«Медведев смог провести своего вице-премьера Аркадия Дворковича. Но более серьезную роль в этой сфере продолжил играть его предшественник Игорь Сечин. В результате Дворковичу приходится вести сложную борьбу. То Сечина назначают главой совета директоров «Роснефтегаза» и это оказывается новостью для правительства Медведева, то приходится спешно переделывать президентский указ, в котором прописаны широчайшие полномочия Сечина в президентской комиссии по ТЭКу, то приходится «делать утечки» в СМИ своих замечаний по поводу реорганизации и приватизации энергетики», — отмечает г-н Макаркин.

 

Экономисты не менее пессимистичны в оценках кабмина. «Большое разочарование», — краток главный экономист ФК «Открытие» Владимир Тихомиров. По его словам, есть лишь два положительных момента. Во-первых, правительство придерживается консервативной политики планирования бюджета, но это скорее продолжение идей, сформулированных экс-министром финансов Алексеем Кудриным. Второй момент — вступление в ВТО — вряд ли можно считать заслугой правительства, потому что переговоры длились 18 лет и документы были подписаны премьером Владимиром Путиным.

 

Главный экономист «Уралсиб Кэпитал» Алексей Девятов отмечает усилившуюся поддержку экономики со стороны ЦБ через кредитный канал (в основном госбанкам через инструмент РЕПО), попытку правительства найти компромисс по поводу снижения бюджетных расходов — введение «бюджетного правила» и работу АСИ по проведению институциональных реформ по дебюрократизации российской системы. «По всем остальным статьям или очень вялый прогресс, или его полное отсутствие», — констатирует он, отмечая, что ожидания сдвигов по крупным структурным реформам — начиная от приватизации и тарифной политики и заканчивая бизнес-климатом — пока не оправдались.

 

«Критиковать правительство отчасти рано, потому что срок по задачам, поставленным президентом, в основном заканчивается осенью. Судя по сообщениям, правительство активно занимается разработкой проектов, но есть сомнения, что оно сможет уложиться в поставленные сроки. Яркий пример — пенсионная реформа», — говорит эксперт, подчеркивая, что правительству здесь потребуется политическая воля на непопулярные меры.

 

Второй важный вопрос — приватизация. «Между правительством и Кремлем намечается явное расхождение во взглядах. Медведев, будучи президентом, активно продвигал идею расширения приватизации для повышения эффективности экономики и поддержки бюджета через налоги. У Кремля установка противоположная: не будем продавать дешево, будем ждать», — констатирует г-н Девятов.

 

По словам экспертов, с имиджевой точки зрения правительство изначально хромало на обе ноги. «Правительство воспринималось как временное, элита давала ему полгода-год, и это оказалось важным психологическим моментом. По-моему, никогда еще так плохо элита не отзывалась о правительстве. Сравнить ситуацию можно только с отказом в декабре 1992 года VII съездом народных депутатов утвердить Егора Гайдара на посту председателя совета министров», — отмечает г-н Макаркин, подчеркивая, что «многие представители элиты, получив приглашение на посты Минобразования и Минэнерго, от них отказались».

 

http://www.rbcdaily.ru/2012/08/28/focus/562949984602978

 

Сто дней правительства Медведева: новации и инновации

 


Правительство Дмитрия Медведева за сто дней своей работы не успело принять судьбоносных для страны решений. Это было время вхождения новых членов кабинета министров в курс дел и подготовки к действиям, от эффективности которых будет зависеть прохождение экономики через кризис.

Сто дней работе правительства Медведева исполняется 28 августа. Накануне эксперты подвели итоги его деятельности за этот период.

 

Основная работа для правительства, как отмечают эксперты, еще впереди: в ближайшие четыре месяца предстоит решить судьбу пенсионной системы, доработать бюджет и антикризисный план действий, определить программу деятельности правительства на шестилетнюю перспективу и сформировать прогноз социально-экономического развития России до 2030 года.

 

АЙПАДЫ И ПРЯМЫЕ ТРАНСЛЯЦИИ


Став главой правительства, Медведев изменил стиль его работы. Премьер отказался от практиковавшейся Путиным на протяжении последних четырех лет практики проведения заседаний президиума правительства, когда многие решения принимались не полным составом кабинета, а лишь вице-премьерами и ключевыми министрами. Начиная с мая, Медведев провел лишь одно заседание президиума, предпочитая собирать кабинет министров в полном составе.

Кроме того, теперь каждый четверг в прямом эфире телеканала "Россия 24" транслируется не только выступление премьера в начале заседания, но и обсуждение первых двух наиболее важных вопросов повестки дня. Затем, как это было и раньше, журналисты могут получить дополнительную информацию на традиционном брифинге, в котором участвуют вице-премьеры и министры, отвечающие за обсуждавшиеся  вопросы.

 

Медведев, известный как любитель различных гаджетов, стал активно внедрять их в работу на заседаниях правительства и совещаниях: теперь члены российского кабинета министров пользуются документами не на бумажных носителях, а в электронном виде с помощью планшетных компьютеров iPad.

Но иногда новые технологии дают сбой, и тогда выручают распечатанные по старинке на бумаге материалы. Один из таких случаев произошел в резиденции премьера в Горках, где 27 июля проходило совещание, посвященное аномальной летней жаре в ряде регионов страны.

 

Руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Александр Фролов, делая доклад о ситуации с засухой, представил Медведеву карту с данными прогноза пожарной опасности в регионах страны. В iPad премьер-министра должна была загрузиться карта, на которой различными цветами выделены регионы по степени  пожарной опасности. Однако по какой-то причине она загрузилась в черно-белом варианте, и определить, где красный цвет (наивысшая степень пожарной опасности), а где, например, зеленый, не было никакой возможности. В этой ситуации глава Росгидромета не растерялся и, тут же передав главе кабмина бумажный вариант карты, продолжил свой доклад.

 

БОРЬБА ЗА ТЭК


Едва правительство Медведева начало работу, как ему пришлось столкнуться с жесткой конкуренцией за право принятия окончательных решений в ключевой сфере экономики – топливно-энергетическом комплексе. Бывший куратор этого сектора Игорь Сечин, перейдя с поста вице-премьера на должность главы "Роснефти" <ROSN>, постарался сохранить за собой влияние на ТЭК.

 

Сначала бывший зампред правительства создал неформальный нефтяной клуб для обсуждения актуальных проблем отрасли. Затем последовал президентский указ о создании комиссии при главе государства по вопросам стратегического развития ТЭКа и экологической безопасности. Эту комиссию возглавил президент Владимир Путин, а ее ответственным секретарем был утвержден Сечин.

 

В президентскую комиссию, помимо нефтяников, вошли представители газовой и транспортной отраслей, электроэнергетики, а также ученые и чиновники. Такой широкий состав позволял новому органу рассматривать практически любые вопросы, начиная от цен на нефтепродукты и заканчивая программами развития электроэнергетики. Таким образом, полномочия  аналогичной правительственной комиссии по вопросам ТЭКа и нового куратора отрасли – вице-премьера Аркадия Дворковича – значительно ограничивались.

 

На первом же заседании новой комиссии Путин разрешил намечавшийся конфликт, распределив полномочия между Кремлем и Белым домом. Президент заявил, что возглавляемая им комиссия не будет подменять работу правительства в сфере ТЭКа: ее главной задачей является координация усилий по стратегии развития отраслей в энергетике, но окончательные решения все равно будут оставаться за правительством.

 

Впрочем, уже в ближайшее время противоречия могут проявиться вновь. По словам вице-премьера Дворковича, правительство РФ на заседании в сентябре рассмотрит вопрос об интеграции Федеральной сетевой компании <FEES> и Холдинга МРСК <MRKH>, после чего вынесет предложения на утверждение президенту России. Ранее, на первом заседании президентской комиссии по ТЭКу, было принципиально одобрено решение об интеграции компаний электросетевого комплекса. При этом "Роснефтегаз", совет директоров которого также возглавил Сечин, предложил провести такую интеграцию со своим участием. Дворкович же сомневается в эффективности схемы организации единой компании с участием "Роснефтегаза".

 

ГЛАВНЫЕ РЕШЕНИЯ


Самым заметным решением правительства Медведева стало принятие скорректированной программы приватизации государственного имущества на ближайшие два года, а также уточнение приватизационного плана на период до 2016 года. Однако при этом так и не появилось точного графика продаж госдолей в крупнейших компаниях и банках с разбивкой пакетов по годам. По словам Медведева, конкретные сроки и объемы продаж будут определяться отдельными решениями.

 

Правительство не станет выставлять на продажу принадлежащие государству доли в крупнейших банках и компаниях, если не будет уверено в возможности получить хорошую цену. Одной из знаковых приватизационных историй стала уже неоднократно переносившаяся продажа 7,58% минус одна акция Сбербанка <SBER>. Его приватизация планировалась еще на сентябрь прошлого года, однако затем была отложена из-за неблагоприятной рыночной конъюнктуры. То же самое происходит и в текущем году – пока ситуация на рынке ставит под сомнение вероятность проведения крупных приватизационных сделок.

 

Другой причиной задержки с приватизацией крупнейших объектов эксперты считают отсутствие консенсуса во властных структурах. "По приватизации все решения приняты, только они не реализуются. Все-таки какая-то внутренняя дискуссия остается по этому поводу. Рынки не благоприятствуют, это понятно, но есть и вторая причина – внутренняя дискуссия сохраняется", - прокомментировал агентству "Прайм" итоги ста дней правительства глава совета директоров МДМ Банка <MDMB> Олег Вьюгин, занимавший в разные годы руководящие посты в Минфине, Банке России и ФСФР.

 

Еще одним важным решением правительства Медведева стало принятие пакета документов, согласно которым расходы бюджета-2013 в реальном выражении впервые могут остаться на уровне предыдущего года, зато полномочия правительства на случай возможного обострения ситуации в экономике усилятся. Кабинет министров одобрил основные параметры бюджета на ближайшие три года исходя из более низких, чем ожидалось ранее, цен на нефть, а также на основании бюджетного правила, призванного снизить зависимость от нефтяных котировок. Излишек нефтяных доходов, если таковой будет, по-прежнему будет направляться в Резервный фонд, откуда при необходимости средства можно быстро перебросить на острые нужды.

 

"На мой взгляд, важно, что определились достаточно консервативно и разумно по поводу бюджета на ближайшие три года. Формально он еще не одобрен, но основные принципы уже есть", - говорит Вьюгин.

 

ВРЕМЯ НА РАСКАЧКУ ПРОШЛО


Новое российское правительство формировалось долго. Медведев был утвержден премьером 8 мая, спустя неделю - 15 мая - он представил главе государства предложения о структуре правительства и его составе, а назначения в кабинет министров состоялись только 21 мая. Такая задержка объясняется тем, что состав кабмина обновился на три четверти.

 

Как отмечают эксперты, многим новичкам пришлось потратить время на вхождение в курс дел, поэтому важные решения еще только готовятся.

 

"Тут ситуация достаточно интересная: то заметное, что было в экономической сфере, -  решение об этом принималось еще до перехода Медведева на пост премьера. Например, вступление в ВТО. Или, например, индексация тарифов с 1 июля - важное решение на самом деле, но принималось оно тоже до того. Этот период во многом для Медведева был подготовительным с точки зрения действительно судьбоносных решений. То есть одни решения принимались до этого стодневного срока, а другие готовились, но пока не приняты. Они нас ждут в ближайшей перспективе", - заявил агентству "Прайм" директор департамента стратегического анализа аудиторско-консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев.

 

По мнению экспертов, одной из первых задач нового правительства должна стать подготовка программы действий на ближайшие годы, которой у нынешнего кабинета министров пока нет.

 

"Я думаю, что самое важное, что может сделать правительство, - это подготовить программу своих действий, особенно с учетом возможного обострения кризиса. Здесь некоторые решения были приняты, касающиеся бюджетной политики в условиях кризиса. Но в остальном никакого прогресса нет. Это особенно удивительно, потому что была разработана и предложена правительству России "Стратегия-2020". Причем говорилось, что это будет программа для нового правительства, но не видно признаков ни этого, ни того, что какая-то другая программа в плане есть", -  заявил "Прайму " руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич.

 

До конца текущего года правительству Медведева придется не только заниматься долгосрочным планированием, но и готовиться к кризису, а также определиться с пенсионной реформой.

 

"Решения, которые ждут нас в ближайшей перспективе, - это  какой бюджет будет внесен, в конце концов, правительством в Думу. Что будет с пенсионной реформой? Как известно, срок ее представления - 1 октября. И  это решения в рамках борьбы с кризисом: что будет правительство делать осенью? Не просто зарезервировать 200 миллиардов рублей, а когда по-настоящему накатит, что оно будет делать?" - говорит Николаев.

 

Петр Мокшин, ПРАЙМ

 

http://www.1prime.ru/news/articles/-201/%7BE5C78543-9716-4C8B-A5A8-BE6FB2BCE097%7D.uif



Вернуться назад